Культура та мистецтво

Леонид якубович: «по возрастному показателю получается, что я сам себе родил внучку»

0:00 — 15 червня 2001 eye 540

На прошлой неделе Леонида Якубовича избрали генеральным директором российской телекомпании «Московия», которую терзают проблемы, схожие с проблемами НТВ. Кроме того, Якубович подписал два контракта в Украине с рекламным агентством «Разборн». Российская телезвезда будет сниматься в 8-серийном фильме, причем в главной роли. А главное, будет вести новую оригинальную программу под рабочим названием «Диканька», которая чем-то будет напоминать любимое всеми «Поле чудес».

Каждую неделю в редакцию «Поля чудес» приходит более тысячи писем. Рейтинги показывают, что это первое шоу до сих пор -- самая популярная передача, а ее ведущий Леонид Якубович -- воистину всенародный любимец.

«В детстве я мечтал стать только дворником. Обожал поливать из шланга клумбы»

-- Леонид Аркадьевич, вы кем в детстве мечтали стать?

-- Только дворником: мне ужасно нравилось поливать из шланга клумбы. Если напор воды был сильный, меня аж телепало за шлангом из стороны в сторону, я просто визжал от удовольствия! Случалось и прохожих обливать. Но, странное дело, меня не ругали, а лишь улыбались. Наверное, маленький мальчик со шлангом смотрелся очень трогательно.

-- А ваши родители -- тоже люди творческих профессий?

-- Ничего подобного! Я единственный сын в семье. Отец -- военный инженер, фронтовик. Мать -- гинеколог, она часто шутит: «Я всю жизнь проработала в органах!» Думаю, определенная порция юмора была заложена в меня изначально на генном уровне. Знаете, как познакомились мои родители? Шла Великая Отечественная война, и мама, как многие в то время, посылала на фронт посылки. Коробочка, собранная моей мамой, Риммой Семеновной, попала к бойцу Аркадию Якубовичу, и его поразило, что присланные рукавицы были… на одну руку. Мой будущий папа растрогался и написал маме письмо… Не знаю, правда ли это, очень смахивает на байку. Вообще-то на маму это похоже. Связать рукавички на одну руку -- вполне в ее стиле, с рукоделием у нее как-то не сложилось.

-- Скажите, Леонид Аркадьевич, ваш талант на экспромты, которыми вы так славитесь, развился благодаря КВНу? Ведь «Поле чудес» вы ведете без сценария.

-- Да, импровизация при моей профессии очень важна, и КВН тут сыграл определенную роль. Вообще, по образованию я -- строитель. Родившись в Москве и проучившись до 7 класса, я удрал в Сибирь. Позже закончил вечернюю школу и работал электромехаником на заводе. После МИСИ поступил на завод Лихачева, где занимался кондиционированием и вентиляцией промышленных предприятий. Параллельно играл в КВН. Мой стаж в Клубе веселых и находчивых -- 10 лет. Еще работая на заводе, стал внештатным автором ТВ. Сочинял эстрадные миниатюры, с одной из которых Володя Винокур даже прославился, победив на конкурсе молодых исполнителей. Позднее я ушел с завода и всецело занялся литературной деятельностью. С 1980 года я член профессионального комитета московских драматургов. С 1991 я в «ВИДе».

-- Да, ваша биография богата событиями, вам есть что вспомнить. Книгу не собираетесь писать?

-- А я и пишу. Правда, она никогда не выйдет в свет -- пишу для себя, чтобы ничего не забыть.

-- Помимо «Поля чудес», чем вы еще сейчас занимаетесь?

-- Временами снимаюсь в кино и телевизионных сериалах, правда, у меня несколько странное телевизионное амплуа, большинство режиссеров просто боятся меня брать в картины. Снялся у Суриковой в «Московских каникулах», других предложений пока нет. Вот я сам себе придумал два фильма и две главные роли. Один сериал.

-- Это как «Я сам себе придумал»?

-- Прихожу на «Мосфильм» к режиссеру и говорю приблизительно следующее: «Есть замечательная идея… » Мне: «Замечательно». Созывается худсовет, обсуждается, и начинается работа… Ну и, конечно же, много работы в телекомпании «ВИД». Как художественный руководитель компании я рассматриваю различные проекты, встречаюсь с разными людьми…

-- При таком насыщенном образе жизни успеваете заниматься чем-то еще, например, спортом?

-- Признаюсь, зарядку по утрам не делаю. Не хватает времени, да и желания особого нет. А вот зимой покататься на горных лыжах -- это святое. И почти каждый вечер -- бильярд. Летом -- самолеты, неплохо управляюсь с ними, а еще люблю с приятелем рыбачить на Валдае -- палатка, 7 км до ближайшей деревни, вокруг практически ни души. Все блага цивилизации -- к чертовой матери! Такой отдых для души!

Меня вполне можно назвать экстремальным человеком, хотя под воду не лажу -- никогда в жизни не погружался с аквалангами, как Ярмольник или Макаревич, и не хочется.

