Сегодня моряки многострадальной «Арианы», которые с честью выдержали 222 суток пиратского плена и три недели чиновничьей волокиты, возвращаются в Украину
Третьего января 2010 года балкер «Ариана» с 24 украинскими моряками на борту достиг аравийского побережья и стал на якорную стоянку на рейде порта Салала (Султанат Оман). От берегов Сомали до территориальных вод Омана судно сопровождали поэтапно корабли Международных военно-морских сил. На борту балкера постоянно находится группа охранников.
Посол Украины в Королевстве Саудовская Аравия Петр Колос прибыл в Салала для содействия морякам «Арианы» в прохождении паспортного и таможенного контроля. Предполагается, что экипаж останется в аравийском государстве на трое суток — для оформления всех формальностей и для работы специальной комиссии по расследованию обстоятельств захвата судна. Вчера, 5 января, государственная делегация Украины вылетела в Салала специальным рейсом, чтобы забрать наших моряков и доставить их президентским самолетом в Одессу.
«ФАКТАМ» удалось связаться с бортом «Арианы».
— Судовые машины и механизмы функционируют нормально, насколько это возможно в данной ситуации, — сообщает капитан «Арианы» Геннадий Воронов. — Физическое и психологическое состояние членов экипажа хорошее, однако все чертовски измотаны. Ведь после нашего освобождения из плена 10 декабря 2009 года — почти месяц назад(!) — довелось пережить еще ряд перипетий. Сначала дрейфовали у сомалийских берегов, поскольку не могли договориться о снаряжении судна для выхода в рейс. А затем ждали погодных условий. Только 26 декабря бункеровщику все же удалось добраться до «Арианы», и двое суток нас заправляли топливом, водой и смазочными материалами. Отплытие затянулось также из-за сильного течения, которое мешало водолазам очищать руль, винты и отверстия кингстонов балкера от водорослей и ракушек.
Потому сегодняшнюю ситуацию можно смело именовать прорывом. По сведениям МИДа, компания-оператор уже наняла новый экипаж, который должен прилететь в Оман в ближайшее время и сменить нас.
— Продукты и лекарства нам доставил американский фрегат, — дополняет старший помощник капитана Александр Черепанин. — Его экипаж частично выручил нас и одеждой. Правда, она не всем подошла по размеру: что поделаешь — не магазин же! Ведь все время плена мы практически находились в нижнем белье — после захвата пираты забрали у нас верхнюю одежду. Не говоря уже о мобильных телефонах, ноутбуках, наручных часах, золотых изделиях. Более того, они полностью разграбили судно, унесли все инструменты, даже гайку закрутить нечем было!..
Американцы несколько разнообразили и наше меню. Бандиты давали нам исключительно низкокачественный рис. Иногда, раз в месяц-полтора, они могли доставить на судно маленькую козочку, и ее зажаренное мясо делили между всеми. При таком «диетическом» питании каждый из ребят похудел килограммов на 18-20.
Моряки США баловали нас чистой питьевой водой (до этого «арианцам» приходилось пить воду из канистр, в которых ранее хранился бензин. — Авт. ), гамбургерами и жареной картошкой. После предыдущего рациона это показалось нам чем-то экзотическим. Когда же на третьи сутки свободы электромеханик Саша Фют (он принял на себя обязанности кока после ЧП с Ларисой Салынской, у которой случился выкидыш) запек в духовке курицу и картофель, нашему счастью просто не было предела! Однако американский врач, обследовавший весь экипаж, строго-настрого предупредил, чтобы мы не переедали, принимали пищу небольшими порциями, тщательно пережевывали. Все рекомендации выполняем, хотя многим по ночам снится добротный украинский борщ и кусок сала Ждем не дождемся, когда удастся, наконец, повидаться с родными и близкими. Я так соскучился за женой Еленой и детьми — 12-летней Светой и 25-летним Димой Думается, Рождество мы обязательно отметим дома!
— В отношении моряков-мужчин захватчики применяли физическое насилие?
— Случалось и такое. Например, когда пираты решили, что мы прячем от них топливо, и требовали его выдать. Они связали по рукам и ногам несколько моряков, уложив их прямо на палубе. Хотя вся сила бандитов — в оружии. Они не отличаются физическими данными. Несмотря на молодой возраст — лет по 18-20, среди них есть и хромые, и серьезно больные. Самому старшему из пиратов, которого мне довелось увидеть, едва исполнилось 40. Если бы не автоматы в их руках, то мы могли бы быстро «успокоить» бандитов. Кстати, во время захвата «Арианы» (ночь на 2 мая) орудовали настоящие профессионалы: накачанные, ловкие, они легко справлялись как с оружием, так и с быстроходными лодками. Подойдя к борту «Арианы», они начали стрелять по капитанскому мостику. Благо, никого из наших не задели. Мы же ничем не могли ответить на такую агрессию. А жаль
— А женщин из экипажа они тоже обижали?
