Події

Первым автомобилем василия сталина был «мерседес», который гитлер подарил его отцу после подписания пакта 1939 года

0:00 — 15 червня 2001 eye 4879

Сын вождя не только отбирал дорогие машины у опальных генералов, но и построил первый в Советском Союзе болид класса «Гран-при»

Младший сын Сталина Василий известен нам как первоклассный летчик и отъявленный гуляка, но о его страстном увлечении дорогими автомобилями знают немногие. Чтобы приобрести машину для своей коллекции, он был готов буквально на все: интриги, обман, нарушение закона, подлог. Началом этого изысканного хобби послужил, как это ни парадоксально, пакт 1939 года о ненападении, заключенный СССР и Германией.

Вместо бронированного лимузина Гитлер подарил Сталину спортивный родстер

В августе 1939 года после подписания исторического пакта Иосиф Сталин провожал министра иностранных дел Германии Риббентропа к машине, стоящей во дворе Кремля. Тогда немецкому министру был подан 12-цилиндровый «Паккард» -- один из тридцати пяти, обслуживавших советское правительство. Сталин в шутку заметил, что его любимая марка, к сожалению, является автомобилем, произведенным «прогнившими американцами». С автомобилями, созданными добрыми соседями -- немцами, он пока не имел возможности познакомиться. Дальше в разговоре Сталин намекнул Риббентропу, что ему очень нравится бронированный лимузин «Мерседес-Бенц-770К».

Намек вождя был понят. Через несколько недель из Берлина на имя Сталина пришел большой ящик и письмо от Адольфа Гитлера. Когда начальник сталинской охраны генерал Власик открыл деревянный контейнер, в нем оказался не бронированный монстр, а… спортивный двухместный открытый родстер «Мерседес-Бенц-540К». Под его капотом размещался 8-цилиндровый мотор мощностью 180 сил, разгонявший автомобиль до 170 км/час. Машина имела очень красивый заказной кузов, где водитель и пассажир, сидевший рядом, прикрывались от непогоды тентом, а еще два места находились в багажнике под открытым небом. Такой кузов назывался спортродстером и считался самым желанным в коллекциях богатых и знатных людей.

Увидев экстравагантный подарок, Сталин разгневался: во-первых, он так и не получил желанного лимузина, а во-вторых, боялся покушений и не мог ездить в открытых автомобилях. Однако Иосиф Виссарионович знал, что делать с черным «Мерседесом». В канун нового, 1940 года он подарил этот превосходный автомобиль своему младшему сыну Василию.

Еще в детстве у Василия проявилась любовь к спорту и технике. С малых лет он увлекался конным спортом. В 1928 году во время прилета в Москву дирижабля графа Цеппелина на велосипеде добрался из Кремля на Ходынский аэродром. Съездив туда и обратно, он преодолел немалое расстояние. В 12 лет Василий научился водить автомобиль! В этом ему помогли сотрудники личной охраны Сталина. Он вечно крутился у гаража особого назначения (ГОН), где стояли роскошные автомобили руководителей партии. И малолетний Василий там развлекался, лихо подавая членам ЦК к подъезду «Паккарды» и «Линкольны», «Бьюики» и «Кадиллаки».

В 1938 году Василий Сталин поступил в военное авиационное училище в Каче под Севастополем. Курсанта поселили в отдельной комнате гостиницы для офицерского состава, провели туда радиоточку, питание ему привозили на комиссарской «эмке» из одного севастопольского ресторана. Василию было позволено свободно кататься на привезенном из Москвы мотоцикле «Харлей-Дэвидсон». Эти мотоциклы закупались для нужд армии в большом количестве -- один из них Сталин подарил сыну в честь окончания школы. Конечно, лихой парень не мог отказать себе в удовольствии покататься на бешеной скорости по горным серпантинам. И лишь однажды, осенью 1938-го, гоняя наперегонки с начальником училища, у которого был такой же «Харлей», курсант Сталин сильно поцарапался, упав на повороте с тяжелого 1000-кубового мотоцикла. В то же время Василий хорошо учился и очень любил летать. В марте 1940 года он закончил авиашколу с хорошим аттестатом. Может быть, поэтому и достался Василию красавец-»Мерседес», который его отец получил в подарок от Гитлера.

