17-летняя инна, которая перенесла ортопедическую операцию, больше не будет стесняться своих «кавалерийских ног» и прятать их под длинную юбку

0:00 — 20 липня 2001 eye 2525

Уникальную методику выравнивания и удлинения ног с применением аппарата Илизарова разработал киевский ортопед Виталий Веклич

… Инна лежала на операционном столе, не чувствуя ног, разговаривала с анестезиологом, шутила, пыталась угадать, какой голенью хирурги занимаются в данный момент. Ни боли, ни тревоги уже не было. Даже не верилось, что это на ее ногах распиливают кость, протыкают их спицами. А еще утром девушка плакала, хотела отказаться от операции. Ведь ноги у нее здоровые. Просто некрасивые. Но с такими ногами и прабабушка прожила всю жизнь, и бабушка. Да и папа. Кому-то в наследство от родственников достается курносый нос, кому-то оттопыренные уши. Ей достались «кавалерийские ноги»…

-- Я помню, что с детства не любила эти ноги. Не нравились они мне, -- говорит Инна. -- Затем стала стесняться, комплексовать. О том, что форму ног можно исправить, и не мечтала. Родители тоже переживали. И вот в газете я прочла о новом методе, разработанном Виталием Векличем -- бескровной операции. Папа поехал к доктору в Киев.

-- Когда отец девочки обратился в нашу клинику, я спросил, какова степень деформации ног у его дочки, -- вспоминает заведующий специализированным отделением ортопедии и травматологии клинической больницы МНПО «Медстрой» кандидат медицинских наук Виталий Веклич. -- Мужчина поднял штанины брюк и сказал: «У дочки ноги такие же». Я понял: Инна -- наша пациентка. После операции девочка два--три месяца будет носить аппарат Илизарова. А когда мы снимем его, на ногах останется лишь несколько маленьких точек от спиц. Вскоре они зарастут, Инна перестанет стесняться своих ног и сможет носить короткие юбки.

Ортопедические ботинки трехлетняя девочка не захотела даже примерять

-- Не могу сказать, что в школе меня дразнили. Но взглядом провожали, это точно. А на улице могли и что-то оскорбительное бросить -- «кривоножка». Да и зеркало мне постоянно подсказывало, что ноги далеки от совершенства, -- говорит Инна.

-- Дочка была совсем маленькой, когда мы заметили, что ножки у нее, как говорят, «колесом», -- вступает в разговор мама девушки. -- Мы с мужем очень надеялись, что они выровняются, и прилагали к этому много усилий. Приглашали на дом специалиста, который делал ей массаж, на ночь привязывали специальные шины, чтобы закрепить ножки в нужном положении. Когда Инне было годика три, заказали высокие ортопедические ботиночки на шнурках. Но она как увидела их, сразу отбросила -- и в слезы. Никакие уговоры не помогли надеть ботинки. Они до сих пор валяются в шкафу. Постепенно все смирились, дочка стала носить только брюки и длинные юбки. Но на пляже-то приходится ходить в купальнике…

Операция позади. Мы с Инной разговариваем в палате отделения ортопедии и травматологии. На ногах у девушки металлические конструкции из спиц и колец -- усовершенствованный аппарат Илизарова. Но даже через всю эту конструкцию отчетливо видно: ноги стали ровными. А мне, видевшей девушку до операции, есть с чем сравнивать. Инна результатами довольна. Вот только как выдержать 2,5 месяца -- ведь снять аппарат можно будет, когда кости срастутся заново. Но Инна готова к испытаниям. В этом году она окончила школу, поступила в институт. Для нее теперь наступит новая жизнь. А комплексы останутся в старой.

«Чтобы придумать такие операции, врач должен быть еще и инженером»

-- Четыре года назад ко мне обратилась гимнастка столичного цирка и попросила исправить небольшую деформацию ног, -- вспоминает Виталий Веклич. -- Это был ее профессиональный недостаток. И я впервые рискнул сделать такую операцию. Она удалась. Так получается, что сами пациенты заставляют меня, врача, искать нестандартные решения для того, чтобы помочь им исправить какой-либо дефект. Пусть окружающим он кажется незначительным, но сам человек концентрирует внимание на собственных изъянах. Для него важно от них избавиться. Кроме того, кривые ноги -- это не только причина для развития комплекса неполноценности. Доказано, что из-за такой «конфигурации» ног нагрузка на суставы увеличена, они быстро изнашиваются, рано развивается деформирующий артроз. И чтобы сохранить возможность ходить, людям приходится имплантировать искусственные суставы уже в 40--50 лет. Мы попытались выяснить, как в других странах поступают ортопеды, если пациенты обращаются к ним с просьбой выровнять ноги. Оказалось, информация об этом как в специальной литературе, так и в сети Интернет отсутствует, нет и специалистов, которые пытаются решить подобные проблемы. Это объяснимо: при традиционных методиках предполагаются несколько операций, большие разрезы, труднозаживающие швы, гипс. Риск осложнений велик, а ортопеды не хотят лишних хлопот ни себе, ни пациентам.

