Події

Дмитрий гордон: «один довольно известный человек сказал мне: «если бы ты был не ты, тебя давно расстреляли бы в центре киева»

0:00 — 15 червня 2001 eye 420

Те, кто вечером 24 июня придут в киевский Дворец спорта на фантастический концерт, посвященный 6-летию «Бульвара», увидят такое, от чего у них закружится голова… Потому что такого концерта в нашей стране еще не было! Дворец спорта примет всех желающих поучаствовать в грандиозной тусовке. И многочисленных поклонников «Бульвара», и его оппонентов, и всех тех, кто просто хочет увидеть потрясающее сочетание суперзвезд в самых разных жанрах и сферах. Только представьте себе: на сцену Дворца спорта выйдут Иосиф Кобзон, София Ротару, Муслим Магомаев, Юрий Антонов, Михаил Боярский, Михаил Задорнов, Анатолий Кашпировский, Аллан Чумак, Павел Глоба, Вилли Токарев, Вячеслав Малежик, Лолита Милявская, Дмитрий Гнатюк, Юрий Богатиков, трио Мареничей, Ян Табачник, Николай Мозговой, Гарик Кричевский, Андрей Данилко… Настоящий звездопад!

Готовится много сюрпризов. Например, Анатолия Кашпировского и Аллана Чумака (ранее не знакомых и заочно находящихся друг с другом в антагонистических отношениях). Другие народные любимцы выдадут ошеломительные экспромты. Короче, это надо увидеть и услышать! Вести уникальный концерт будут известная всем коварная красавица Лолита и Дмитрий Гордон -- главный редактор «Бульвара». Накануне праздничного события Дмитрий Ильич дал «Фактам» интервью.

«Бульвар» заменил интеллигенции «Литературную газету». Он доступен всем. Мы развиваемся вместе с читателями»

-- Дмитрий Ильич, какую эволюцию прошел «Бульвар» за шесть лет своей бурной истории?

-- Он прошел путь от откровенно «желтого», временами даже разнузданного издания, до газеты, которая, как сказал Виталий Алексеевич Коротич, заменила интеллигенции «Литературную газету». Потому что массовая интеллигенция не имела в нашей стране общедоступной, честной и современной газеты, которую она хотела бы читать… Впрочем, «Бульвар» удовлетворяет запросы самых разных слоев населения.

Феномен «Бульвара», на мой взгляд, в том, что любой человек, независимо от возраста, пола, образования и круга интересов, может в каждом номере найти что-то для себя. Кто-то найдет статью о кумире своего детства, кто-то -- о нынешнем идоле молодежи, кто-то -- о любимом футболисте… По бульвару ходят все… Наша аудитория -- от 13 до 90 лет и старше, это подтверждают многочисленные социологические опросы.

Да, газета, как слепой котенок, прибегала порой к разным формам подачи. Первыми быть нелегко! Казалось, что именно «желтизна» принесет наибольший успех. Поначалу так оно и было. Мы проходили эволюцию вместе с публикой, с читателями. Шесть лет назад их интересовала откровенная «желтизна». Им не хотелось аналитических материалов, больших интервью со знаменитыми людьми, а хотелось просто «расслабиться».

Но все развивается по спирали, таковы законы диалектики… Читателям захотелось глубины, искренних признаний -- причем не на полстранички, а на две, три и даже четыре полосы! Появилось желание погрузиться во внутренний мир известных людей, почувствовать, чем они живут и дышат, каковы они в быту, за закрытой дверью…

Самое главное -- читатели полюбили «Бульвар». И прежде всего за то, что мы никогда не фальшивили, не врали, не продавались, не сворачивали со своей дороги. Не приукрашивали или, наоборот, не обедняли речь наших героев. Они у нас узнаваемые, живые и реальные. Если это футболист, то он говорит и мыслит как футболист. Если артист, то и речь его образна, артистична, эмоциональна. А если академик, интеллектуал, то видно, что он действительно гигант мысли -- глубок, масштабен, пытлив. У нас нет подстриженных под одну гребенку людей, «отредактированных» личностей, рассказы о которых в свое время заполняли полосы партийных газет.

