Культура та мистецтво

Людмила чурсина: «я всегда тормошила своих мужей -- их надо было кормить, защищать с ними кандидатские, и на это уходила значительная часть моей жизни»

0:00 — 21 липня 2001 eye 927

21 июля знаменитая актриса отмечает свой юбилей

Сыграв в десятках фильмов, она создала целую галерею ярких образов, в которых отразились особенности женского национального характера. В зените популярности, в расцвете красоты ее называли Мэрилин Монро советского производства, на что актриса всерьез обижалась. Людмила Чурсина единственная, не считая Сергея Бондарчука, не получив звания заслуженной, сразу стала народной артисткой СССР. По опросу журнала «Советский экран», она стала лучшей актрисой 1969 года.

«Школу я окончила с медалью, увлекалась точными науками, мечтала о самолетах»

-- Мой отец до начала Великой Отечественной войны жил с женой в Риге. С самого начала войны папа ушел на фронт. Мама собралась к своим родным, в город Великие Луки. Добирались они очень долго, дорога была тяжелая. И под Псковом, в местечке Груздово, я появилась на свет.

Когда я только родилась, во время одной из бомбежек все разбежались, попрятались. А когда немцы улетели, выяснилось, что я пропала. Мама думала, что я у бабушки, бабушка -- что я на руках своих теток, младших маминых сестер. Мама побежала к подводе, на которой мы ехали, и услышала из-под земли писк: я лежала, припорошенная землей, в картофельной борозде. С горем пополам мы все-таки добрались до Сталинабада (ныне Душанбе.  — В. Г. ), где прожили военные годы.

-- Вы как ребенок из семьи военного наверняка много поездили по стране.

-- Семь лет мы жили в Тбилиси. Два года -- в Батуми. В Грузии я пошла в школу. Читала и говорила по-грузински. Потом Камчатка, Чукотка. Школу, и среднюю, и музыкальную, заканчивала в Великих Луках, где и сейчас живут мои родители.

-- В Москву поехали сразу же после школы с твердым желанием стать артисткой?

-- Вот как раз артисткой стать я и не мечтала. Приехала поступать в Москву, в авиационный институт. Школу я окончила с медалью, увлекалась точными науками, мечтала о самолетах, на худой конец -- о кораблях. До экзаменов в авиационный я за компанию со своей подругой, которая бредила стать актрисой, отправилась по столичным театральным вузам. У меня никого в Москве не было, и мы остановились с ней у ее знакомых в огромной коммуналке на Арбате. Поехали во ВГИК, в Щукинское училище, в ГИТИС. Как это обычно бывает, я поступила в Щукинское (оно считалось лучшей театральной школой), а она -- нет.

-- Талант проявился с первого курса?

-- Поначалу было нелегко. Чисто периферийная девочка. Когда по роли надо было сказать «сука», отводила глаза. К тому же, намучилась с дикцией -- у меня был кавказский акцент, да и по мастерству нахватала троек. Мне поставили условие -- или-или, к третьему курсу я исправилась. Окончила институт с красным дипломом. Потом -- фантастический успех «Донской повести», работа на сцене «Александринки».

-- Вы долго выбирали театр, в котором хотелось бы играть?

-- Еще зимой, за полгода до диплома, из Ленинграда приехал Павел Хомский и пригасил меня в Ленинградский театр Ленинского комсомола. Но последнее слово оставалось за Вахтанговским театром. Я и моя хорошая подруга Элла Шашкова (сыгравшая впоследствии жену Штирлица в «Семнадцати мгновениях». -- В. Г. ), чтобы заработать на жилье (мы с ней снимали комнату), работали уборщицами в своем училище и договорились: если ее берут в театр, я иду туда билетершей. Если меня, то билетершей в Вахтанговский поступает она.

-- И как судьба распорядилась?

