На днях правоохранители Ватутинского района Киева разоблачили преступную группу, которая угоняла и разбирала на запчасти иномарки. Ее члены были, если можно так сказать, геронтофилами -- особой любовью у них пользовались автомобили, чей возраст перевалил за десять лет.
Анализируя данные по угонам машин за последние несколько месяцев, сотрудники столичного уголовного розыска обратили внимание на то, что в разных районах города с интервалом в несколько недель средь бела дня были угнаны не оборудованные сигнализацией «Ауди-80», «Ауди-100» и «Фольксваген-Пассат». Причем все автомобили были старше десяти лет, а наибольшее количество угонов зафиксировано в Ватутинском районе столицы. Туда и направили уголовное дело.
-- Мы сразу обратили внимание на то, что ни один из угнанных автомобилей этих моделей до сих пор нигде «не всплыл», -- рассказывает начальник уголовного розыска Ватутинского райотдела милиции Владимир Максимец. -- Машины просто-напросто бесследно исчезли, причем угоняли их явно по заказу. Если угнанный автомобиль каким-то образом легализовать, то выручка составит семь-десять тысяч долларов, а если разобрать на запчасти, то больше двух тысяч на нем не заработаешь. Решили проверить все авторынки и гаражи, где разбирали по частям легковушки.
У одного из угнанных «Фольксвагенов» был бампер с особой приметой. Его-то и обнаружили оперативники на одном из рынков. Продавцы, сообразив, что запахло жареным, назвали имена поставщиков запчастей.
В настоящее время по уголовному делу «проходят» четверо молодых людей. Один из них угонял машины, а трое разбирали на запчасти. Угонщик живет в Броварах и ранее уже был судим за кражи автомобилей. «Разборщикам» по 25 лет, живут они в Киеве, но чтобы не «светиться», снимали квартиру и два гаража в Старой Дарнице. Когда их задержали, парни заявили, что зарабатывают на жизнь, скупая старые машины, разбирают их на запчасти и продают. На вопрос, куда подевались кузова, «мастера», не моргнув глазом, заявили, что железо находится на дне озера, расположенного недалеко от гаражей. Пришлось оперативникам проверять дно озера.
И тут выяснилось любопытное обстоятельство -- номера на всех кузовах были уничтожены. Зачем? Внятного ответа на этот вопрос парни дать не смогли. Дальнейшее расследование показало, что ворованный автомобиль они закатывали в первый гараж, быстро его «потрошили» и относили запчасти во второй. Поначалу детали реализовали, давая объявления в газетах, а затем нашли постоянного перекупщика. По словам угонщика, троица заказывала ему «Ауди» и «Фольксвагены» потому, что на запчасти для этих марок был спрос на рынке.
-- Пока что трудно сказать, кто является организатором преступного бизнеса, -- продолжает Владимир Максимец. -- Вполне возможно, что в деле появятся и новые «персонажи». Во всяком случае двое из этой криминальной четверки являются «специалистами» широкого профиля.
Кстати, о потерпевших. Все они отказывались верить, что их «железные кони» распались на составные части. Один из владельцев смирился с этим, лишь когда опознал деталь от ходовой части своего «Фольксвагена», на которой он собственноручно во время ремонта поставил личное «клеймо». Сейчас оперативники выясняют судьбу денег, вырученных от продажи запчастей. В среднем угонщик с одной машины имел 400--500 долларов, «разборщики» -- не больше сотни, а продавец -- от 500 до 600 «зеленых».
-- Много ли машин сегодня угоняют?
-- В Ватутинском районе за полгода зафиксировано 27 угонов, из них -- 13 раскрыто. А четыре-пять лет назад только в нашем районе ежегодно угоняли 250--300 автомобилей. Количество угонов существенно сократилось после того, как в уголовном розыске были созданы и успешно действуют специальные отделы по борьбе с кражами автомобилей. Кроме того, сегодня многие владельцы иномарок обзавелись сигнализацией, которая «специалистам» со слабой квалификацией не по зубам. Так что автоворам пришлось переключаться на «Жигули». Особым спросом них пользуются «восьмерки» и «девятки».
-- Что вы посоветуете владельцам автомобилей?
-- Во-первых, не оставляйте машину без присмотра, а во-вторых, оборудуйте ее сигнализацией. Водителям престижных иномарок не следует оставлять без присмотра ключи от машины или давать их кому-попало -- могут сделать слепок.