Україна

Правительство утвердило цены на проезд по будущим платным автомагистралям

0:00 — 13 червня 2001 eye 240

«ФАКТЫ» уже сообщали, что вскоре в Украине появятся платные автомагистрали. Напомним, что первым концессионным объектом стала трасса Львов--Краковец. Разговоры о ее строительстве велись еще в 1998 году, но тогда не существовало необходимой законодательной базы для разработки данного проекта.

Толчком к началу работы над проектом по строительству такой дороги послужил указ Президента. После выхода этого документа Верховная Рада приняла законы «О концессии» и «О концессиях на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог». В результате был проведен первый в Украине конкурс на строительство концессионной магистрали Львов--Краковец. Его выиграло отечественное предприятие, получившие право концессии на 45 лет. На сегодняшний день это пока единственный концессионный проект, по которому уже ведутся работы.

Кроме того, в ближайшее время планируется проведение тендеров на строительство и концессию продолжения этой трассы на участке Львов--Броды. Ее протяженность составит 80,2 км, при том что длина ныне действующей государственной дороги -- 106 км. А в дальнейшем предусмотрено продлить концессионную дорогу до города Ровно, где она соединится с трассой Киев--Ровно, которая уже сейчас соответствует современным стандартам.

На тендер предложена еще одна дорога протяженностью 48,7 км. Это трасса Харьков--Довжанский, которая дойдет до границы между Украиной и Россией.

Недавно правительство Украины утвердило максимальные размеры платы за проезд по автомагистралям первой категории Львов--Броды и Харьков--Довжанский, которые будут построены на условиях концессии. Рассказать об этом подробнее мы попросили заместителя председателя государственной корпорации «Укравтодор» Министерства транспорта Украины Игоря Завийского.

-- Сколько будет стоить проезд по трассам Львов--Броды и Харьков-- Довжанский?

-- Максимальный размер платы за проезд по автомагистрали Львов--Броды для мотоциклов и легковых автомобилей установлен в размере 15 коп. за километр, а по автомагистрали в Харьковской области -- 20 коп. Водитель легкового автомобиля с прицепом, микроавтобуса и грузовой машины с разрешенной максимальной массой до 3,5 тонны заплатит за проезд по автомагистрали во Львовской области 23 коп. , а в Харьковской области -- 31 коп. Максимальные размеры платы за проезд грузовых автомобилей с разрешенной массой от 3,5 тонны до 12 тонн, а также автобусов с максимальной разрешенной массой до 12 тонн составят 41 коп. и 54 коп. соответственно, грузовых автомобилей с максимальной массой более 12 тонн и автобусов с массой более 12 тонн -- соответственно до 54 коп. и до 72 коп.

Но не стоит забывать о том, что главным условием для строительства платной трассы является наличие альтернативной бесплатной дороги. Никто не собирается вынуждать людей пользоваться платными магистралями, они смогут выбирать. Но по качеству, пропускной способности, допустимой скорости, сервисному обслуживанию новые дороги будут превосходить бесплатные. Кроме того, трасса Львов--Броды будет короче старой на 13,2 км, а Харьков--Довжанский -- на 6,3 км.

-- Может ли концессионер, то есть предприятие, построившее и эксплуатирующее дорогу, изменять плату за проезд?

-- Он имеет право только снижать цену. Ведь Кабинет министров установил максимальную стоимость, а концессионер может ее снизить, если решит, что это ему выгодно.

-- Почему за проезд по трассе Харьков--Довжанский нужно будет заплатить больше, чем за проезд по дороге Львов--Броды? Ведь первая магистраль значительно короче второй.

-- Дело в том, что дорога Харьков--Довжанский более дорогая, чем магистраль Львов--Броды. Стоимость первого проекта -- 630 млн. грн. , а второго -- 578 млн. грн. Это связано с особенностями местности и свойствами грунта. Кроме того, в основу методики расчета максимальной цены за проезд по концессионным дорогам заложен срок их окупаемости. При этом учитывается интенсивность движения в данном направлении. Чем она меньше, тем выше тариф. Ведь концессионер, вложивший такие средства в строительство, должен иметь возможность со временем возместить свои затраты.

-- Что уже сделано для реализации этих проектов?

-- Разработаны технико-экономические обоснования и проводится поиск инвесторов для участия в тендере на получение права концессии. Так что сейчас трасса Львов--Краковец является единственной платной дорогой, строительство которой уже начато.