-- А с тех пор, как у вас в марте 1998 года родилась дочка Варвара, что-то изменилось в вашем «недельном графике»?

-- Да, многое. Появился новый предмет любви и влюбленности, причем постоянной. Знаете, как говорят, «внуков любят больше, чем детей». По возрастному показателю получается, что я сам себе родил внучку. Дело не в том, что Артема (25-летний сын от первого брака. -- В. Г. ) я не люблю или люблю меньше. Просто с Варварой все по-другому. Тогда по молодости лет многому не придавал значения, на многое не находилось времени. Кроме того, мы с Мариной, мамой моей дочки, остаемся самостоятельными людьми. И у меня, и у нее своя квартира. А это очень важно: когда возникает необходимость, делаешь паузу, избавляешься от негативных эмоций и продолжаешь жить с улыбкой. При этом находящиеся рядом люди не страдают.

«Многие у нас вынуждены прикидываться дураками, потому что так жить легче»

-- Леонид Аркадьевич, многие считают, что название передачи «Поле чудес» звучит несколько обидно, потому что в известной сказке оно находится в стране дураков. Кое-кто усматривает в названии тонкий намек…

-- А что тут обидного? Дурачок -- любимый персонаж наших сказок. При каждом царе был свой Иван-дурак. А в конечном итоге оказывалось, что он-то и есть настоящий герой, причем самый умный. С этой точки зрения мне очень нравится «Поле чудес» в стране таких вот дурачков. Да, многие у нас вынуждены прикидываться дураками, потому что так жить легче. С другой стороны, без дураков скучно. Как бы, интересно, мы казались умными, если бы рядом не было дураков? Все бы запутались. В общем, с дураками в любом случае хорошо -- они забавные.

-- А разве ведущему на «Поле чудес» не трудно пусть и с забавными, но с дурачками?

-- Я всех игроков рассматриваю как актеров и страшно обижаюсь, если мне не подыгрывают. Пришли на телевидение -- надо устраивать шоу! Самое трудное -- быть в кадре естественным. Тут помогают все эти приветы и подарки. Это не такая дурь, как кажется. Другое дело, что я не могу понять, почему приветы близким людям передаются трагическим голосом и без тени улыбки на лице. Но даже это идет на пользу игре. Вот актеры… Они придумывают себе какие-то «фишки»: один ковыряется в зубах, другой ухо чешет… Такие штуки позволяют отвлечься от текста. Поэтому если у игроков в голове сидит «подарить подарок» или «передать привет», психологически они настраивают себя так: «Да, черт с ней, с игрой! Главное -- привет передать!» Тогда игра идет более естественно. Вообще, когда мы с игроками обсуждаем, какие истории они будут рассказывать, я сразу настраиваю людей на шутки. К «Полю чудес» надо относиться с юмором! Боюсь даже предположить, что взрослые люди могут вполне серьезно угадывать слова по буквам. Тогда это уже диагноз!

-- С кем работать труднее всего было, а с кем -- в удовольствие?

-- Абсолютно легко с детьми -- они очень хорошие, искренние партнеры и игроки. Труднее, могу сразу сказать, на спецпроекте, когда в студию приглашаются звездные гости. Очень сложно. Когда приходят в студию актеры, это страшная история. Мы им придумаем тексты, они все забывают, начинают нести какую-то ахинею, совершенно не того ряда, я прямо теряюсь. Ведь договорились вроде обо всем! Они начинают шутить «от меня», я -- «от них». Не всегда получается удачно. Приходится часто останавливать съемку.

-- Наверняка съемки программы отнимают много сил… Я слышал, что пик негативных эмоций у вас приходится на первый день недели. Понедельник для вас -- день тяжелый?

-- Не каждый, но очень часто. Дело в том, что мы снимаем сразу по 4--5 программ -- на месяц вперед. Съемки проходят в субботу и воскресенье. На каждый выпуск уходит в среднем по 3 часа. После окончания записи я весь распухаю, мало что соображаю, не могу слышать человеческой речи. Поэтому по понедельникам устраиваю себе день аккумуляции. Все друзья, знакомые, коллеги уже знают, что по понедельникам меня не стоит трогать, даже звонить не рекомендуется. Я целый день валяюсь на диване, ни с кем не разговариваю, в общем, прихожу в себя.

-- Есть у вас какой-нибудь фирменный рецепт хорошего настроения, выхода из стрессовых ситуаций?

-- Когда у меня что-то не ладится -- сразу домой, запереться, чтобы тебя никто не видел. Не надо остальным портить настроение! Натягиваю на лицо улыбку и хожу по квартире, злясь при этом на себя. Все равно надо улыбаться! Два дня надо дома пересидеть и никуда не вылезать, буду врать что угодно -- работаю над проектом, печатаю сценарии, не подходите близко -- я очень занят. Потом это проходит, и я снова появляюсь на людях с хорошим настроением.

-- А как сохранять оптимизм по жизни?