Кроме того, любой обиженный человек, если он, разумеется, личность, имеет возможность со страниц нашей газеты откровенно высказаться в свою защиту… Это и есть плюрализм мнений, демократия в действии. Такая позиция привлекает многих. Тираж газеты солидный, он постоянно растет, и на сегодня составляет около 400 тысяч экземпляров. После «Фактов» «Бульвар» -- самая массовая и популярная газета в Украине.

«Темные «пророки», предрекавшие нам самое худшее, затихли. Павел Глоба обещает «Бульвару» очень хорошее будущее»

-- Но ведь были известные, авторитетные люди, предрекавшие «Бульвару» самое худшее…

-- Да, были. Но сейчас устали и больше не предрекают. Все понимают: существует временное, наносное, ненастоящее и -- основательное, стабильное, честное. Самое главное, что есть у меня и у «Бульвара», -- это репутация, а ее ни за какие деньги не купишь. А вот потерять очень легко. Поэтому мы ею дорожим.

-- И что, совсем затихли голоса темных пророков?

-- Во всяком случае давно их уже не слышу… Я доверяю только одному провидцу -- Пал Палычу Глобе. Он сказал, что у нас впереди очень хорошее будущее, мощное поступательное развитие, миллионный тираж… Он предрекал это и пять, и шесть лет назад. Пал Палыч постоянно нас консультирует -- и как член редакционного совета, и просто как мой близкий друг. Я ему очень верю, он еще ни разу не дал повода в себе усомниться.

-- А случалось ли, что он звонил вам неожиданно, чтобы предостеречь от чего-то?

-- Бывало, звонил даже ночью и говорил, чего не следует делать… Например, в прошлом году он сказал, что не стоит понижать цену за номер газеты до 40 копеек в феврале, а лучше это перенести на май. Мы так и сделали. Газета стала доступной для всех, что сразу же сказалось на популярности, ведь раньше ее не могли купить из- за дороговизны.

-- Многие удивляются: как вам удается делать такую популярную, тиражную газету столь небольшим составом?

-- Начну с того, что у нас очень хороший коллектив. Не секрет, что сегодня в «Бульваре» работают одни из лучших журналистов Украины: Михаил Назаренко, Ольга Кунгурцева, Татьяна Никуленко… Мы привлекаем также многих известных, талантливых авторов из Москвы, взять хотя бы знаменитого в советское время «афганского» тележурналиста Михаила Лещинского.

А еще мы просим писать для нас людей самого высокого уровня, и они делают это с удовольствием. В нашей газете -- и это своеобразный феномен! -- ведут персональные колонки Леонид Кравчук, Виталий Коротич, Виктор Чанов, Николай Мозговой, Павел Глоба… Знаменитые футболисты, актеры, певцы… Скоро свою колонку будет вести Юрий Богатиков. Людям нравится читать откровенные мнения столь выдающихся современников…

Активно работает внушительный редакционный совет. В него входят Борис Андресюк, Юрий Богатиков, Роман Виктюк, Павел Глоба, Евгений Евтушенко, Анатолий Кашпировский, Иосиф Кобзон, Виталий Коротич, Леонид Кравчук, Валерий Леонтьев, Евгения Мирошниченко, Николай Мозговой, Александр Розенбаум, София Ротару, Дмитрий Табачник, Эдуард Ханок, Аллан Чумак, Александр Швец… Высокий нравственный и профессиональный уровень этих людей заставляет нас стремиться ему соответствовать. Члены редакционного совета рецензируют материалы, определяют магистральные направления развития газеты, дают ценные советы. Не всегда мы с ними соглашаемся, иногда происходят очень жесткие споры. Например, Иосиф Давыдович Кобзон, которого я очень уважаю и люблю, неоднократно рекомендовал снять с первой страницы надпись «Бульвар» -- лучшая газета Украины». Это единственное, в чем я позволил себе с ним не согласиться. Я отстаивал и отстаиваю право на такой эпатаж. Но большинство советов Кобзона, Коротича, Кравчука и других наших друзей с успехом воплощены в жизнь.

«С нами хотели бы поквитаться. Но как уничтожить правду? Как расправиться с газетой, у которой столько друзей?»

-- Почему вы все-таки настаиваете на такой надписи на обложке «Бульвара»?

