Події

Девятнадцатилетний саша стадниченко, с детских лет прикованный к инвалидной коляске, сочувствует здоровым людям, считая, что ему повезло больше -- при «ходьбе» у него ноги не устают

0:00 — 7 червня 2001 eye 542

«Если вы хотите написать о моей судьбе слезоточивую историю, -- заявил при встрече Саша Стадниченко, -- тогда у вас ничего не получится. Я ненавижу, когда меня жалеют, и не люблю жалеть других. Помочь попавшему в беду -- могу. А вот жалость -- один из самых страшных врагов для людей, по каким-то причинам севшим в инвалидную коляску». Уверенность и оптимизм парня, секунду назад подкатившего ко мне из-за компьютерного стола на инвалидной коляске, могла поразить любого. «А вообще я не злой, просто немного жестокий и к себе, и к окружающим. Но это не мешает мне заводить знакомства с хорошими людьми и, конечно, с девушками.

«Коляска -- не приговор, а средство передвижения»

-- Признаться, я ни разу не встречал человека на коляске с такими оптимистичными взглядами, как у тебя. Для большинства инвалидность -- это катастрофа.

-- За шесть лет жизни на коляске, -- рассказывает Саша, -- я тоже не встретил ни одного колясочника, который разделял бы мой оптимизм на все сто. Конечно, обидно, когда молодые девчонки и парни становятся инвалидами. Но еще тяжелее слышать, что инвалидную коляску они рассматривают как приговор. Не спорю, у меня поначалу тоже были такие мысли, но со временем я начал считать иначе, и возник вопрос: коляска -- это стиль жизни или средство передвижения? Кому-то это покажется смешным, но для меня коляска -- это средство передвижения. Я даже обнаружил немало преимуществ у колясочника по сравнению со здоровым человеком. К примеру, я могу лихо нестись с горки, тогда как другие будут устало переставлять ноги, могу на ходу завязывать шнурки, к тому же у колясочника меньше денег уходит на обувь. А сколько преимуществ у меня в общении с девушками! Во-первых, на вечеринке со шведским столом, в отличие от других, я всегда сижу. Во-вторых, на меня обращают внимание, в том числе и симпатичные девушки. И в-третьих, если на вечеринке или дискотеке девушка устала, то я всегда могу предложить ей присесть ко мне на колени.

Есть еще одно преимущество: многих девушек привлекают парни на колясках (как и парней -- девушки), так как они думают, что такой спутник жизни будет верным и вряд ли изменит (хотя с этим я бы поспорил). А сколько преимуществ дает вам коляска, если вы хотите кому-нибудь насолить: можно кому-то наехать на ногу, а потом сделать вид, что это произошло случайно. Признаюсь, у меня есть даже личный рекорд по «наездам»: я умудрился переехать ноги сразу двум парням.

Есть два правила, которые я для себя определил и которыми я пытаюсь поделиться с другими колясочниками. Правило первое: ты такой же нормальный человек, как и любой другой на планете Земля. Правило второе: поскорее запомни первое правило.

«Уничтожив свои старые записки, я избавился от страха»

-- Саша, из-за чего тебе пришлось сесть на коляску?

-- Все началось лет с восьми. У меня начали постепенно слабеть мышцы. Но каких-либо болезненных ощущений я не испытывал. Даже врачи сначала не могли поставить диагноз. Мне становилось все хуже и хуже. Вскоре у нас дома появилась инвалидная коляска, и я стал привыкать к ней. Можно сказать, что я с ней подружился: когда я сажусь в коляску, она становится моим продолжением, как у здорового человека -- ноги. Так же, как обычные люди, я могу двигаться, спотыкаться и падать.

Конечно, родные тяжело переживали случившееся. Может быть, им было даже тяжелее, чем мне. Но я старался не показывать своих переживаний и, как мог, поддерживал отца и мать. Мне помогали сестры. Вместе мы сумели выстоять.

А в детские годы меня волновало одно -- быть не хуже сверстников. Конечно, с возрастом стал задумываться над своим положением и задавать себе банальные вопросы: почему именно я, за что мне это наказание? Когда не мог получить на них ответ, садился и писал. Нет, это не были дневники, просто записки, своего рода размышления. Я мог сидеть две--три ночи, пытаясь найти выход.

-- А были у тебя критические моменты, когда твоего оптимизма и силы воли уже не хватало, чтобы справиться с переживаниями?

