Генеральный директор галереи частных художественных коллекций «Сокровища России» Игорь Смирнов в интервью «ФАКТАМ» настаивает на своей версии, что оригинал был похищен 90 лет назад и до сих пор не возвращен
С именем питерского художника-исследователя Игоря Смирнова связано одно из самых громких недоразумений современности: проведя антропометрический анализ, господин Смирнов пришел к выводу, что знаменитая Джоконда -- всего лишь фальшивка, занявшая место шедевра в Лувре после кражи века в 1911 году. О судьбе настоящей Моны Лизы можно только догадываться, но ученый предполагает, что, скорее всего, она находится в частной коллекции известного американского магната, и предлагает провести международную экспертизу. Подробности -- в интервью, данном Игорем Смирновым «ФАКТАМ».
-- Что заставило вас сомневаться в подлинности Джоконды? -- спрашиваю Игоря Смирнова.
-- Вот уже двадцать лет я провожу искусствоведческие экспертизы для владельцев частных коллекций. Так, благодаря антропометрическому анализу мне удалось установить принадлежность картины, которую я назвал «Союз небесной и земной святой Троицы», кисти испанского художника Сурбарана. Я исследовал подобным образом восемь полотен Сурбарана, Мурильо и Веласкеса. Непосредственно Джокондой занимаюсь два года. Никогда не думал, что можно оспорить авторство произведений Леонардо да Винчи. Их доподлинно известно всего около двенадцати, все они очень дорого стоят. К примеру, страховой полис Джоконды равен приблизительно миллиарду долларов.
Однажды, купив каталог Лувра, датированный XIX веком, и увидев там Джоконду, я был поражен: в каталоге работ Леонардо издательства «Рацциолли» 1967 года бессмертное творение гения выглядело совершенно по-иному. Чем дольше я сравнивал фотографии, тем сильнее чувствовал подвох. И решил провести экспертизу.
-- Насколько мне известно, ученые разных стран уже исследовали эту картину и пришли к довольно неожиданным результатам
-- Это действительно так. С момента возвращения Джоконды в Лувр в 1913 году ее принялись досконально изучать. Английские и датские ученые установили, что позировавшая Леонардо женщина, скорее всего, страдала наследственной болезнью: «развернув» ее лицо, они увидели, что глаза Моны Лизы выпадают из орбит. Кроме того, французский фотограф Вала изобрел метод, благодаря которому смог антропометрически повернуть изображение. И когда три скульптора, воспользовавшись его открытием, решили сделать с творения Леонардо скульптуру, у них ничего не вышло. Антропометрические точки не совпадали! И ответа на вопрос «Почему?» ни у кого не нашлось. Тогда это была мировая сенсация.
-- Что такое антропометрические точки?
-- Еще великие скульпторы древности пользовались специальным прибором, которым, перед тем как делать скульптуру, определяли эти точки. Иначе в изображении людей получалась бы полнейшая асимметрия. И Микеланджело, и Леонардо ни одну работу не делали без нанесения антропометрических точек.
Потом датчане обнаружили, что у Джоконды одна рука короче другой, и предположили, что, возможно, ее донимали судороги. А может, были какие-то отклонения в работе головного мозга. Более того, проведя компьютерное сканирование, они пришли к выводу: загадочная улыбка Моны Лизы не более чем паралич мышц лица.
-- А тут еще и американец Асмус внес свою лепту, -- продолжает Игорь Смирнов. -- Проведя лазерное сканирование Джоконды, он увидел другую картину -- пейзаж изменился, отличались детали одежды, исчезло куда-то колье Моны Лизы, непонятно откуда появились дальние горы. Американец начал поговаривать о том, что в картине, хранящейся в Лувре, нет ничего от Леонардо. Впрочем, все эти результаты можно было предсказать. Ведь в истории Джоконды последних веков было немало возможностей заменить оригинал копией.
-- Как удалось украсть бессмертное полотно Леонардо да Винчи из Лувра?
-- Если вспомнить исторические похождения Джоконды, то можно удивляться не тому, что кража удалась, а тому, что это случилось только в 1911 году. Судите сами: Франциск Первый, буквально боготворивший Леонардо да Винчи и снимавший перед ним шляпу, уговорил того переехать во Францию. В 1517 году Леонардо привез «Мону Лизу» в Париж, и она украсила собой королевскую коллекцию шедевров в Фонтенбло. А в 1683 году великий ценитель живописи Людовик XIV перевез картину в Версаль. Проходит столетие -- и Наполеон, увидев Джоконду, решил, что единственное достойное ее место -- его спальня во дворце Тюильри. Правда, спустя четыре года картина переезжает в Большую галерею Музея Наполеона в Лувре. И с начала XX столетия украшает салон Карре в том же Лувре.