-- Когда Рубен Николаевич Симонов беседовал со мной, а показ в Вахтанговский я прошла хорошо, я ему сказала о нашем уговоре. Рубен Николаевич -- потрясающий человек, необычайной культуры, благороднейшей породы! -- уважительно здоровался и с примой театра, и с вахтершей. На следующий день вызывал к себе Эллочку и … нас взяли в театр актрисами.

-- А как складывалась ваша личная жизнь?

-- Через два года работы в театре я познакомилась с 39-летним кинорежиссером из Ленинграда Владимиром Фетиным. Проработав в Театре Вахтангова около трех лет, пришлось его оставить, поскольку мы с Владимиром Александровичем решили пожениться. Так я в 1966 году переехала в Ленинград. Все в Москве думали, что я сразу пойду в БДТ. Но я трусиха. Через три месяца отправилась к Товстоногову, но крайне неудачно -- надела туфли на высоком каблуке. Товстоногов грустно заметил, что из-за роста он не сможет подобрать мне партнера. Потом устроилась по договору в Театр имени Пушкина, в Александринку, а трудовую книжку оставила на «Ленфильме».

-- Вы ведь снимались у разных режиссеров. Муж вас не ревновал?

-- Я снялась у Фетина в «Донской повести», «Виринее», «Любови Яровой», «Открытой книге», работала и с другими режиссерам. Муж не ревновал, и мне удалось блеснуть в «Угрюм-реке», «Олесе», «Журавушке». Владимир Александрович Фетин, царство ему небесное, был очень талантливым режиссером, но никогда не шел на компромиссы и поэтому много лет сидел без работы. Чтобы заработать, мне приходилось сниматься вдвое больше.

«В семейной жизни большую часть забот и проблем я брала на себя»

Что касается дальнейшей частной жизни звезды, то следующим ее суженым стал океанолог. Но больше всего шума наделал альянс Людмилы Алексеевны с сыном знаменитого чекиста и генерального секретаря ЦК КПСС Ю. Андропова Игорем.

-- Людмила Алексеевна, вы считаете свой опыт замужеств счастливым?

-- Не во всем, естественно. В чем-то счастливым. Гоголь замечательно сказал: человеку что-то померещится с юности, и он всю жизнь этого ждет и считает себя обделенным… Нет, мы получаем ровно столько, сколько заслуживаем. Хотя, конечно, всегда хочется думать, что ты заслуживаешь большего…

-- При разводе обе стороны обвиняют друг друга. Вы не пробовали разобраться, кто был виноват?

-- Всегда хочется себя оправдать. Но я считаю, что в любой войне виноваты двое. Антагонизм рождается незаметно, царапина за царапиной, и вдруг смотришь -- между нами огромная пропасть и думаешь: как это случилось? Причем это бывает даже между людьми, по-настоящему любящими.

-- Что вы думаете об этом сейчас, по прошествии многих лет, умудренная жизненным опытом?

-- Сейчас мне уже смешно это все. Когда выясняется, что люди несовместимы, то что бы они ни делали, чтобы сохранить брак, все бесполезно. Они пытаются все время склеивать разбитую чашку, но, как правило, из этого ничего не получается. А жить под одной крышей просто ради совместного сосуществования, я считаю, оскорбительно. И слава Богу, если есть возможность, не обливая друг друга грязью, достойно расстаться и обрести каждому свою крышу.

-- Не скатываясь до раздела квартиры и имущества?

-- Я никогда ничего подобного не делала. Просто собирала чемодан и уходила. Знаете, я жалела мужчин. Мне всегда казалось, что у меня больше возможностей, сил.

-- Мне кажется, это достаточно феминистический взгляд на вещи.

