Події

Одно из самых громких преступлений ку-клукс-клана было разработано украинкой?

0:00 — 1 червня 2001 eye 1617

В конце мая 1965 года американская расистская организация Ку-клукс-клан объявила о завершении работы над так называемым проектом пропаганды. Его суть состояла в подготовке идеального преступления, о котором будут говорить не одно десятилетие. Такое преступление было совершено 2 июня того же года: группа расистов при полном покровительстве полиции линчевала троих участников профсоюзного движения в штате Миссисипи. Это убийство действительно всколыхнуло общество, причем не только американское. На эту тему были написаны тысячи газетных материалов, сняты сотни телепрограмм, а в Советском Союзе даже создан комитет памяти убитых клановцами. Отголоски тех событий докатились и до наших дней. Согласно недавно обнародованному отчету ФБР, «проект пропаганды» разработала 25-летняя возлюбленная руководителя одного из отделений Ку-клукс-клана, украинка Людмила Давиденко.

Не доехав до Голливуда, Людмила Давиденко примкнула к куклуксклановцам

Поздно вечером 2 июня 1965 года патрульный инспектор задержал за превышение скорости автомобиль, в котором находились три члена крупного профсоюзного движения штата Миссисипи -- Майк Швернер, Эндрю Гудмен и Джеймс Чейни. За рулем находился темнокожий Чейни. Полицейский предъявил ему обвинения и заставил явиться в участок вместе со всеми пассажирами машины. Там помощник шерифа, некто Арнольд Прайс, продержав Швернера, Гудмена и Чейни несколько часов в камере, передал их куклуксклановцам. Расправа была жестокой -- негра избили до полусмерти, а затем добили тремя выстрелами из ружья. Его спутники также не избежали линчевания -- еврея Швернера повесили на дубе, а «стопроцентного американца» Гудмена, «запятнавшего» себя работой в негритянском профсоюзе, застрелили из дробовика. Тела зарыли в основание строящейся земляной плотины на одной из ферм в окрестностях местечка Филадельфия. А затем отправили анонимное письмо властям. В нем было сказано, что «свиньи получили свое», и рекомендовано не начинать расследования этого инцидента. Надо сказать, что полиция штата действительно крайне неохотно взялась за это дело. Впервые в истории Америки президент США Линдон Джонсон был вынужден приказать руководителю ФБР Эдгару Гуверу лично возглавить расследование. Однако, приехав в Миссисипи, Гувер осудил не преступников, а… убитых, сказав, что те якобы «проявили излишнюю увлеченность проблемой гражданских прав и свобод». Тем не менее в штат были направлены морские пехотинцы, которые прочесали окрестности в поисках тел погибших. Тогда в полицию пришло еще одно письмо: «Если вы хотите найти этого проклятого ниггера (Чейни. -- Ред. ), бросьте в воду чек на получение пособия. Черномазый непременно всплывет, чтобы схватить его». ФБР бросилось разыскивать автора этих строк. Им оказалась… Людмила Давиденко, или, как она себя называла, Лидди Девидс.

Дед и бабка Давиденко бежали в США из Харькова в 1918 году. Долгое время Петр Давиденко содержал семью, обосновавшуюся в Техасе, на собственные сбережения. Потом родители Людмилы приобрели маленькую заброшенную ферму в штате Мэн, куда и перебрались -- подальше от деспотичного деда. Из-за Великой депрессии и войны семья влачила жалкое существование. Помимо Людмилы, родившейся в 1940 году, в семье было три сына. Лидди росла избалованной, и, когда в 19 лет она заявила, что уедет в Лос-Анджелес пробовать свои силы в качестве киноактрисы, родители вздохнули с облегчением.

Но до Голливуда белокурая красотка не доехала. Добираясь до Лос-Анджелеса на попутках, она познакомилась с неким Томом Райли, членом наиболее радикального крыла Ку-клукс-клана «Белые рыцари Юга». 25-летний красавчик Райли обаял Лидди своим умением говорить. А говорил он о том, что вся бедность -- от негров, которые не работают, а живут за счет добропорядочных белых граждан, из последних сил платящих налоги. Так Лидди, увлеченная его идеями, попала в Миссисипи, где поселилась на ферме, принадлежащей молодому расисту. Вскоре она стала участвовать в сходках клановцев, а однажды даже осмелилась покритиковать «рыцарей» за бездействие и нежелание совершить нечто такое, благодаря чему о Ку-клукс-клане заговорил бы весь мир. Ей ехидно предложили разработать план таких действий. И честолюбивая Лидди согласилась.

Первым делом она заручилась поддержкой местного шерифа, готового «осуществить любую провокацию». Несмотря на то что его причастность к преступлению доказать так и не удалось, в отчете ФБР фигурирует фраза: «Девидс в течение двух недель приходила в дом к шерифу, познакомилась с его супругой. Вместе с ней они пекли торты и устраивали пикники с барбекю. Девидс втерлась в доверие к членам этой семьи, также испытывавшей ненависть к коммунистам, из-за которых дед Лидди был вынужден оставить СССР… » По рекомендации шерифа Людмила Давиденко вышла на его помощника Арнольда Прайса, который, по слухам, был членом одной из клановских организаций, и изложила ему свой план. Нужно отловить одного-двух негров и белого -- члена профсоюза, оштрафовать за превышение скорости, оформить документы, а затем просто сдать соратникам. Или линчевать. Впоследствии Прайс в точности выполнил все пункты этого плана.

Идеального преступления не получилось

Тела убитых были найдены благодаря полицейскому информатору, который первым сообщил полиции фамилию Девидс. В это время Райли вовсю хвастался перед соратниками своей любовницей, заявляя, что ради него «она убьет даже президента». На одно из клановских заседаний проник агент ФБР, который, записав разговоры пьяного Райли, передал информацию в комиссию Гувера (Специальная комиссия по расследованию преступлений, направленных на подрыв устоев американского общества. -- Ред. ) А 4 сентября 1967 года Райли был найден с проломленным черепом неподалеку от своего дома, и Давиденко начала широкомасштабную кампанию мести. В течение следующего месяца по всему штату взрывались полицейские машины, в окна зданий профсоюзов летели бутылки с зажигательной смесью. В конце концов агентам ФБР удалось арестовать группу из девяти малолетних хулиганов-расистов, сознавшихся в совершении этого преступления и выдавших стражам порядка имя Лидди.

22 ноября 1967 года агенты отправились на заброшенную ферму, где жила Давиденко, с ордером на ее арест. Однако, как оказалось, фермы уже не существовало: накануне практически все ее ветхие строения уничтожил сильный пожар. Среди груды обгоревших балок правоохранители нашли изуродованное женское тело, которое никто не мог опознать. Существует версия, что это и была Лидди Девидс, покончившая жизнь самоубийством. Поговаривают, что она так и не смогла адаптироваться в обществе -- кроме Райли, Лидди никому не была нужна. Даже соратникам. А преступлению, совершенному ею отчасти из любви к Райли, отчасти из-за собственной невостребованности, так и не суждено было стать идеальным.

P. S. Следствие по делу об убийстве Чейни, Швернера и Гудмена продолжалось более 15 лет. В итоге на скамье подсудимых оказались лишь те, кто препятствовал его проведению.