В 1911 году из зала Карре трое мошенников -- маркиз Эдуардо де Вальферно, Ив Шадрон и Леонарди Винченцо Перуджи -- выкрали Мону Лизу. Похищение века не было для них «пробой пера». Они и раньше довольно успешно подделывали картины, сбывая их богатым вдовушкам в Аргентине. Метод был отлично отработан: подкупив музейных смотрителей, они делали копии, а потом выдавали их за оригиналы. Проделать это ворам было не трудно: де Вальферно был великим комбинатором, выходец из Марселя Ив Шадрон -- талантливым художником-реставратором. А Леонарди Винченцо Перуджи работал в Лувре и прекрасно знал место будущего преступления. Кроме того, он был на хорошем счету в музее и даже лично соорудил стеклянный ящик для картины, где она и хранилась до кражи. Кстати, английский джокондовед Сеймур Рейт в своем исследовании утверждает: Вальферно и Шадрон настолько обнаглели, что в случае с Джокондой сделали аж шесть копий. И благополучно продали их как подлинники доверчивым немцам и американцам.
Два года после кражи о шедевре Леонардо никто не слышал. Лишь в 1913 году в отеле «Триполи» полиция обнаружила Джоконду в чемодане Перуджи в тот момент, когда он собирался совершить сделку. Итальянец объяснил свое участие в краже патриотизмом. Мол, по его мнению, шедевр должен принадлежать Италии. Но полицию не убедили его доводы, и картина вернулась в Лувр.
Версия о том, что возвращенная Джоконда «не та», уже давно витает в искусствоведческих кругах. Леонардо да Винчи был первым анатомом в живописи. Он вначале писал обнаженную фигуру, а уже потом одевал ее. И просто невозможно, чтобы в его картинах были неправильные пропорции. А копиисты срисовывали уже одетую женщину. Да и кракелюр сыграл с ними злую шутку.
-- А что такое кракелюр?
-- Это излом лакокрасочного слоя -- грунта, подмалевка и пигмента. Его толщина у каждого художника своя, это как отпечатки пальцев -- одинаковых нет и в точности подделать невозможно. И очень похоже, что копиисты не смогли справиться с особой техникой Леонардо -- сфумато (дымкой, окутывающей Джоконду). Художник долгое время не расставался с картиной, везде возил ее с собой и постоянно наносил тонкие слои лака, смешанные с краской. Он словно окутывал Мону Лизу странной дымкой, добиваясь воздушного эффекта преломления света. Так и получилось необычное объемное оптическое изображение, сделавшее Джоконду похожей на голограмму. Копиисты не сумели в точности повторить метод мастера, новый лак дал иной эффект преломления света -- и возникла оптическая ошибка, которую смог обнаружить метод антропометрического анализа.
-- В чем заключается этот метод?
-- В компьютер вводят два изображения и накладывают их, сводя воедино антропометрические точки. Таким образом, сведя картины из каталога Леонардо и Лувра, я получил чудовищную асимметрию. Начали «плыть» руки, рот и нижняя часть лица -- они не совпадали. А ведь если снимки сделаны с одной и той же картины, то все антропометрические точки должны совпасть. Значит, можно говорить о том, что в Лувр оригинал Джоконды не вернулся.
-- Но ведь картину, перед тем как вновь поместить в зал Карре, осматривали самые известные эксперты, которые дали заключение о ее подлинности
-- В 1913 году экспертом при принятии Джоконды в Лувр был профессор Джованни Погги. Его специально пригласили из Италии как ведущего специалиста по творчеству Леонардо да Винчи. Но Погги довольно часто являлся посредником при сделках с антиквариатом. Поэтому возникает вопрос: а не мог ли Джованни Погги выступать экспертом при покупке истинной Джоконды?
Конечно, проще сказать: мол, висела столько лет эта Джоконда в Лувре, ну и ладно Но дело в том, что это полотно -- философское завещание великого мастера, а следовательно, достояние всего человечества. Мона Лиза притягивает миллионы людей, ею восхищаются, ее чуть ли не обожествляют. И поэтому мы должны быть уверены, что любуемся не копией, а детищем гения.
-- Но где может находится оригинал?
-- По моему глубокому убеждению, настоящая Джоконда находится в Америке. Не исключено, что она украшает собой частную коллекцию известного магната Джорджа Моргана.
-- Скажите, как подделка могла попасть в Лувр?
-- Случаи, когда музеи выдают копии за подлинники, не так уж редки. Например, в Голландии комиссия, состоящая из пяти экспертов, тщательно исследовала наследие Рембрандта -- 968 картин -- и сделала заключение, что только 350 из них не вызывают сомнений в своей подлинности.
-- Кого вы уже ознакомили с материалами своих исследований?
-- Я передал их в консульства Франции и Италии, письменно просил о встрече с атташе по культуре. К тому же, сейчас мною разрабатывается международный проект исследований Джоконды. Как вы понимаете, для полного подтверждения того факта, что в Лувре хранится фальшивка, нужна международная комплексная экспертиза.