-- Поскольку я уехала из дома в шестнадцать лет, то жизнь меня рано приучила быть самостоятельной. Хотя в семейной жизни это мне иногда мешало, потому что большую часть забот и проблем я обычно брала на себя. Мужчины это очень быстро схватывают и моментально приспосабливаются: ах, берешь на себя -- ну и на здоровье. Я считаю, что женщины сами воспитали мужчин такими, каковы они есть. А женщина сегодня и на работе пашет, и в доме, и о детях заботится… Поэтому я уважительно отношусь к феминизму. Многим казалось, что я не знаю, что, где и как, -- кинозвезда одним словом! Но в жизни я была далеко не избалованная успехами дама. Ездила в метро, сама ходила на рынок, вела домашнее хозяйство. Я всегда тормошила своих мужей, их надо было кормить, направлять, защищать с ними кандидатские, и на это уходила значительная часть моей жизни. Никто из них троих не мог заняться даже обменом квартиры. Друзья говорили: ей бы матерей играть, а она все в любовницах. А сколько переездов с квартиры на квартиру! От государства за всю жизнь я получила, помимо звания народной артистки СССР, однокомнатную квартиру в 27 квадратных метров.

-- Актерская профессия требует много сил и здоровья.

-- Да, мне нужно здоровье, чтобы работать, чтобы не обременять никого. За время гастролей и съемок с их частыми простудами, стоянием в холодной воде, беганием в легких туфельках по снегу при температуре минус 27 градусов здоровье, как вы понимаете, не очень сохранишь. Питание на съемочной площадке, особенно в экспедиции, как правило, плохое. Отсюда испорченные желудки, гастрит. По молодости нам кажется, что здоровья и энергии хватит на десятилетия, а когда потихонечку все начинает рассыпаться, думаешь: Боже мой, когда же это произошло?

-- Что помогает быть в гармонии с собой, снять накопившуюся усталость?

-- При первой возможности уезжаю на дачу под Петербургом, в Репино, что на берегу Финского залива. Это дивное место.

-- Говорят, сон -- лучшее лекарство. Поспать любите?

-- Я по натуре сова: обычно ложусь в час--половине второго, люблю почитать на ночь. А на гастролях вообще режим очень сложно соблюдать.

«В фильме «На гранатовых островах» я снялась обнаженной»

-- Как вы считаете, красота -- это доминанта в мире кино? Она важна для артиста?

-- Нет, пожалуй. Джульетта Мазина и Инна Чурикова -- великолепные актрисы, но красивыми их нельзя назвать. Бывают красивые лица, но холодные, равнодушные -- такие не привлекают. Если есть жизнь в глазах, есть жизнь духа, человек всегда остановит на себе взгляд.

-- Как известно, красота требует жертв. На какие только испытания не обрекают себя милые дамы -- косметические операции, подтяжки…

-- Конечно, женщина должна за собой следить. И если ее что-то не устраивает во внешности, принимать меры. Меня, например, очень раздражали мои нависшие веки, от этого взгляд был тяжелый, роковой. С годами от бессонницы, от переездов они вообще почти лежали на щеках, и я немножечко привела их в порядок. Но не думаю, что надо менять свое лицо так, чтобы с трудом всматриваться в свое изображение в зеркале и думать -- я это или кто-то другой?

-- Вы неприхотливы в еде?

-- Могу быть изысканной гурманшей, но предпочитаю простую еду. Люблю овощи, в любом виде. Ем лимоны. Люблю натуральные соки, особенно грейпфрутовый. Поскольку жила в Тбилиси, привыкла к грузинской кухне. Люблю сыры, лобио, специи, насыщенные пряными ароматами, соления. Делаю разные приправы, соусы.

-- А как с вредными привычками?

-- Раньше я очень много курила. Сейчас пытаюсь свести курение на нет, но все равно выходит 7--8 сигарет в день. Хочу довести до 4--5 сигарет, потому что, как говорят японцы, это уже не отравление, а минимум, необходимый для поддержания никотинового баланса в организме. Женщине вообще не надо курить. Портится голос, ухудшается цвет лица.