-- Иосиф Давыдович тогда сказал: «Я же никогда не пишу на афишах: «Иосиф Кобзон -- лучший артист Советского Союза». На что я ответил: «Если бы вы так написали, это соответствовало бы действительности».

То, что «Бульвар» сегодня -- лучшая газета Украины, мало у кого вызывает сомнения. Нам не нужны ордена, медали… Эта надпись -- как наш орден. Кроме того, публику нужно порой дразнить, эпатировать. Надо только знать меру.

-- А какова, интересно, реакция на все эти острые, откровенные, скандальные материалы, напечатанные в «Бульваре»?

-- Не всегда наши публикации нравятся тем, кого они касаются. Иногда статьи вызывают раздражение, иногда озлобленность и желание поквитаться с газетой. Но этого не происходит по двум причинам. Во-первых, то, что мы пишем, -- правда. А во-вторых, сильным очень трудно выкручивать руки. Руки легко крутить слабым и беззащитным -- тем, кто не чувствует за собой не то чтобы (выражаясь бандитским языком) «крыши», а внутренней уверенности в том, что они делают. Мы же такую уверенность ощущаем. Вдобавок у нас есть надежные друзья в разных сферах, поэтому выкрутить нам руки невозможно!

-- А что, вам звонили, угрожали?

-- Не только по телефону, но и при личных встречах. Один довольно известный, имеющий солидный вес в обществе, человек сказал мне: «Если бы ты был не ты, тебя давно расстреляли бы в центре Киева». Но я всегда относился к этим словам с долей юмора. Я вообще научился оценивать подобные вещи достаточно трезво, потому что очень хорошо усвоил: главное для человека в жизни -- здоровье, здоровье свое личное и своих родных и близких. Все остальное -- переживания, угрозы, любовные неудачи, проблемы -- не стоят и сотой доли того, что дает здоровье.

-- Мудрая философия, ничего не скажешь…

-- Недавно один мой друг (супербогатый, суперуважаемый, супервлиятельный и суперавторитетный на просторах СНГ человек) почувствовал себя плохо. Человек, у которого очень много денег, влияния, связей и всего, чего только душа пожелает, вдруг ощутил себя совершенно беспомощным! И вот это его жуткое состояние, свидетелем которого я невольно стал, еще раз навело меня на мысль о том, что к неудачам серьезно относиться нельзя. Здоровье важнее! Все остальное -- полная ерунда!

«Виталий Коротич пестует «Бульвар», как своего любимого ребенка. Он давно мечтал о таком издании»

-- Как складываются отношения у «Бульвара» с Виталием Коротичем? Некоторые моралисты ставят ему в вину то, что из моря прессы, из сотни предложений он выбрал именно вашу газету…

-- Виталий Алексеевич очень предан «Бульвару» и пестует его, как своего любимого ребенка. Еще будучи главным редактором «Огонька», он мечтал организовать нечто подобное, но потом уехал в Америку и эта мечта не сбылась. Сейчас она реализовывается таким образом. Ему очень интересно с нами работать.

От себя могу сказать, что, общаясь со многими выдающимися людьми нашего времени (практически мало кто прошел мимо моего внимания), я не встречал человека, равного Коротичу по глубине и интеллектуальной мощи, по основательности знаний из разных сфер и направлений. Виталий Алексеевич может (и это меня подкупает, потрясает!) профессионально говорить на любую тему буквально в любое время дня и ночи! Вот он рассуждает о живописи, причем не поверхностно, а профессионально, разбираясь в деталях и тонкостях. Через пять минут столь же глубоко и мудро говорит об архитектуре, металлургии, цветах… Ну а литературу, поэзию он знает вообще досконально.

-- Какие у газеты перспективы? «Бульвар» не собирается стать империей, как это пытаются делать другие издания?

-- Нет. На примере «Аргументов и фактов» я понял, что ни в коем случае нельзя распыляться, дробиться. Когда берешься за семь дел, все семь порой страдают. Лучше делать одно, но качественно и до конца. «Бульвар» собирается и впредь оставаться интересным для читателей, постарается не подводить их. И если по утрам в среду у киосков выстраиваются очереди, чтобы приобрести свежий номер газеты, выше награды нет и быть не может. Не дать читателям утратить интерес к «Бульвару», а по возможности, его умножить -- вот наша самая главная задача.

