Події

В небе над луганщиной появились воздушные «партизаны»

0:00 — 20 липня 2001 eye 417

Беда не в том, что частным лицам продаются давно отлетавшие свое самолеты, а в том, как их используют. А результат -- гибель горе-пилотов и экологические бедствия

На территории Луганской области время от времени падают самолеты (слава Богу, не пассажирские), уничтожаются посевы, в водоемах дохнет рыба. В народе виновников этих «диверсий» называют «партизанами». Нет, «партизаны» ни с кем не воюют -- они приобрели… самолеты и подряжаются опрыскивать поля аграриев, зарабатывая таким образом немалые деньги.

У наших селян с финансами туговато, и вполне понятно, почему они, пытаясь сэкономить деньги, пользуются услугами «партизан», чьи расценки куда ниже, чем у официальных авиапредприятий. Ведь налогов со своей нелегальной деятельности частники не платят.

Стоит воздушное суденышко не дороже подержанной иномарки

В эпоху собственных самолетов мы, кажется, все-таки вступили. Купить небольшой бэушный самолет довольно легко -- стоит он не дорожке подержанной иномарки -- от двух до пяти тысяч долларов (новый -- порядка 35 тысяч). Причем подобные воздушные суденышки дефицитом не являются -- расформировываются клубы ДОСААФ, списывается находившаяся у них на балансе авиационная техника, которая раньше использовалась для спортивных и тренировочных полетов. Вот ее то и скупают за наличный расчет частные лица. При этом наибольшей популярностью пользуются отечественный Х-32 именуемый -- «Бекас», чешский самолет «Чмелык», а также польская «Вилга».

Первым «партизаном» в области был житель Лисичанска, который сам отремонтировал самолет Х-32 и хранил его в обычном гараже, иногда летал, утверждая, что это вовсе не средство для зарабатывания денег, а «воплощенная в жизнь хрустальная мечта детства».

-- Приобретают самолеты на вполне законных основаниях, но вот их эксплуатация находится вне закона, -- рассказывает сотрудник УСБУ в Луганской области Игорь Костенко. -- Чтобы летать, необходимо пройти ряд юридических процедур. В первую очередь, получить права на управление воздушным судном. А сам самолет должен быть зарегистрирован и иметь соответствующий сертификат департамента «Укравиации», который сродни техпаспорту на автомобиль. А когда осуществляется сам полет, то необходимо согласовать свои действия с Воздушным Кодексом, с диспетчерскими службами, где оговариваются маршруты полетов и высота. Ведь любое отклонение от этих норм может привести к серьезным последствиям, вплоть до гибели людей.

Увы, «партизаны» ни одного из этих требований не выполняют, что приводит к авиакатастрофам в разных регионах Украины. К примеру, в Одесской области недавно произошло несколько аварий, в результате одной из которых погиб авиатор-самоучка. Еще один самолет разбился в Винницкой области. А в Беловодском районе Луганской области упала «Вилга», также по вине пилота. Летчик, к счастью, отделался синяками, а летательный аппарат увезли на грузовике, чтобы сдать в металлолом, ибо восстановлению он уже не подлежит. К счастью, все эти авиационные инциденты произошли, за пределами населенных пунктов.

«Отбить» выложенные за самолет деньги можно за три месяца

Хорошо, если авиационно-химические работы берутся выполнять бывшие летчики, а если за штурвал садятся случайные люди, не имеющие ни специального образования, ни каких бы то ни было летных навыков, к тому же не умеющие ремонтировать давно отлетавшие свое самолеты?

«Вы раньше когда-нибудь летали?» -- спросили оперативники УСБУ у одного воздушного «партизана». «Летать не летал. Но мне один знакомый все объяснил. Ничего сложного -- почти как в «Жигулях».

-- Как-то в компании обмолвился, что я бывший летчик, -- рассказывает «партизан» Андрей Н. -- Летал в свое время, пока была работа, на АН-2 (»кукурузниках»), а теперь, дескать, сижу без работы. Один из гостей заинтересовался моей персоной и предложил такой вариант: он приобретает самолет, а я буду на нем летать. Грех было мне, безработному, от этого отказываться. При наличии стабильной клиентуры (а она, как правило, у «партизан» всегда есть) «отбить» выложенные за самолет деньги можно за первую половину сезона -- с начала весны до начала лета, а то и еще быстрее.

Помимо технических навыков, выполнение авиационно-химических работ требует определенных знаний и навыков обращения с ядохимикатами. В том же Беловодском районе Луганской области был случай: пилот-частник вызвался травить вредителей, но при полете то ли направление ветра не учел, то ли зазевался и не вовремя открыл бак. Весь яд оказался не на поле а… в близлежащем пруду, и вся рыба в водоеме погибла. Кстати, именно этот район области наиболее славится воздушной «партизанщиной».

Нередки случаи, когда от ядов страдают сами пилоты. К примеру, самолет «Вилга» предназначен для того, чтобы разгонять планеры, но «партизаны» устанавливают в них самопальные баки для ядохимикатов, причем прямо за сидением летчика.

«Партизаны» работают и на контрабандистов?

-- Сейчас в области насчитывается около двух десятков «партизанских» самолетов, -- сообщила «ФАКТАМ» сотрудник УСБУ в Луганской области Юлия Еременко. -- Но это только местных, а кроме них, время от времени появляются и залетные -- из Крыма, Донецкой и Сумской областей. Эсбеушникам пришлось отлавливать представителей одного из крымских спортклубов, которые частным образом опыляли поля в Луганской области. Они загодя привезли в область на «КаМАЗе» два разобранных самолета. Уже на месте их собрали и стали «партизанить». Сейчас некоторые состоятельные агрофирмы начинают скупать самолеты и использовать их таким же «партизанским» методом, оправдываясь тем, что летают они только над своей землей. Земельные участки, может быть, и являются их собственностью, но воздушное пространство принадлежит уже государству.

Мы пока ограничиваемся лишь профилактическими беседами, но в Уголовном кодексе есть статья 77-1, которая предусматривает за нарушение правил выполнения полетов в воздушном пространстве Украины наказание в виде лишения свободы сроком до десяти лет. Правда, как говорят специалисты, это так называемая нерабочая статья -- по ней еще не было ни одного случая возбуждения уголовных дел. Но сегодняшние масштабы подобного авиадилетантства заставляют от уговоров уже перейти к реальному применению этой статьи к конкретным нарушителям. Тем более, что, похоже, «партизанские» самолеты понемногу начинают использовать не только аграрии, а и межрегиональные группы, специализирующиеся на транспортировке контрабандных грузов через российско-украинскую границу. А это уже куда более серьезная проблема.