Події

Актер анатолий хостикоев: «если удается поймать крупную рыбу, я ее копчу на костре, в котором дымятся зеленые листья. Вкуснотища необыкновенная получается! »

0:00 — 16 червня 2001 eye 334

Свой симпатичный деревянный домик на берегу Десны Анатолий Георгиевич шутя называет «избой-читальней». Именно там он прячется, чтобы учить текст новой роли. На днях, к примеру, штудировал Отелло, устроившись в кустах рядом с домом.

Вот и получается, что при напряженном темпе актерской жизни времени для сада и огорода практически не остается. Благо, в прошлом году, улучив свободный часок, актер щедро удобрил все плодовые деревья перегноем, побелил яблоням и сливам стволы. Но есть в его дворе одно дерево, для которого время всегда находится. Возле роскошной десятиметровой ели Анатолий Георгиевич может сиживать часами. А в предновогодние дни, подобно верному рыцарю охраняет ее. Будучи очарован красотой этого дерева, и приобрел Хостикоев когда-то дачу на Десне.

«В последние годы сумасшествие какое-то на людей нашло -- рыбу электроудочками ловят!»

-- Анатолий Георгиевич, если на даче вы в поте лица разучиваете новые роли, то откуда же энергию черпаете?

-- Спасает природа. Как и в молодости, стараюсь выбраться в дикие края, где еще нога человека не ступала. По Карелии не раз ходил, имея коробок спичек в кармане, леску да несколько крючков для рыбы.

--Один-одинешенек?

-- Да. Меня всегда интересовал феномен единения природы и человека. Нигде не чувствовал себя так светло и легко, как наедине с рекой, с тайгой. Дело в том, что по характеру я -- не коллективист и отвечаю сам за себя. Не могу кому-то подчиняться И если мне ничего не стоит заблудиться в незнакомом городе, то из самого, казалось бы, дремучего леса выбраться мог всегда.

Как-то мы в составе труппы театра Малахова с Богданом Бенюком были на гастролях в Дании. И уже перед отъездом отправились в местный супермаркет за покупками. Возвращаясь, сели на автобус, который привез нас на окраину леса. И пошли мы по лесу, весело размахивая пакетами. Каково же было удивление Богдана, когда мы через час вышли к нашей гостинице!

-- И все же потеряться вдвоем в лесу цивилизованной Дании не так страшно, нежели рисковать жизнью где-то на нехоженных тропах Карелии. И чем вы там питались?

-- Ел ягоды, жарил рыбу, грибы.

-- Отличный набор продуктов, который сегодня доступен не каждой семье! Но на чем же грибы жарили?

-- На рыбьем жиру. Чего-чего, а рыбы в диких местах много. Да еще крупной такой. В прошлом году меня товарищ сманил в Красноярский край, заверив, что там замечательная рыбалка. Так оно и оказалось. Бывало, за день ловил восемнадцать щук по пятнадцать килограммов каждая! Это вам не Десна, где рыба катастрофически исчезает.

В последние годы вообще сумасшествие какое-то на людей нашло -- принялись рыбу электроудочками ловить. На противоположном от нашей дачи берегу еще несколько лет назад было чудное озеро. А сегодня оно, увы, мертвое. Почерк человека чувствуется и на берегу: везде бутылки, целлофановые пакеты валяются. Мы с женой систематические «субботники» устраиваем, собирая всю эту гадость.

«Какой там чай! Мы с Григорием Гориным до утра водку пили -- под красивые тосты»

-- Получается, что по наличию мусора можно определить, хаживал ли раньше здесь человек.

-- Это точно. Так, на берегу реки Бахты в Красноярском крае, куда нас высадил самолет, мы постоянно встречали разорванную в клочья рыбу. А затем стали обращать внимание на следы, оставленные на песчаном берегу. Я еще стал в них своими ногами (45-й размер ношу) и «утонул». Было ясно, что эти следы огромного медведя. Надо было срочно переправляться на противоположный берег, но из-за сгущающейся темноты мы рискнули остаться.