Чтобы сын вождя не разбился, генерал Власик подарил ему свой «Кадиллак»

Сказать, что «Мерседес» очень понравился Василию, это значит не сказать ничего. Он пришел в восторг от такого подарка и носился по московским улицам на ревущей спортивной машине, усадив туда друзей и девушек. Иногда сын вождя позволял себе сесть за руль нетрезвым. Ни сотрудники ОРУД (старое название ГАИ), ни охрана ничего не могли поделать, так как просто не могли угнаться за Василием: тяжеловесный «Паккард-120», приписанный к охране, не мог тягаться в скорости со спортивным «Мерседесом-540». Только однажды Василия Иосифовича догнали. Как-то он заехал на своем «мерсе» в частный сектор и, не зная дороги, стал растерянно кружить по переулкам. Орудовец, который гнался за нарушителем на своем «Харлей-Дэвидсоне» и хорошо знал эту местность, настиг Василия. Это так удивило и развеселило капризного сына вождя, что с тех пор догнавший его милиционер стал его закадычным другом.

Начальник сталинской охраны Николай Власик, опасаясь за жизнь Василия, решил положить конец лихачеству Василия. Однажды Власик показал ему личный роскошный «Кадиллак-67», подаренный ему начальником охраны Рузвельта во время Тегеранской конференции. Великолепный закрытый автомобиль с покорил Василия. И Власик дал ему машину во временное пользование. Так и катался Василий на взятом напрокат «Кадиллаке», пока в 1948 году он не стал его собственностью: начальник охраны и Василий Сталин, теперь уже командующий авиацией Московского округа, произвели обмен -- темно-вишневый «Кадиллак-67» стал принадлежать сыну вождя, а злополучный «Мерседес» достался Власику. Спортивный родстер был поставлен в гараж, а Власик спокойно вздохнул, ведь ему хватало и служебного «ЗИСа». Но «Кадиллак» недолго служил Сталину: он достался после развода второй жене Василия, Екатерине Тимошенко. К сожалению, нынче следы его затерялись. «Мерседес» тоже постигла печальная участь: его выкрали из частной коллекции и перепродали за огромную сумму в знаменитый Музей машин в Лас-Вегасе.

Из Германии Василий Сталин пригнал эшелон машин

После войны Василий Сталин занялся коллекционированием с еще большим азартом. Чтобы стать обладателем дорогого автомобиля, он не останавливался ни перед чем. Сначала Василию удалось заполучить «Хорьх-951А», принадлежавший начальнику советских войск в Германии маршалу Соколовскому. Есть версия, что ничем не приметный Соколовский, вечно находившийся в тени Жукова, получил эту должность благодаря протекции Василия Сталина, после того как отдал ему «Хорьх». Когда Василий попал в Берлин, начал собирать там уцелевшие дорогие автомобили. Вскоре он отправил в Москву эшелон(!) немецких машин. Прямо на перроне Василий собрал своих друзей, и каждый из них выбрал себе понравившееся авто. Сотрудники ОРУД тут же выписывали нужные документы владельцам. Вообще Василий Иосифович был щедрой душой -- запросто дарил машины друзьям. Привезенную из Германии «Татру-87» он отдал сыну наркома внутренних дел Меркулова, а великолепный «Хорьх», о котором говорилось выше, он подарил другу, ехавшему командовать авиацией в Прибалтику.

