Вчера известный актер отпраздновал свой юбилей
Наверное, всякий, кто имел возможность общаться с Михаилом Державиным, с готовностью подтвердит, что беседа с ним -- одно удовольствие. Человек он во всех отношениях приятный, добродушный и на редкость располагающий к себе. С экрана и со сцены он столь щедро источает благожелательную энергию, что положительный заряд его таланта делает симпатичным в его исполнении любого героя. Ссориться Державин категорически не умеет. Даже расставшись с двумя женами, он сумел сохранить с ними дружеские отношения. Да что с женами, со своими именитыми тестями Аркадием Райкиным и Семеном Буденным он тоже ладил на редкость легко. Эти замечательные качества Михаила Михайловича восхвалялись в поздравительных речах и тостах на юбилейных торжествах 15 июня, когда народный артист России отмечал свое 65-летие. В том, что застолье получилось на славу, не последнюю роль сыграл лучший друг юбиляра -- главный тамада артистической среды, ныне еще и художественный руководитель Театра сатиры Александр Ширвиндт.
-- Михаил Михайлович, вы с Ширвиндтом десятки лет вместе, другой пример такого долгосрочного тандема на современной сцене и не сыскать
-- А мне еще недавно такой вопрос задали: «Почему он ведущий, а я ведомый всю жизнь?» Я ответил, что уважаю возраст -- Шура на два года старше меня. И он всегда вел себя как старший, я всю жизнь с ним советовался.
-- Вас сцена свела?
-- Нет, все началось с места, где мы жили, со знаменитой Собачьей площадки, которая сейчас уже не существует. Это была маленькая площадь в центре Москвы, рядом с Арбатом. В центре площадки находился маленький фонтан, который называли памятником собаке, хотя на самом деле это были барельефы львов. А вокруг стояли изумительные двух-, трехэтажные особнячки, построенные после войны и пожара 1812 года. Наш дом -- это второй кооперативный дом артистов Театра имени Вахтангова. Сестра моя тоже тут живет, наши квартиры одна над другой находятся. И вот к чему этот длинный рассказ -- семья Шуры тоже жила рядом. Его папа был скрипачом, а мама -- редактором московской филармонии. Она делала все сборные концерты, которых раньше было великое множество, в них вместе участвовали Изабелла Юрьева, Галина Уланова, Василий Качалов, выступал чтец сатирического направления, известный в то время Эммануил Каминко. Наши родители были знакомы. Шурина семья дружила с семьей Журавлевых, у которых росли две дочки, Маша и Наташа. Наташа сейчас уже народная артистка, работает в «Табакерке». И вот Шура одиннадцатилетним мальчиком приходил к ним в гости. Он был старше нас на два года, а это тогда казалось пропастью. Я учился в третьем классе, а он в пятом, ему уже позволялось выпить шампанского, а мы еще пили лимонад, который тогда был очень вкусный.
-- Теперь «этимология» ваших отношений с Александром Анатольевичем понятна. Вы, кстати, уже и «золотую свадьбу» своей дружбы могли бы отметить
-- Да, мы знаем друг друга больше полувека. После школы мы оба поступили в Щукинское училище, и опять Шура раньше учился. Зато я с его женой раньше познакомился. Когда умер мой папа, Наталья Николаевна, в то время просто Наташенька Белоусова, жила на даче в Истре под Москвой, где находился поселок деятелей искусств, который сокращенно назывался НИЛ — наука, искусство, литература -- тогда такие аббревиатуры были в моде. Шура приезжал туда к Журавлевым в гости к девочкам, и я со своими сестрами туда тоже ездил. Там еще располагался лагерь Большого театра, и Шура вечно играл в волейбол с балеринами. А мне очень нравилась Наташа Белоусова, с которой я уже был знаком, она моя ровесница, тоже на два года младше Шуры. Он тогда снисходительно к нам относился. Такая вот история. А потом, после Театрального училища имени Щукина, мы поступили в Театр имени Ленинского комсомола. И снова, он уже два года работал, а я только пришел. Единственное, в чем я его опередил, так это в том, что ушел из Театра на Малой Бронной в Театр сатиры раньше Шуры на два года. Так что я тут больше Шурки, уже тридцать четвертый год служу.
-- А с чего вы начинали в Театре сатиры?
