Події

С владельцем игрового салона для детей прощался весь поселок

0:00 — 13 червня 2001 eye 285

Никто тогда даже не мог подумать, что его убили подростки

Чтобы попасть в игровой компьютерный салон, владельцем которого был Юрий Демченко, дети простаивали в очереди по два часа. И расценки там были дешевле, чем где-либо в Донецке, и как-то по-домашнему дядя Юра все устроил в своем заведении. Родители подростков тоже были спокойны -- порядки в салоне не давали поводов для волнений.

Демченко убили прямо в салоне. С тех пор салон закрыт. Подозреваемых в убийстве предпринимателя задержали вечером 24 мая.

«Мы еще надеялись, что Юра ранен, но жив»

-- В тот день настроение у Юры было особенно хорошим, -- вспоминает жена Юрия Демченко Наталья. -- Он как раз узнал о решении банка выделить кредит для дальнейшего развития его дела, собирался купить еще пару компьютеров. Утром следующего дня уже можно было получить деньги. Но вечером Юры не стало…

В тот вечер Наташа вместе со старшим сыном, 14-летним Сашей смотрела телепередачу. Младший, семилетний Димка, спал в другой комнате.

-- Вдруг нам с Сашей показалось, что открылась дверь, и мы оба услышали голос Юры, -- рассказывает Наталья. -- Он что-то сказал, но что именно, мы не расслышали. Я удивилась, что муж вернулся раньше обычного. На часах было только 22. 30. В это время он только закрывал свой игровой зал, а домой приходил в 23. 00. Но Юра так и не вошел в комнату. Саша вышел в коридор. Вернулся немного испуганный -- дверь была закрыта, никто не не приходил. А через несколько минут нам позвонили из милиции. Когда они представились, я подумала, что это розыгрыш, и положила трубку. Потом уже я узнала, что Юра умер именно в 22. 30.

А, через несколько минут после звонка, за Наташей приехали сотрудники милиции. Евгения, жена старшего брата Юрия, гостившая в доме у свекрови (дома Юры и его матери находятся в одном дворе), отправилась следом за Наташей, надеясь, что, слова «Юру зарезали» -- еще не смертный приговор, что он только ранен, а не убит. Младший сын Демченко первоклассник Дима все понял уже утром. В доме было много народу, но не было папы. Димка сказал, что ему страшно и он «не будет просыпаться». И заплакал.

«Странным было то, что такой сильный человек не оказал сопротивления»

-- Оставалось загадкой, почему такой крупный подвижный парень, завсегдатай спортзала, занимавшийся борьбой, фитнесом и тяжелой атлетикой, не оказал сопротивления, -- говорит начальник уголовного розыска Куйбышевского райотдела милиции Донецка майор Олег Довгаль. -- В помещении не было следов борьбы. Демченко слыл не только сильным, но и добрым. Врагов у него не было. О том, что Демченко человек исключительной порядочности, говорили все, кто его знал. Мстить ему никто не мог -- не было повода. Версия о конкурентах тоже не срабатывала: на его скромный бизнес в поселке Азотном никто не претендовал. Капиталов Юрий не имел. Даже машины у него не было. Чтобы развивать свой маленький бизнес дальше, он попросил в банке небольшой кредит. Если бы кто-то охотился за этими деньгами, то знал бы, что их у Юрия еще нет. Оставалась версия о попытке ограбления. А грабителями могли быть последние посетители -- следов взлома не обнаружили. Именно эта версия впоследствии и подтвердилась.

Большую роль в раскрытии преступления сыграл наш сотрудник -- старший оперуполномоченный капитан милиции Олег Камышанский. Он хорошо знает вверенную ему территорию. Поэтому, несмотря на то, что ни один из троих соучастников преступления не живет в нашем районе (двое -- вообще иногородние), он довольно быстро вышел на их след. И оттого, что это были не местные ребята, даже как-то немного легче на душе. Да местные и не могли бы этого сделать -- отплатить за добро предательством. Не так уж много у нас предпринимателей, которые делают что-то для детей.

Все произошло за пять минут до закрытия салона. Девушка-вахтер услышала, как Юрий позвал ее, и решила, что пора закрывать помещение. Пришла и увидела Юрия… с ножом в спине. Сказать он ей ничего не успел. Смерть наступила через пару минут. Никого в помещении уже не было. Как потом выяснило следствие, огромный охотничий нож с зазубренным лезвием «зоновской» работы всадили Юрию в спину со всего размаха, когда он наклонился, чтобы выключить компьютер.

Компьютеры убийцы брать побоялись. К счастью. Ведь если бы их застала за этим занятием вахтер, они и ее могли убить. С вахтером Леной поговорить так и не удалось. После этого случая она срочно ушла в отпуск, и не известно, вернется ли на работу.

-- Чего парням не хватало -- не понимаю, -- говорит Олег Довгаль. -- Все они учились в одном техникуме, наш, донецкий, хлопец в поле зрения милиции не попадал. Правда, один его сообщник привлекался за кражу, а второй -- за разбой. Не знаю, что было общего у подростка из достаточно обеспеченной полной семьи с этими ребятами. Известно, что они принимали таблетки с наркотическим эффектом. В частности, трамалгин. Не исключено, что подростки таким образом хотели добыть деньги на «кайф».