-- Конечно, наступали моменты, когда нервы сдавали, как и у всех. Я прятался от всех, бил кулаками по стенам, садился писать записки. Но в конце концов брал себя в руки. Иногда доставал старые записки и перечитывал их. Но потом понял, что они тяготят меня, и я их сжег. С моими записками было связано мое прошлое, полное страхов, нелегких переживаний, сомнений. Уничтожив записки, я избавился от этого бремени.

«Некоторые девушки не верят, что я инвалид, и требуют встать с коляски»

-- Ты сказал, что коляска удобное средство, чтобы кому-то насолить, к примеру, наехав на ногу. А не боишься, что на тебя могут тоже «наехать»? Обороняться в твоем положении не очень-то удобно.

-- Безусловно, я это понимаю. Но даже самого сильного человека в мире можно победить, если ты окажешься хоть немного умнее его. А еще я стал увлекаться… восточными единоборствами. Понимаете, чтобы почувствовать себя полноценным человеком, мне нужно было быть сильнее других и даже в умении постоять за себя. Сами знаете, что значит для парня подраться. Как же без этого? Я не мог отказать себе в удовольствии, поэтому и стал изучать приемы самообороны. В этом мне помогал мой друг, который профессионально владеет приемами рукопашного боя. Но вообще я стараюсь не доводить дело до конфликта, если меня не провоцируют.

-- Что, провоцируют? Не из-за девушек ли это происходит?

-- И из-за девушек тоже. По большому счету, для человека, севшего на инвалидную коляску, одной из самых больших проблем становится знакомство с противоположным полом. Конечно, и для меня первое время это было проблемой, пока я не стал вести себя как обычный здоровый парень. Были, естественно, и неудачи: первая девушка, с которой я попытался познакомиться на дискотеке, послала меня подальше. Но потом все пошло, как у всех: знакомства, встречи, свидания, расставания… Как-то познакомился с одним колясочником, который был очень в себе неуверен и робел в присутствии девушек. Когда я рассказывал о своих похождениях, он поверить в это не мог. Дабы убедить товарища, предложил ему поехать со мной на Крещатик. С девушками мы, конечно, познакомились, но мой друг так и не смог преодолеть себя. Больше помогать я ему не стал. Пусть это немного жестоко, но мой принцип -- помогать человеку, подсказывая нужное направление, а не расписывая каждый его шаг.

-- А как девушки реагируют на парня-колясочника, который пытается познакомиться?

-- Реакция бывает самая разная. Но очень часто их интересует один вопрос: как я сел на коляску? Был такой случай. Встретились мы с девушкой, идем по дорожке, я одной рукой кручу колесо коляски, а другой держу свою спутницу за руку. Навстречу нам -- две девочки лет пяти-шести. Поравнявшись с ними, слышу разговор. -- «Смотри, они любят друг друга», -- говорит одна. -- «Да нет, -- отвечает вторая, -- это она его тащит. » И девочка оказалась права. Вообще, если девушка испытывает ко мне только жалость и эти чувства доминируют над всеми другими, то такая спутница действительно будет «тащить» меня по жизни. Этого мне не нужно.

А вообще я очень люблю заводить знакомства заочно: достаю телефон какой-нибудь девушки, начинаю с ней созваниваться, но о том, что я на коляске, не говорю. Вскоре мы договариваемся о первом свидании. Для многих встреча со мной -- это шок, они тут же разворачиваются и уходят. А бывали и такие, кто ругал и обзывал меня последними словами. Кто-то не может поверить, что к ним на свидание приехал инвалид, думают, что я их разыгрываю и требуют встать. Некоторые начинают причитать, почему им так не везет в жизни. Конечно, я осознаю, что поступаю немного жестоко по отношению к ним, но по-другому я не могу.

-- Ты не боишься остаться один?

-- Нет, это мне не грозит. У меня есть один старый верный друг и много хороших знакомых. Есть работа: с пятнадцати лет, когда родители купили мне персональный компьютер, я стал подрабатывать. Кстати, деньги, потраченные на ПК, я им вернул. Это был еще один этап в моем самоутверждении. Я сам научился переделывать инвалидные коляски, разбирая их по винтику, а потом подгоняя под себя, как мне удобно. А по поводу девушек… Как говорится, это дело наживное. Главное, чтобы меня перестали жалеть.