Правда, Василий Сталин способен был также совершать и гнусные поступки. Как вспоминает шофер Георгия Жукова Александр Бучин, еще в 1940 году Сталин приобрел в США для маршала Кулика, командовавшего советскими войсками в Финляндии, роскошный лимузин «Паккард-180». Когда все невзгоды первых дней войны списали на Кулика, а Жуков получил покровительство Сталина, то дача и машина перешли к нему. Жуков очень любил этот черный 7-местный лимузин, он пользовался им лишь в те дни, когда приезжал в Москву с фронта. В остальное время машина, натертая до блеска,стояла в ГОНе на территории Кремля. Лишь один раз этот автомобиль доставили на фронт: 8 мая 1945 маршал Жуков отправился на нем принимать капитуляцию немцев. Позднее, когда опальный Жуков отправился руководить Одесским округом, «Паккард» оставили в Москве -- берегли.

Александр Бучин в 1947 приехал в отпуск в Москву и принял участие в шоссейных гонках на первенстве Вооруженных Сил. Он поставил на своем спортивном мотоцикле «БМВ РС 51» три всесоюзных рекорда и победил в сложной гонке на Минском шоссе. 26-летний генерал-лейтенант Сталин лично поздравил Александра и попросил его передать Жукову просьбу о том, что очень хочет получить в подарок жуковский «Паккард». Бучин, естественно, ничего не сказал Георгию Константиновичу.

В начале 1948 года по пути из Одессы на Урал, куда перевели легендарного маршала, Жуков позвонил Александру Бучину, чтобы узнать, почему ему не подают любимый «Паккард». Бучин ничего не знал и позвонил начальнику ГОНа Удалову. Тот сухо ответил, что по распоряжению Косыгина черный «Паккард-180» теперь приписан командующему ВВС МВО Василию Иосифовичу Сталину. Так что он его попросту отобрал у опального полководца. Для Жукова это было полной неожиданностью.

Немецкие специалисты строили советский болид

Василий Иосифович очень много сделал для советского спорта, при нем небывалое развитие получил мотоспорт, ведь с помощью высококлассной трофейной техники можно было сделать мощный рывок. Из Германии сын вождя привез в Советский Союз немецких автомобильных специалистов, которые, находясь под арестом, на базе ВВС создавали по указанию Василия скоростной болид в классе «Гран-при». Уж очень ему хотелось блеснуть на международной арене. И машина действительно получилась уникальной: авиационная конструкция, 16-цилиндровый мотор. Но только принять участие в гонках на этом автомобиле так и не довелось. В 1949 году была организована мировая «Формула-I» и приняли новые правила для автомобилей. Сталинский болид по техническим параметрам не соответствовал новым требованиям.

Последним приобретением Василия Сталина летом 1952 года стал великолепный «Паккард Патрициан-400» следующего, 1953 модельного года (в США модельный год в производстве автомобилей начинается раньше календарного). Шестиместный седан, созданный в аэростиле, который в то время входил в моду, покорил воображение Василия. Фирменный «пеликан» (как называли автомобиль) символизировал удачу, а сама марка пользовалась популярностью у звезд кино, политиков, известных спортсменов. Василий купил «Патрициан» за несколько сотен тысяч марок якобы для мотоавтокоманды ВВС МВО. По поручению Сталина его адъютант Дагаев перегнал машину в Москву, а документы оформил лично на Василия. Для спортивной команды Василий отдал кабриолет «Корд-812», а «Патрициан» присвоил себе. Кабриолет перед войной попал в Германию, а после ее окончания был привезен в Москву. Из 400 выпущенных «Кордов» лишь немногие попали из США в Европу. Кабриолет голубого цвета был один, им пользовался сам Геринг.

В 1953 году после смерти Иосифа Сталина и ареста Василия махинация с «Паккардом» на сотни тысяч марок была раскрыта. Это стало еще одним обвинительным пунктом в деле Василия Сталина. Сам «Паккард Патрициан-400» был передан в исследовательскую лабораторию «ЗИСа», где изучали его автоматическую трансмиссию. Сегодня он находится в коллекции одной московской реставрационной фирмы.