Політика

Владимир Литвин: «Народные депутаты по команде вступают в драку, по команде блокируют электрощитовые и туалеты»

0:00 — 5 січня 2010 eye 236

Спикер считает необходимым изменить избирательную систему и отказаться от квотного принципа формирования органов власти

Президентские выборы еще не состоялись, а некоторые партии и блоки уже готовятся к возможным внеочередным парламентским выборам. Впрочем, неудивительно, ведь сегодня мало кто сомневается, что если новоизбранный президент не сможет заручиться поддержкой большинства парламентариев, то наверняка попытается распустить Верховную Раду. Как бы там ни было, очевидно, что Украина нуждается в смене избирательной системы, поскольку практика выборов по закрытым партийным спискам явно себя дискредитировала. Согласятся ли народные депутаты что-то менять, и какая система больше подойдет Украине? Об этом и многом другом «ФАКТЫ» расспросили главу Верховной Рады Владимира Литвина.

«Если парламентарии пришли без галстуков — жди потасовки»

 — Владимир Михайлович, вы неоднократно называли депутатов «крепостными» своих политических лидеров. Чем это мотивируете?

 — А как иначе назвать людей, голосующих не по совести, а по команде? Народные депутаты по команде вступают в драку, по команде блокируют электрощитовые и туалеты. Знаете, я подметил: если парламентарии пришли без галстуков — жди потасовки. Потому что в галстуках хватать друг друга за грудки неудобно, можно и придушить ненароком.

 — Кстати, журналисты не раз замечали: в зале — депутаты непримиримые оппоненты, а вне парламента друг к другу в гости ходят…

 — Намного хуже, когда приходит ко мне уважаемый руководитель предприятия и говорит: «А что я могу сделать? У меня карточку для голосования отобрали». Так обидно становится за унижение достойных людей, а вдвойне за тех, кто голосовал за такие политсилы. Партийная дисциплина превратилась в палочную: депутата, выступившего против мнения лидера, в список больше не включат. Ведь списки составляются по желанию «папы» или «мамы». Вам нравится, как Верховная Рада, с позволения сказать, работает? Нет? И мне, и людям — не нравится! Систему пора менять! И касается это не только парламента.

 — Вы предлагаете сменить всю систему власти?

 — Необходимо отказаться от квотного принципа формирования органов власти. Куда бы я ни приехал — в любой город, село — везде одна проблема: местная власть берет пример с центральной и принимает решения по принципу «свой — чужой». Но ведь для ремонта улиц или водопровода партийная принадлежность не важна. Горячая вода от пламенных политических речей не появится. Это же очевидно! Еще хуже, когда по квотно-политическому принципу назначают министров. На местах должны работать крепкие хозяйственники, а на министерских постах — специалисты в этой области. И их политический окрас для меня не имеет никакого значения. Назначать людей на тот или иной пост необходимо исключительно, исходя из принципа их соответствия требованиям должности.

 — Для этого придется вносить изменения в Конституцию?

 — К Основному Закону страны нужно относиться очень бережно. Многие политики испытывают диктаторский зуд переписать его под себя. Я же говорю: сначала научитесь Конституцию соблюдать! А потом станет понятно, что в ней нужно подправить. Если и нужно вносить изменения, то очень точечно, только в случае необходимости. А вот избирательное законодательство требует кардинального изменения, причем безотлагательно. Пора отменить губительную, разлагающую власть систему закрытых партийных списков. Необходимо дать людям возможность персонифицированно формировать власть на всех уровнях и контролировать ее вплоть до возможности отзыва депутата любого ранга.

 — Вы полагаете, такой закон пройдет в Верховной Раде?

 — Люди хотят этого. И социсследования подтверждают. И — что всего важнее — на каждой встрече в каждом из 27 регионов страны мне об этом говорят. Для людей возможность влиять на власть так же важна, как цены и зарплаты.

«Должно быть принято решение, что народным депутатом можно быть не более двух сроков подряд»

 — То есть речь идет о сохранении пропорциональной системы выборов, но с открытыми списками, или все-таки о возвращении к мажоритарной?

 — На местном уровне должна действовать исключительно мажоритарная избирательная система. Что касается Верховной Рады, то как компромиссный вариант я готов поддержать принцип открытых партийных списков. Речь идет о системе, когда партии выдвигают своих кандидатов в каждом округе, но избиратели выбирают реального, известного им человека. При таком подходе есть только одна опасность, но только для «вождей»: баллотируясь в конкретном округе, некоторые из них могут не получить поддержки людей.

 — Но есть и другая опасность. Когда действовала мажоритарная система, ходили легенды о том, как покупались округа…

 — Если у нас будет тотально бедная страна, то все будет зависеть исключительно от цены, какую бы избирательную систему мы бы не ввели. Отчаявшихся людей легко купить, если им, например, нужны деньги на лекарство. Подкуп существует при любых форматах выборов. Сегодня, например, партии фактически берут на содержание избирательные комиссии, надеясь, что те «отблагодарят» их высокими цифрами по итогам голосования. Так пусть лучше политики вкладывают деньги в решение реальных проблем: ремонтируют дороги, покупают компьютеры в классы, оборудование для больниц, подводят газ… Почему деньги должны идти исключительно в партийные штабы? Всем известно, сколько стоит место в партийных списках. Давайте представим: если 5 миллионов долларов умножить на 8 кандидатов в округе, и эти средства отдать на район… Сколько проблем можно было бы решить!

 — Сегодня многие говорят об открытых списках, но ничего не делают…

 — Мы — делаем. Закон об открытых списках еще не принят, а Блок Литвина уже открыл свои списки для всех достойных представителей регионов.

 — Помимо лишения депутатов неприкосновенности, вы выступаете также за ограничение сроков их пребывания в парламенте?

 — Да, необходимо принять решение, что народным депутатом можно быть не более двух сроков подряд. Ведь в отношении должности президента такое ограничение существует. Как показывает практика, первые пять лет на той или иной работе человек растет, развивается, приобретает опыт. Следующие пять лет он использует знания и опыт, полученные за предыдущий период. А дальше начинается стагнация и деградация.

 — Вы думаете, что парламент за это проголосует?

 — Проголосует. Ведь депутатов, которые больше двух сроков отработали, сейчас немного. Кроме того, очевидно, что необходимо вливать во власть новую кровь, менять политическую элиту.