Полночи жгли костер, потом измучились и легли спать. Где-то под утро в кустах услышали шорох. Когда я через сетку палатки увидел огромную морду медведя, то убегать не стал: помнил инструкцию охотников, которые советовали очень сильно кричать, бить в ложки-миски. Так мы с товарищем и делали. Я неистово орал, произнося самые последние ругательные слова. Это ужасно, когда ты ничего не можешь предпринять. К счастью, медведь развернулся и ушел.

-- В этой жуткой ситуации, похоже, вас кроме судьбы спасало еще и актерское мастерство?

-- Мне кажется, ничто б нас не спасло, если бы зверь был голодным.

-- Теперь и внукам будет что рассказывать. Да и в дачной компании послушать эту душещипательную историю каждому интересно. Но вы ведь любитель больше уединяться на даче.

-- Зато с удовольствием посещаю за городом своих друзей. Какие незабываемые бывают там встречи! В апреле прошлого года в Рожнах, к примеру, судьба подарила мне встречу с писателем Григорием Гориным. Собственно, я все сделал для того, чтобы она состоялась. Во-первых, поставил спектакль по его произведению «Эдмонд Кин-4». Это, кстати, был мой режиссерский дебют.

Так вот, позвонил я Горину в Москву и пригласил на спектакль. Он откликнулся. Работа ему понравилась. И я решил продолжить общение где-нибудь за городом. Выбор пал на дачу моих друзей-театралов. Горин общении непосредственный, без малейшего налета превосходства и снобизма. Он так увлеченно рассказывал о своей даче, расположенной на Валдае, в которой, кстати, тоже уединялся от людей.

Не скрывал писатель своего удивления нашими крошечными дачными участками, расположенными как бы на плечах один у другого. Мы с ним тогда всю ночь просидели.

-- Небось, самовар чая выпили до утра?

-- Какой там чай! Водку пили! Под интересные разговоры, красивые тосты нам с Григорием Гориным легко пилось в ту ночь -- никаких последствий утром. А когда через два месяца на гастролях в Севастополе я увидел по телевидению его портрет в траурной рамке, не мог поверить. Мы как раз играли спектакль и, узнав о печальном известии, я не знал, что делать с веселой сценой в последнем акте. Хотел было снять вообще, но потом передумал. Зрители аплодисментами провожали в последний путь выдающегося писателя -- именно так принято прощаться с деятелями театра.

«Моего сынишку Славочку только на даче и можно накормить -- дома это целая проблема»

-- Анатолий Георгиевич, а жену с детьми хоть изредка берете с собой на дачу?

-- Когда нет цейтнота в театре, то беру, конечно. Я ведь так радуюсь, что наш маленький сынишка Славочка хоть на даче ест. Дома накормить его -- целая проблема. А на даче мы с ним залазим вдвоем на дерево и там его кормлю.

-- Но в пять лет с ложечки кормить ребенка…

-- Ох, если б не кормил, мне кажется, он так бы никогда и в рот ничего не взял. Вот и приходится перевоплощаться: он у нас белочка, скачущая по деревьям, я еще какой-нибудь зверек. Неплохо ест и на берегу Десны.

-- Что-то готовите на природе?

-- Если удается поймать крупную рыбу, с удовольствием коптим ее. Для этого вначале вынимаю внутренности. Затем натираю солью, кладу лавровый лист, перец. Рыбу обкручиваю веревкой, привязываю к палке. Копчу всего полчаса над костром, в котором дымятся зеленые листья. Вкуснятина необыкновенная получается! Когда веревку снимаю, рыба распадается на маленькие кусочки.

-- Остается только большую рыбу поймать, что, согласитесь, не так просто. А на Десне вы удачливый рыбак?

-- Вполне. И сом крупный идет ко мне, и щука.

-- И чем вы их ловите?

-- Самой обычной удочкой и спиннингом.