До сих пор нигде в мире не применяются щадящие методики операций, позволяющие выравнивать искривленные ноги. А ведь степень деформации может быть очень высокой. Есть заболевания, при которых искривленные кости голени или бедра вообще не позволяют людям нормально передвигаться. Врожденные дефекты превращают детей в полных инвалидов. А ведь с такими аномалиями, оказывается, можно успешно бороться. Виталий Веклич доказал это, прооперировав уже многих пациентов с фосфатдиабетом (нарушением обменных процессов) и так называемой болезнью Блаунта.

Я рассматриваю огромную коллекцию фотографий и не могу не поражаться: вот маленькая девочка, страдающая фосфатдиабетом, на первом приеме, а вот -- через несколько месяцев после операции. Если на первую фотографию даже страшно смотреть, настолько искривлены ноги, то на второй ножки у ребенка уже практически нормальные. Как удается достичь такого эффекта?

-- Представьте себе изогнутую ветку дерева и попробуйте мысленно выпилить из нее сегмент так, чтобы ветка стала ровнее. Чем изогнутее дуга, тем больший сегмент приходится убирать. Иногда нужно выпиливать участки в нескольких местах. Это сравнение с веткой очень приблизительное, но на рентгеновских снимках можно увидеть, как мы работаем с костью. Почти так же. Вот только все манипуляции делаем, вводя инструменты через проколы на коже, диаметром не больше четырех миллиметров. Это технология малотравматичных операций. Многие инструменты пришлось разрабатывать самостоятельно. С детства меня интересовала техника, я увлекался точными науками. А когда стал врачом, понял, насколько интересными могут быть результаты лечения в ортопедии, если усовершенствовать некоторые методики операций.

«На поводу» у пациентов

-- Когда я работал в Институте ортопедии и травматологии, ко мне обратился парень. Он собирался жениться, но невеста была почти на голову выше него. И хотя они были влюблены друг в друга и его рост никакого значения для девушки не имел, он все же мечтал стать выше. Узнав о том, что метод Илизарова позволяет удлинять кости после травмы, он просил сделать ему такую операцию. Но тогда я не был к этому готов. Да и мои коллеги, к которым я обратился за советом, на консилиуме решили отказать необычному пациенту. Отказали. Однако фраза, которую он произнес тогда, до сих пор звучит у меня в ушах: «Я поеду в Москву, буду обращаться к другим врачам, но обязательно добьюсь своего». Как сложилась судьба того парня, я не знаю. Сегодня я прооперировал бы его. Сотни пациентов, для которых рост и длина ног были проблемой, «выросли» благодаря нашим операциям. Взрослому человеку можно увеличить рост на 5--10 сантиметров (на пять за счет голени и еще на столько же за счет бедренной кости). Детям в несколько этапов удается удлинить кость на 25--30 сантиметров.

… Наша газета писала о маленьком пациенте Виталия Веклича -- мальчике, у которого одна ножка от рождения была на 15 сантиметров короче другой и не росла (»ФАКТЫ», 17 декабря 1999 года).

-- За границей при такой патологии рекомендуют только ампутацию стопы и протезирование, -- продолжает Виталий Веклич. -- Мы же, впервые прооперировав этого ребенка в год, сделали пять этапов удлинения ноги, «нарастив» почти 30 сантиметров. Сейчас этот дефект практически незаметен. Мальчик даже не хромает.

Все пациенты, которые побывали в отделении у Виталия Веклича, признавались, что узнали о его методике операций… случайно, в основном из газет или встретившись с уже прооперированными людьми. Специалисты-ортопеды местных поликлиник и даже институтов информацией об этом методе не владеют. Правда, сейчас Виталий Викторович открыл свою страничку в Интернете, где разместил тексты на трех языках. За короткое время страничка стала очень посещаемой. Ею заинтересовались пациенты из США, Франции, Великобритании и других стран. Успеет ли всем помочь доктор Веклич?