Події

Живя на скромную пенсию, бывший учитель истории из белой церкви построил более 70 православных храмов. Правда, в макетах

0:00 — 31 липня 2001 eye 297

Копии из дерева, картона, фольги поражают точностью воспроизведения мельчайших архитектурных деталей

Макеты храмов Николая Козачевского я увидел на выставке в краеведческом музее Канева. Несколько десятков моделей представляли сокровищницу церковной архитектуры Украины почти во всем ее разнообразии. А потом познакомился и с автором работ, который живет в Белой Церкви.

Николая Михайловича, в прошлом сельского учителя истории, судьба привела на авиаремонтный завод, где он и проработал слесарем до самой пенсии. Историк, однако, продолжал в нем жить и однажды заявил о себе самым неожиданным образом.

Сооружая кормушку для птиц, мастер-умелец сделал ее в виде церкви. Кормушка-церквушка недолго выполняла свое предназначение: она так понравилась другу Николая Михайловича, что пришлось ее подарить. Делать новую кормушку уже душа не лежала, а вот изготовление макетов неожиданно вызвало интерес.

И Николай Михайлович решил создать коллекцию макетов украинских храмов. Начал с Андреевской церкви в Киеве. Шедевр архитектора Растрелли он изобразил в макете, на изготовление которого потратил два года -- около двух тысяч рабочих часов! Копия поражает не только точностью воспроизведения мельчайших деталей, но и своими размерами -- 2,4х1,6х2 метра. Не имея перед собой ни архитектурных планов, ни чертежей, мастер работает, как он говорит, «с картинки»: по фотографиям, а чаще всего просто «выходя на объект».

Сегодня коллекция Козачевского насчитывает более семидесяти макетов. Среди них София Киевская, Успенский собор, колокольня Киево-Печерской лавры. Михайловских Златоверхих в коллекции целых два, а Андреевская церковь представлена двумя копиями: большой и маленькой. Есть Успенский собор Почаевской лавры, Успенская церковь города Львова…

Материалы простые -- дерево, картон, пластик, стекло, фольга. «Оживляет» мастер свои произведения художественными масляными красками.

Живет Николай Михайлович на свою скромную пенсию. Но на продажу ничего не делает. «В каждый храм я вкладываю свою душу. А кто же торгует душой?» -- улыбаясь, говорит он.

На выставку в Канев Козачевский привез 26 своих работ. И когда они были расставлены, в экспозиционном зале музея возникла какая-то особая аура. Казалось, еще секунда -- и тишина рассыплется звоном церковных колоколов…