«Я вхожу в число пяти процентов счастливчиков, идущих на работу с радостью»

-- Вы производите впечатление человека, фантастически уверенного в своих силах, возможностях, в своих друзьях… Согласитесь, это должно на чем-то основываться?

-- Вот на том и основывается.

-- А может, еще на чем-то?

-- Может, и на чем-то еще… Так и напишите. Умный поймет.

-- Что заставляет вас, человека материально обеспеченного, заниматься ежедневной газетной каторгой (каждое утро мчаться на работу, перечитывать горы рукописей, вести разные переговоры, нести за все ответственность)?

-- Азарт, увлеченность и желание что-то делать. У нас в стране мало кто занимается созидательным трудом. Больше покупают и перепродают. По старинке многие заводы и фабрики производят откровенный брак. Они должны стыдиться своей продукции… А наш продукт -- добротный, качественный и конкурентоспособный по сравнению с западным, мне за него не стыдно.

-- И вы никогда не чувствуете усталости?

-- Пожалуй, нет. Когда-то Евгений Александрович Евтушенко сказал мне, что в мире 95 процентов людей ходят на работу, как на каторгу, не получая от нее удовольствия. И только пять процентов счастливчиков нашли себя в этом плане. Так вот, я вхожу в эти пять процентов. Я просыпаюсь с радостью от того, что надо идти на работу, и засыпаю с тем же чувством, потому что завтра будет новый день и снова будет работа…

-- Ваша работа как-то отражается на личной жизни?

-- Никак не отражается. Я -- человек организации, системы. Когда вся жизнь (личную я бы не стал сюда вносить) точно размечена, когда все действует, как хорошо налаженный, смазанный механизм, в котором каждый винтик и болтик знает свое место, -- тогда, оказывается, очень легко жить… Поезд идет и не останавливается, понимаете? Надо только постоянно подбрасывать в топку дрова. Вот этим я и занимаюсь.

«Хочу еще больше детей!.. Через детей и внуков мы входим в вечность»

-- У вас трое детей… Хватает на них времени у редактора популярной газеты?

-- Нет, разумеется… Но я хочу еще больше детей! Как-то от Леонида Макаровича Кравчука я услышал потрясающее признание. Он сказал, что войдет в вечность не как первый президент независимой Украины (хотя этого, казалось бы, более чем достаточно), а войдет туда через своих детей и внуков. Это созвучно моим мыслям. Сколько бы человек не имел денег, чего бы этакого он ни сделал, какие бы газеты или книги ни выпускал, -- все равно, рано или поздно, это заканчивается и теряет со временем всякую ценность. Истинная ценность заключается в том, кому он дал дорогу в жизнь и как своих детей воспитал. Только так человек переходит в следующее измерение…

-- Признайтесь, а что на вас влияет? От чего вы зависимы?

-- На меня влияет все! Начиная от дождя и заканчивая известием о том, что неожиданно кто-то умер… Вот Николая Еременко не стало… Я не был с ним лично знаком, но, как и многие, подпал под обаяние его личности. В моем представлении он был настоящим мужчиной, настоящим артистом. Меня эта смерть потрясла, в какой-то степени на меня повлияла…

Что же касается зависимости, то лет 15 назад, в начале перестройки, я спросил Эльдара Рязанова, чувствует ли он себя наконец независимым. Он загрустил и ответил: «Нет, я по-прежнему зависим -- от собственной жены, от погоды… ». Полностью независимых людей нет, и влияет на меня, конечно же, все. Другое дело, какова степень этого влияния.

Вместе с тем, ничего близко к сердцу стараюсь не принимать. К счастью, я научился это делать. Пустое, бренное и второстепенное отскакивает от меня, как горох от стенки. Звучит немножко цинично, но это так. Повторяю, главное -- здоровье.

-- С ростом популярности и газеты, и лично вас новые враги появляются?

-- Может быть… Многие ведь не признаются… Кто-то, возможно, пакостит исподтишка. Но ни уровень тех, кто пакостит, ни уровень их пакостей не может заставить меня свернуть с дороги. Откровенно говоря, до всего этого мне даже нет дела. А друзья остаются прежними. С кем дружил, с теми и продолжаю дружить…

-- Никто не прибавился?

-- Слава Богу, что никто не убавился, я бы так сказал…