— Нет, к счастью, не трогали. Некоторые наши ребята считают, что им, вероятнее всего, не позволяют традиции или вероисповедание. Другие сочли, что такую установку пираты получили от своих боссов. Хотя какая там установка, когда после очередной порции наркотической «травки» у бандитов просто крышу сносило
— Месяцы плена стали самым ужасным периодом в моей жизни, — говорит второй помощник капитана Сергей Лупачев. — Не только в моральном плане: наблюдать всю эту несправедливость, терпеть откровенные издевательства — и не иметь возможности адекватно ответить. Гораздо хуже — в смысле здоровья. Самая сложная ситуация, конечно, была у судового кока Ларисы Салынской, которая во время преждевременных родов потеряла ребенка. После этого ей длительный период никто не оказывал медицинской помощи, не было элементарных лекарств. Пираты же упорствовали и не желали никого допускать на борт для передачи медикаментов.
Всеми правдами и неправдами все же удалось доставить лекарства, и прямая угроза ее жизни миновала. Позже, уже после освобождения, Ларису осмотрел врач с военного корабля, оказал возможную помощь. Основное лечение Ларисе предстоит уже дома. Впрочем, как и старшему механику Владимиру Стрешному, у которого за время плена случилось, судя по всему, несколько микроинсультов. Сказались нечеловеческие условия пребывания и, естественно, возраст. Остальные моряки вроде бы держатся, хотя здоровье подорвано практически у всех.
Мы очень благодарны всем, кто принял участие в нашем освобождении. В особенности — женам, матерям, на долю которых выпали страдания не меньше наших. Кто дал деньги на выкуп, мы не знаем. Надеемся по возвращении получить выплаты по имеющимся долгам, а также компенсации. Но это потом, пока же больше всего хочется обнять родных и любимых!
— Нам пришлось пережить восемь ужасных месяцев, — сказала «ФАКТАМ» Валентина Салынская, мать судового кока Ларисы и теща третьего штурмана Константина Крупского. — Сейчас маленькие дочь и сын Ларисы постоянно хнычут: «Хотим увидеть живую маму!»
По словам Екатерины Павалаки, матери судового токаря Сергея, она предчувствовала что-то неладное:
— Буквально накануне пиратского захвата мне виделся вещий сон: стою в грязной одежде и босиком. Это — не к добру. Да и Сережа перед рейсом нервничал, что-то его удерживало на берегу, хотя обычно шел в море с радостью Слава Богу, что все эти невзгоды уже подходят к концу!
— Наша жизнь четко разделилась на две части — до 2 мая 2009 года и после этой даты, — убеждена Анна Муругова, жена второго механика. — События вокруг «Арианы» — минувшие, настоящие и, не исключено, будущие — лишний раз показали, что «морские» проблемы не под силу решить Киеву. Мы неоднократно ездили в столицу, беседовали в служебных кабинетах с высокими должностными лицами, досконально все им объясняли, просили о содействии и помощи. Но только объединившись, отыскав единомышленников и создав общественную организацию «Ассоль» для членов семей моряков дальнего плавания (возглавила ее Анна Муругова. — Авт. ), мы сумели заставить чиновников прислушаться к нам.
Как стало известно, после прохождения необходимых формальностей в оманском порту, медосмотра и передачи судна новому экипажу в среду, 6 января, наших моряков доставит на родину, в международный аэропорт «Одесса», украинский самолет.
Жена старшего помощника капитана Елена Черепанина поведала, что по такому случаю зажарила кролика, приготовила холодец, несколько сортов салатов Словом, стол в их ильичевской квартире буквально ломится в ожидании хозяина.
— Саша сказал, что, несмотря на отличный аппетит (после многомесячного голодного пайка) и желание съесть все и сразу, он помнит рекомендации медиков, — говорит Елена Черепанина. — Пока много есть ребятам нельзя, но пусть только в этом будет наше горе
— Вопрос с освобождением «Арианы» мог бы решиться значительно быстрее, если бы судовладелец занял конструктивную позицию уже на первых этапах переговоров, — заявил глава Службы внешней разведки Украины Николай Маломуж 31 декабря на церемонии встречи семерых освобожденных украинских моряков с захваченного пиратами балкера «Делвина». (Экипаж захватили в плен 5 ноября 2009 года. За его освобождение заплатили 3,5 миллиона долларов. )
Как сообщил 30 декабря на итоговой пресс-конференции министр иностранных дел Украины Петр Порошенко, на сегодня освобождено 98 украинских моряков — членов экипажей 14 судов. В плену у пиратов остаются еще четверо наших соотечественников.
— Современное морское пиратство, являющееся составляющей мирового терроризма, — это разветвленный теневой рынок, и глава его находится не в Сомали, а в одной из цивилизованных европейских стран, — говорит уполномоченный Верховной Рады по правам человека Нина Карпачева. — Я считаю, что это Великобритания.
P. S. Тем временем, как уже сообщали «ФАКТЫ», в первый день 2010 года сомалийские пираты захватили судно «Азиан Глори» с десятью украинскими моряками на борту.