-- Со спектакля «Банкет». Я в нем играл главную роль -- директора дворца бракосочетаний Елисеева, в учреждении которого ничего не делали, а только банкетировали. Но поскольку спектакль вышел в годовщину советской власти, кто-то усмотрел в нем намек на этот юбилей. Поэтому он прошел всего несколько раз, потом его сняли, хотя это была очень интересная постановка, там играли блестящие артисты -- Анатолий Папанов, Георгий Менглет, Спартак Мишулин. Ну а постановщиком был наш общий друг, в то время режиссер нашего театра, молодой Марк Захаров. Представляете, какая была атмосфера, когда мы репетировали?
-- Ну, помимо главных ролей, у вас же с Ширвиндтом есть еще и такая роскошь, как «именная» пьеса «Счастливцев -- Несчастливцев», которая персонально для вас писалась
-- Эта идея во время рыбалки в Финляндии возникла. Мы все трое рыбаки: и я, и Шура Ширвиндт, и Гриша Горин. Шуру, кстати, я приобщил к этому делу. Я рыбак, двигающийся по берегу, Шура -- спящий на берегу, а Гриша был рыбак обстоятельный. Мы целые дни проводили на рыбалке, и там Гриша обдумывал пьесу, за основу которой мы сразу договорились взять репетицию пьесы Островского «Лес». В нашей бухточке стояли богатые яхты финских миллионеров, и каждые выходные они приезжали туда, чтоыб поплавать по озеру. Потом владельцы этих яхт нас катали, узнав, что мы артисты. Один из них был когда-то в плену в России, в Ленинграде, и с той поры помнил наши матерные слова. Особенно когда мы к нему приходили с бутылкой, все вспоминал. А мы тогда с серьезным запасом спиртного приехали.
-- Как же вам это удалось, ведь через границу много не провезешь
-- Совершенно верно: каждому разрешается взять только два литра алкоголя. Но мудрый Шура Ширвиндт сказал старушкам из ВТО, ехавшим с нами в автобусе: «Вы должны сейчас купить водку!» Они тонкими голосами возразили: «Мы не пьющие». «Нет, вы пьющие», -- сказал Ширвиндт, выдал каждой деньги, и все наши актрисы и работницы Дома актера пошли в перевалочный пограничный магазинчик и взяли по большой бутылке водки. Потом, конечно, переехав границу, мы эту водку сложили в мешок, ну а какая рыбалка без алкоголя? В общем, мы никуда больше из пансионата не отъезжали, а сидели в бухточке, ловили плотву и думали над спектаклем про Михал Михалыча и Александра Анатольевича. Ну, а назвали этих героев, чтоб не называть уж так буквально нашими именами, Счастливцев и Несчастливцев.
-- Да, в скромности вас не упрекнешь Ну, вы, помимо этой добродетели, известны еще своими розыгрышами. Скажите, Ширвиндта вам тоже удавалось «разводить», или он не поддается?
-- Шура как-то приехал к нам на дачу, и я рассказал ему, что накануне здесь видели НЛО. А и в самом деле что-то летало, есть даже кадры, снятые на видео, которые потом показывали по телевидению в какой-то специальной передаче. Неизвестно, что это было на самом деле, недалеко от нас находился синхрофазотрон, возможно, эти явления с ним были связаны, а может, и действительно тарелка крутилась. В общем, вечером мы только о мистике и говорили. А утром я взял коврик в виде человеческой ступни, которые раньше поляки выпускали, и проложил к его машине огромные следы по земле, по мокрой траве. И пока Шура их не обнаружил, напоминал ему о вчерашнем разговоре. Он совсем обалдел, когда эти следы увидел. Говорит: «Ну и участочек вам под дачу достался!»
-- А как вы сами к необъяснимому относитесь?
-- Я не раз был свидетелем таких случаев. Однажды, помню, пришел страховщик из Госстраха, это давно было, еще в Театре Ленинского комсомола. И предлагает: «Давайте я вас застрахую от несчастных случаев». Я отвечаю: «Знаете, на сцене нельзя этим делом заниматься, это дурная примета», -- и отказался. А знаменитый Леонид Харитонов, прекрасный мхатовский артист, который играл Бровкина в спектакле «Бровкин на целине» и потом одно время работал у Эфроса, поддался чарам этого страховщика. Засмеялся так и говорит мне: «Приметливый». «Да, -- согласился я, -- это у меня есть». И вот едва страховщик ушел, как тут же на сцене Харитонов сломал палец. Вообще, у меня все наоборот с приметами. У меня счастливое число «13», я люблю число «7», если кошка перебегает дорогу, особенно черная -- это к счастью. Потом, я даже в какой-то книге прочитал, что если кошка в столице перебегает дорогу, -- значит, повезет. Именно в столице. Ну, а поскольку у нас каждый городок -- столица округа или района, значит, счастье везде. И эти приметы сбываются. А когда три совпадения насчитаешь, начинаешь верить.