-- Давайте вернемся к творчеству. Говорят, когда вы получили приз за лучшую женскую роль на фестивале в Сан-Себастьяне, вам предложили трехлетний контракт с Голливудом на 15 картин. Это правда?

-- Да, но в то время это было невозможно. Как мне сказали в Госкино, мы не знаем, в каких фильмах вы будете играть, а вдруг это антисоветчина? Или, хуже того, раздеться попросят? Америку я открыла гораздо позже, в составе делегации кинематографистов, которую возглавлял Элем Климов. Это была очень интересная поездка, потому что мы общались с ведущими режиссерами Голливуда, с самыми выдающимися актерами. Тогда я познакомилась с Мадонной, ее звезда только всходила, но она уже была у всех на устах, и наши мужчины захотели с ней пообщаться. Директор студии «Парамаунт Пикчерз» устроил завтрак, и она на нем была. Пришла перед съемкой, не загримированная, -- могла себе это позволить.

-- Мадонна произвела тогда на вас впечатление?

-- Вы знаете, это было очень серое безликое существо с плоским лицом, короткой шеей, какими-то куцыми ручонками. Кто произвел впечатление, так это Элизабет Тейлор. Мне довелось в течение нескольких часов общаться с ней -- удивительная актриса, я, кстати, очень много дублировала ее. Мы познакомились во время визита дружбы на эскадренный американский миноносец. Она пришла лохматая, с бриллиантом в тридцать каратов на пальце, странно одетая -- в то время она злоупотребляла алкоголем. И когда огромный рыжий капитан, извиняясь, сказал ей, что на флоте уже 200 лет сухой закон, а соки -- пожалуйста, в любом количестве, у мадам сразу упало настроение. У этой женщины два лица, одна половина -- вздорной взбалмошной девчонки, другая -- роковой женщины.

-- Если бы понадобилось, вы могли бы и раздетой появиться перед камерой?

-- Я против грязи на сцене, на экране, но актриса должна играть. Нужно только знать грань и отделять пошлость от искусства. Раньше съемки в прозрачном пеньюаре, под которым бикини, считалось чем-то неприличным, позорным. Правда, позже, в фильме «На Гранатовых островах», я все-таки снялась обнаженной. Потом мой муж, Игорь Андропов, рассказывал, как эти кадры, причем значительно урезанные, смотрело большое начальство. Сцена снималась в роскошном номере американского отеля, роль которого выполнял еще новый президентский номер Центра международной торговли. Мне говорили, что партнером у меня будет Саша Михайлов, потом -- Саша Лазарев, затем нашли потрясающего парня с американской внешностью. Я лежу на роскошной постели, все готово к съемке, жду и, наконец, вижу две голые ноги в таких же тапочках, какие были выданы мне, поднимаю голову -- и вижу мальчика, на вид лет шестнадцати, с испуганными голубыми глазами. Он упал в постель -- сплошной спазм. Сняли. Мы тут же нырнули под одеяло, а когда подняли головы, я сказала: «Давайте знакомиться, как вас зовут?» -- «Саша». -- «А меня тетя Люда».

-- Последнее время вы крайне редко снимаетесь в кино. Почему?

-- Пришли новые герои, новые режиссеры. Они молоды, более прагматичны, менее чувствительны. Может, так и должно быть… Сначала у меня была надежда, что кино возродится и еще не все похоронено, а сейчас… Снимается шесть-семь фильмов в год, и это ужасно. Когда читаю сценарии, которые мне предлагают, берусь за голову: кровь, агрессия, разрушение, разврат. В свое время я много снималась, у меня нет ощущения, что я как-то не состоялась. Обычно говорят, что лучшая роль не сыграна. Ну а как же Настасья Филипповна, леди Макбет, жена Павла I Марья Федоровна, Анфиса Козырева, Олеся, Виринея, Журавушка? Не буду гневить Бога. А если предложат роль, сообразную моему опыту, моему знанию жизни, конечно же, не откажусь.