«Одним ударом можно поломать несколько судеб»

-- Напишите о Юре, -- неожиданно попросила Наташа. Увидев пузырьки с сердечными каплями на столе молодой женщины, я подумал сначала, что разговора не получится. В Донецке вдовы Юрия не было несколько дней -- ездила в свой родной город, куда теперь собирается перехать совсем. -- Напишите о том, как одним ударом эти подростки разбили сразу несколько судеб. Все держалось на муже. И что теперь будет с нами, я просто не знаю…

Юра не собирался умирать. Он хотел салон расширить и обновить -- занять еще одну комнату и заменить все приставки компьютерами. Азиатскую овчарку Карима он завел, прекрасно понимая, что с такой огромной собакой может справиться только он. Они с Натальей еще и девочку родить хотели. И 36-летняя Наташа не считала, что уже поздно. С Юрой было «ничего не поздно и ничего не страшно».

-- Я потеряла и отца своих детей, и любимого, и друга. Об убийцах пишут много, как будто они герои. Но почему так редко пишут о тех, чьи судьбы они поломали, чьи семьи уничтожили? Юре 12 апреля исполнилось 38 лет, а в январе следующего года мы бы как раз десятилетние нашей совместной жизни отметили. И сколько было бы еще в ней хорошего! Глядя на Юру, я сама себе завидовала. С каждым годом вместе с чувством любви у меня росло и чувство уважения к нему, бладарность за воспитание детей. Моя мама считала, что я растворилась в своем муже. Что бы он не говорил, я принимала это как аксиому. Кур мы, например, не держали потому, что муж мне сказал, что они -- последние потомки динозавров на планете! Вы смеетесь?

Наташа приехала в Донецк с первым мужем. Правда, сразу же после свадьбы она поняла, что вышла замуж не за того человека. А когда родился Саша, молодые супруги расстались, и Наташа ушла жить на квартиру. Работала методистом в детском садике. Записалась в группу здоровья в местном клубе. Это был ее единственный «выход в свет». И вот настал момент, когда группа женщин, которые, также как и Наташа, нуждались не столько в оздоровлении, сколько в общении, направилась в тренажерный зал.

-- Меня уже начали дергать за трико, потому, что это становилось неприличным, -- вспоминает Наташа. -- Я просто впилась глазами в огромного парня, который подтягивался на перекладине с привязанными к специальному поясу двумя 16-килограммовыми гирями. Это было зрелище! Наверное, я влюбилась с первого взгляда. Потом недели две ходила в тренажерный зал, чтобы увидеть его. Но Юра не появлялся. Позже узнала, что он работает на шахте горным мастером и приходит заниматься не каждый день. Но меня он, к счастью, заметил, и передал мне записку. Как я готовилась к первому свиданию! Даже торт испекла. О чем мы только не говорили в этот вечер! Юра такой интересный собеседник… Праздники мы любили встречать вдвоем.

У Юрия первый брак тоже не удался -- с женой они прожили меньше года и решили, что лучше расстаться, пока нет детей.

-- Мой четырехлетний сын мгновенно привязался к Юре, -- рассказывает Наташа. -- И вдруг однажды он спросил у Юры: «А можно я папой тебя называть буду?». Я вся превратилась в слух. У меня даже слезы на глаза навернулись, когда Юра ответил: «Конечно, называй, сынок». А через месяц Юра предложил мне перебраться к нему. Саша считает Юру своим отцом. В последнее время они стали настоящими компаньонами в салоне. Только ему Саша доверял свои секреты, потому что Юра относился к сыну, как к взрослому. Он многому хорошему научил не только наших детей. В его салоне всегда был порядок -- никто не курил, не ругался. Об употреблении наркотиков или спиртного и речи не могло быть. Он следил, чтобы старшие не обижали младших. Поэтому мамы спокойно отпускали в салон своих детей даже в позднее время. Вот только себя Юра не уберег…

«Трудно одинокой женщине с двумя детьми… »

В небольшом уютном домике Демченко есть все необходимое. И в то же время -- ничего лишнего и случайного. Кажется, что хозяин покинул его не надолго. Прожили здесь супруги пять лет. Ремонт дался нелегко -- на заработки ездили в Москву. И асфальт укладывали, и на рынке торговали. На шахте стали совсем мало платить. Наталья к этому времени уже работала в райисполкоме инспектором детских дошкольных учреждений, где зарплата тоже не ахти. Юрий ушел в малый бизнес. Но доллар «рухнул», и бизнес вместе с ним. Компьютерами Демченко решил заняться два года назад. Дело пошло. Хотя были проблемы. На Рождество в этом году салон обокрали -- вынесли четыре приставки и компьютер. Владелец салона даже свой телевизор из дома сюда принес, пока не приобрел недостающую технику и не поставил на окна решетки. Но, главное, дело это Юрию нравилось. И тем, кто приходил к большому доброму дяде Юре, нравилось бывать там…

Художник Александр Прядко сейчас готовит табличку для нового игрового салона. На ней написано: «У дяди Юры». Только будет эта табличка висеть не в Донецке, а в помещении предприятия теплосети Харцызска. Наташа решила вернуться туда, где живут ее брат, сестра и мама. Трудно одинокой женщине с двумя детьми. К счастью, руководители Харцызского исполкома и теплосети прониклись к Наташе искренним сочувствием и помогают ей во всем.

-- Пока салоном займется мой брат, -- говорит вдова Юрия Демченко. -- Я по-прежнему буду работать в исполкоме. А там посмотрим, как пойдет бизнес. Дима и Саша спрашивают, почему мы не можем жить в папином доме. А я только плачу. Не могу зайти в салон, во Дворец культуры, где я познакомилась с Юрой и где его убили…

До окончания следствия более подробная информация об убийцах Юрия Демченко не распространяется.