-- Ну, это еще от человека зависит, от его восприимчивости.
-- Может, актеры и в самом деле такие натуры, которые сами выискивают в своих образах что-то необычное. Мы же исследователи своих ролей. Ты думаешь, почему человек здесь поступает так, а не иначе и почему так случается? Вот вы заметили, как американские картины делаются? Если оператор показал какой-то предмет, то он потом обязательно сработает. Когда я стал дома внимательно смотреть на видео их фильмы (это давно было, тогда еще не у многих советских людей имелись видеомагнитофоны, а Роксана «видик» привезла из Америки), вдруг понял, что главное в американских фильмах -- это операторская работа, монтаж. Разумеется, это не без режиссерского участия сделано. Если ты обращаешь внимание на какой-то предмет, значит, это для чего-то нужно, у них никогда ничего лишнего нет. Потом в определенный момент ты вспоминаешь: вот эта папка, которая взорвалась в конце, она же лежала в начале на столе! После я смотрел картины и отгадывал, что будет дальше, и почти никогда не ошибался.
-- А кто сейчас больше ездит -- вы или Роксана?
-- Мы сейчас часто гастролируем, но и Роксана тоже очень много ездит. Она ведет передачу «Мужской разговор» на ТВ-6, заканчивает диссертацию на тему «Психология телевидения». У жены три высших образования -- диплом Ташкентского института инженеров железнодорожного транспорта, факультета управления ГИТИСа (она может даже театром руководить), а несколько лет назад закончила Московский педагогический университет. Кроме того, у нее масса всяких проектов, в том числе и телевизионных. Полтора года она вела утреннюю передачу «Завтраки с Роксаной». Но потом ей это надоело, и сейчас она придумывает новое.
-- Она хочет полностью уйти на ТВ?
-- Нет-нет, она все делает параллельно. Роксана такой активный человек, что она и домом успевает заниматься, и концерты дает, и диск записывает. Но она, конечно, понимает, что с возрастом исполнитель уходит с эстрады, тем более, что сейчас ее заполонили «белки-стрелки», дискотечная музыка. При этом она и с внуками моими дружит. Старшему уже десять лет, младшему три года.
-- А готовить она при таком режиме успевает?
-- Я не капризный человек в еде. Люблю всякие каши, меня дома даже кашкоедом называют. С удовольствием ем мясо, но терпеть не могу всякую «слякоть» -- разные подливы, соусы. Так же, как Шура ненавидит холодцы и дрожащие желе -- ему от одного их вида плохо становится. А я наоборот очень люблю студень и обожаю холодец. Ну и само собой как рыбак очень люблю рыбу.
-- И где ловится самая вкусная рыба?
-- Шура нас как-то возил на блатной пруд в районе его дачи в Завидово, где никому не разрешается удить. Там еще со времен Хрущева президентская резиденция. Так вот, в этой запретной зоне есть еще более запретный пруд, специальное карповое хозяйство. И там есть удивительная дама Александра Андреевна, обожающая Шуру. Она нам разрешала ловить на пруду, на котором даже членам правительства и президентского аппарата не позволяла с удочкой сидеть. Обычно к тому времени, пока я разберу свою амуницию, Шура уже спит в раскладном кресле, которое ему подарил лидер немецких коммунистов Эрих Хоннекер. Благодаря своим алюминиевым полозьям оно не уходит в зыбкий грунт, хотя иногда опускается, и только когда вода подмачивает Шурин зад, он просыпается, а так все время спит. И вот в тот раз я наловил полную сетку замечательных карпов.
-- Внук ваше увлечение разделяет?
-- Во всяком случае, я ему уже дарил рыбацкие принадлежности. Причем это происходило на сцене. Накануне 75-летнего юбилея Театра сатиры мне позвонил Гриша Горин и попросил, чтобы я приготовил рыбацкие вещи в подарок моему же внуку. А дальше он сделал грандиозный трюк на вечере. Вышел на сцену и спросил: «Есть ли в зале кто-нибудь по имени Шура Ширвиндт?» И вышла внучка Ширвиндта, Шура. «А есть ли тут кто-нибудь по фамилии Державин?» И вышел мой внук Петр. Потом он сказал: «Может быть, в зале найдется и Андрей Миронов?» И вышел внук Андрея Миронова -- Андрюша. Он посадил этих троих ребят в надувную лодку, сфотографировал, а потом им вручили подарки. Кепку одного дедушки, ракетку второго дедушки, удочки третьего дедушки. Это был невероятно трогательный момент для всех нас.