-- Надо влюбляться как можно чаще -- хоть на день, хоть на час, хоть на минуту. А еще… Мой приятель Леша Щеглов, один из лучших сексопатологов Санкт-Петербурга, настоятельно рекомендует заниматься ЭТИМ, как минимум, 4 раза в неделю -- так того требует организм! Не надо улыбаться. Это утверждение имеет вполне медицинское обоснование. Известно, что мы родились на свет в том числе и для продолжения рода. Именно в момент занятий любовью все функции организма работают, как часы. Я даже слышал анекдот типа «если болит голова, займитесь сексом». Так вот, на самом деле это не шутка, а рецепт! Для четкой и слаженной работы организму надо четыре раза в неделю настраиваться на нужный лад. Если хотите, гормональный заряд нам так же обязателен и необходим, как привычное умывание по утрам.

«По слухам, у меня за границей два замка»

-- Любая знаменитость со временем обрастает огромным количеством слухов. Что вам доводилось слышать о себе?

-- О, по слухам, у меня 39 дач под Москвой. Еще одной «разживусь», и впору устраивать праздничный банкет. Забавно, но все это рассказывают люди, которые якобы гостили у меня или строили эти самые дачи, лично обсуждая со мной проекты. Один из последних слухов, что я купил себе самолет, то ли «Ил-62», то ли «Ту-154». А еще говорят, что у меня за границей два замка. Их месторасположение почему-то мигрирует от Франции до Бразилии. По-моему, народ уверен, что я зарабатываю 100 тысяч долларов в месяц и поэтому запросто могу себе позволить подобные покупки. Хотя у меня вообще нет дачи -- на лето я снимаю домик под Москвой, а передвигаюсь на «Джипе», которому 7 лет. Главное мое богатство -- библиотека. Хотя она несколько странноватая -- я всю жизнь собирал словари, справочники и все, что относится к истории. Наверное, предчувствовал, что именно такая литература пригодится мне в жизни.

-- Как поживает знаменитый музей «Поля чудес»?

-- В музее всего 400 экспонатов, хотя их у нас более 3 тысяч -- на все не хватает места. Сейчас идут разговоры, что музей «Поля чудес» разместится в одном из павильонов ВДНХ. Да, там просторно! Но все равно многие подарки «благодаря» съемочной группе до музея не доживают: еда, водка -- все уходит в их бездонные желудки. Единственное, что мне оставляют, -- молоко. Все знают, что я его очень люблю. Если мне не оставят молока, я могу убить. Это они не трогают. Три литра молока в день выпиваю обязательно.

-- Я как-то слышал, что с подарками со съестным иногда возникают проблемы.

-- Да, был случай, когда из-за сильного отравления я едва не отправился на тот свет. С трудом довел до конца программу, а потом… несколько дней провалялся с очень сильным отравлением. Так что теперь приходится очень осторожно относится к еде.

-- «Поле чудес» славится своей неимоверной щедростью, кстати, быть может, и в этом отчасти секрет его бешеного успеха. Скажите, откуда берутся деньги на дорогие подарки? От спонсоров?

-- Нет, спонсорство и реклама -- не для нас. Это прерогатива ОРТ. Есть базовая сумма, за которую эту программу ОРТ выкупает у студии «ВИД», часть этих денег идет на финансирование «Поля чудес».

-- Деньги от реализации билетов тоже идут на подарки?

-- Нет, билеты на «Поле чудес» -- бесплатные. Студия, в которой снимается программа, рассчитана на 200 человек. 50% билетов отдают спонсорам и перспективным спонсорам, еще 20% уходят руководству телевидения (кому они их дают, не знаю), остальные 30% телекомпания забирает себе.

-- Никогда не возникало желания что-то изменить в программе?

-- Пока ничего лучшего не придумали. Все доработки только запутали бы участников. Это как шашки -- правила игры есть, все, и здесь тоже не надо слишком мудрить.

-- Леонид Аркадьевич, как по-вашему, кем лучше быть -- актером или телеведущим?

-- Все-таки телеведущим. Актерство -- хоть и интересная, но очень жестокая профессия: сегодня ты всем нужен, а завтра в твою сторону никто и не посмотрит. Хочет режиссер видеть тебя в кадре, будешь играть, нет -- хоть на голову становись, роль не получишь. Кроме того, все время жить чужой жизнью… И даже вне сцены, на публике надо играть какую-то роль. Теперь я понимаю, почему актеры собираются в свои кружочки, спортсмены -- в свои. Не столько по интересам, сколько по принципу «братья по несчастью». Знаю по себе: приходишь куда-то, на тебя смотрят во все глаза и с нетерпением ждут, когда же ты начнешь говорить что-то веселое и хохмить. Хотя я вовсе не собираюсь шутить, просто пришел выпить, закусить и тихонько посидеть в углу, послушать других. Нет, все сидят и тупо ждут, когда я выкину что-нибудь эдакое! Ох, вот однажды не удержусь, да ка-а-ак отчебучу что-то!