Події

На авиасалоне в ле бурже американский «боинг» был проигнорирован… Американской международной корпорацией

0:00 — 21 червня 2001 eye 296

Крупнейшее авиационное шоу в мире стало на сей раз ареной борьбы между самолетостроителями США и Европы

В пригороде Парижа Ле Бурже завершается 44-й международный авиасалон. В нем приняли участие 42 страны, в том числе Украина. Конструкторские бюро и самолетостроительные компании мира привезли сюда все лучшее, что сумели создать за год, а порой и за несколько лет. Заключенные здесь сделки исчисляются миллиардами долларов.

Рядом с истребителями стоял… летающий автомобиль!

Украинский воздушный супертяжеловес «Мрия» в Ле Бурже уже видели не раз, но раньше он использовался лишь как средство доставки других экспонатов. Теперь, по возвращении из Франции, возрожденная после семи лет простоя «Мрия» должна будет завершить программу испытаний и, возможно, уже нынешним летом начнет работать на международных авиаперевозках. Если спрос на услуги «Мрии» будет высоким, то может быть достроен второй экземпляр -- корпус уже собран, осталось установить оборудование и двигатели.

Нынешний авиасалон превратился в поле битвы между американской компанией «Боинг» и французским авиагигантом «Аэробус». По мнению участников выставки, победили французы. Действительно, они увозят из Ле Бурже очень выгодные контракты. Для «Боинга» самой тяжелой и неожиданной потерей стало решение американской компании «Международная лизинговая финансовая корпорация» (ILFC) приобрести у французов 111 самолетов A350-400 на сумму 8,7 миллиарда долларов. Руководитель «Аэробуса» Ноэль Форгерд очень доволен и по секрету всему свету сообщил, что готов предоставить заказчику значительную скидку. Что ж, его компания может себе это позволить: «Аэробус» получил заказы еще на 44 лайнера для европейских стран.

Отличилась французская компания и с военными заказами. Предложенный ей транспортный самолет A400M способен поднимать в воздух 37 тонн грузов. И хотя «Аэробус» сможет запустить этот тяжеловоз в серийное производство только в 2007 году, покупатели на него уже выстроились в очередь. Германия намерена приобрести 73 самолета, Франция -- 50, Испания -- 27, Великобритания -- 25, Италия --16, Турция -- 10, Бельгия -- 7, Португалия -- 3. Даже маленькому Люксембургу понадобился один A400M! Обидно: все эти заказы могли достаться Украине и России, но их транспортный самолет Ан-70 был отвергнут НАТО еще в прошлом году.

«Боинг» не спешит раскрывать все полученные им заказы. Как заявил представитель компании Алан Мьюлалли, после Ле Бурже ожидается заказ примерно на 400 самолетов различных моделей.

Война между французской и американской компаниями была нешуточная. В западной прессе всю недели звучали взаимные выпады. Французы подчеркивали в рекламе, что их суперлайнер A380, способный вместить 555 пассажиров, превзошел своими размерами знаменитый «Боинг-747». А американцы ехидничали, что это мертворожденный проект, ибо такие большие пассажирские самолеты авиакомпаниям не нужны. Они убыточны. Гордостью «Боинга» на выставке считался высокоскоростной пассажирский самолет «Соник крузер», который, по мнению американцев, вполне может заменить европейские «Конкорды» на трансатлантических рейсах. Французы тут же заявили, что этот «с позволения сказать летательный аппарат» вообще не сможет оторваться от земли!

Повышенным спросом в Ле Бурже пользовались военные самолеты. Израиль намерен приобрести с 2006 года пятьдесят истребителей F-16, гордость американского концерна «Локхид». Сумма предполагаемого контракта -- два миллиарда долларов. Российский многофункциональный истребитель СУ-30 МК заинтересовал многих участников салона, но о подписании договоров говорить пока рано. Зато «Боинг» и «Локхид» будут конкурировать в объявленном Пентагоном тендере на производство истребителей по программе «Джойнт страйк файтер» -- американские ВВС нуждаются в обновлении техники. Военное ведомство США готово выделить под этот проект 200 миллиардов долларов!

Среди многочисленных экспонатов авиасалона нашлось место и для вещей, на первый взгляд совершенно далеких от самолетостроения. Толпа зрителей не отходила от странного, даже уродливого аппарата, который при ближайшем рассмотрении оказался… автомобилем «Ситроен-2CV»! Американский энтузиаст-конструктор Гари Фрэйзер приделал к машине крылья, установил авиационный двигатель с пропеллером и штурвал вместо привычной «баранки». Получился настоящий летающий автомобиль. Его создатель шутит, что рассматривает возможность покраски своего детища по технологии американских «стелсов». «Тогда мой «Ситроен» станет в воздухе невидимым!» -- смеется Фрэйзер. Смех смехом, но странный аппарат сделал хорошую рекламу компании «Форджед металс», в которой работает Гари. Она выпускает кольца для авиационных двигателей.

В экспозиции был представлен даже «космический» коньяк

А сколько разговоров было вокруг экспозиции французской компании «Реми Мартен»! Всемирно известный производитель элитных коньяков и бренди рекламирует свою новинку «Реми спейс». «Космический» коньяк действительно изготавливается в соответствия с космическими технологиями. Его прогоняют через систему очистки и замораживают в условиях невесомости так же, как поступают с водой, используемой на шаттлах. «Реми спейс» будет продаваться в специальных флягах, снабженных приспособлением против случайного проливания и трубочкой для питья. Сосуд имеет защиту от воздействия внешней радиации! Французская компания произвела уже 3 тысячи таких фляг с «космическим» коньяком. Представитель «Реми Мартен» утверждает, что астронавты смогут наслаждаться элитным напитком в условиях невесомости, не испытывая при этом даже малейших неудобств. «К тому же можно будет чем-то угостить инопланетян в случае установления контакта!» -- отмечает француз. Через год или два этот коньяк будет продаваться и на Земле, гласят рекламные проспекты.

Кстати о космосе. Главным российским экспонатом в Ле Бурже стала ракета-носитель нового поколения «Ангара» с возвращаемой на Землю первой ступенью «Байкал». Аппарат разработан конструкторами научно-производственного центра имени Хруничева и не имеет аналогов в мировом ракетостроении. «Байкал» после отделения превращается в управляемый космический аппарат и может быть направлен в указанный район посадки, его воздушно-реактивный двигатель позволяет существенно сократить затраты на топливо. Интересно, что российскую гордость в Ле Бурже доставил… украинский «Руслан».