Події

Увидев свою домработницу-украинку выходящей из театра в вечернем платье, синьор потерял дар речи

0:00 — 23 червня 2001 eye 631

«У вас в Украине еще и школы есть?» -- искренне удивлялись хозяева-итальянцы в разговоре с имеющей два высших образования Оксаной

На площади Мадонна дей Монти, в самом центре Рима, каждое воскресенье можно услышать украинскую речь. Хотя «официальной» украинской диаспоры в Италии нет, зато по неофициальным данным на Апеннинском полуострове насчитывается до 500 тысяч наших земляков. В основном, это выходцы из Западной Украины: люди снимаются с мест целыми селами, оставляя маленьких детей и престарелых родителей, чтобы в семьях у богатых «синьоров» заработать себе на несколько лет более-менее приличной, по нашим меркам, жизни на Родине. Остаться в Италии навсегда, как ни странно, не хочет никто…

На площади возле церкви стихийно образовалась негласная биржа труда

Прятаться от карабинеров (итальянских полицейских) украинцам-»заробитчанам» не нужно -- их никто не собирается выдворять из страны. Такое положение дел устраивает всех: ведь Италия получает благодаря этому дешевую нелегальную рабочую силу -- украинки в последнее время вытеснили на рынке труда тунисок, албанок и, как ни странно, полек. Итальянки гораздо охотнее берут в свои семьи на работу именно наших соотечественниц, поскольку те, не зная ни английского, ни, тем более, итальянского, ничего толком не могут возразить, даже если хозяйка уж слишком придирается к их работе. Кроме того, украинки соглашаются за ту же плату выполнять работу, на которую ни за что не согласится албанка: убирать в многоквартирном доме, делать закупки продуктов, сдавать белье в стирку, присматривать за довольно бесцеремонными итальянскими детишками -- и все это за 500--600 долларов в месяц. Не все украинки знают, что проработавшей год девушке-нелегалке все равно положен отпуск, и синьоры этим пользуются.

С победой на недавних выборах в Италии правоцентристского блока медиа-магната Сильвио Берлускони стали поговаривать, что политика по отношению к нелегальным мигрантам ужесточится. Но это, скорее всего, разговоры: всех устраивает дешевая рабочая сила, не претендующая на получение в дальнейшем вида на жительство. Поэтому «бусы» (так нелегалы называют автобусы, привозящие их в Рим, через водителей которых можно передать и письмецо домой, и даже часть заработанных денег) в Вечный город идут непрерывно. А попасть в Италию вовсе не так сложно -- достаточно решиться покинуть родные пенаты да подсобрать деньжат якобы на турпоездку. Прибыв на берега Тибра, «трудовые эмигранты» спешат затеряться в толпе. При этом просроченная виза их не пугает. Через год скитаний по итальянским семьям (порой приходится сменить до пяти-шести семей), поднакопив в среднем 5--7 тысяч долларов, наши соотечественники уже не считают такой большой сумму в 200 долларов, которую придется выложить на таможне в качестве штрафа за просроченную визу. Да и все заработанные за год деньги никто уже не везет «в хустынке». Наши сограждане прекрасно знают, что сразу после пересечения украинской границы «заробитчан» нередко подстерегают охочие до легких денег местные молодчики, которые, бывает, просто окружают «бусы» и забирают у пассажиров все до копейки. Посему украинские нелегалы уже вполне освоили систему денежных переводов…

Так вот, отстав от группы, липовые украинские «туристы» спешат на площадь Мадонна дей Монти, 3, где в доме, принадлежащем Украинской папской коллегии святого священномученика Иосафата, находится и небольшая греко-католическая церквушка. Это место знают почти все граждане Украины, прибывающие в Рим в поисках работы. Сюда приходят не только помолиться в церковь, но и обменяться новостями. Здесь же находится и негласная биржа труда: кто-то продает свое место работы, найдя что-то получше, кто-то живет с того, что приторговывает информацией о семьях, ищущих домработницу. Причем дружеские отношения в расчет не берутся -- бизнес есть бизнес. Номер телефона синьоры, вне зависимости от того, как закончатся ваши с ней переговоры о трудоустройстве, стоит 150--200 долларов. И если вы с хозяйкой почему-то не подошли друг другу -- начинай все сначала… Через подобные (и немалые) потери проходят практически все новоприбывшие -- до тех пор, пока сами более-менее сносно не заговорят по-итальянски. Тогда уже ты сможешь объяснить богатой итальянской даме, что это она тебя не устраивает. Ведь во многих семьях к «наймычкам» предъявляют, например, строгое требование возвращаться «домой» не позже 8 часов вечера. Попадаются и непорядочные синьоры, которые (по договоренности с украинской посредницей, присылающей им наивных девушек) просто могут не заплатить за неделю или две работы, выгнать их, придравшись к чему-либо.

Итальянцы скорее прогуляют 100 долларов в ресторане, чем потратят 30 на билет в театр

Мне удалось пообщаться с девушкой из Ужгорода, которой, по ее признанию, «очень повезло с хозяевами». В Риме она уже десять месяцев. Мечтала попасть на работу в Америку, но… У Оксаны два высших образования -- экономическое и юридическое. Раньше преподавала в одном из вузов Ужгорода. Но зарплата в 200--250 гривен доводила ее до отчаяния -- этих денег хватало только на очень скромное пропитание. Но, судя по всему, склонная к риску Оксана все время искала хоть какую-то возможность улучшить свою жизнь. Ведь в 28 лет еще хочется радоваться жизни, а не чувствовать себя постоянно подавленной из-за тотальной нищеты. Поэтому, когда умер дедушка, Оксана продала его сельскую хату, но вместо того чтобы распорядиться этими деньгами «по-хозяйски», купила путевку в Средиземноморский тур. Многие подруги откровенно называли ее ненормальной, но родители ничего не имели против такого сумасбродства дочери -- видимо, чувствовали себя отчасти виновными в том, что не смогли обеспечить ей нормальной жизни. И вот в этом туре Оксана знакомится с женщиной, которая раньше несколько лет работала в одной богатой итальянской семье. По стечению обстоятельств, им опять нужна была домработница. За телефон синьоры Магры и гарантию трудоустройства Оксана заплатила своей случайной попутчице 350 долларов. Но это стоило того, считает Оксана.

Будущие хозяева придирчиво оглядывали Оксану, но в конце-концов взяли в семью. Первое время синьора Магра контролировала каждый ее шаг. Если нужно было купить продукты, давала строго необходимое количество денег, но затем все равно проверяла все чеки. Дело в том, что в Италии нет магазинов, торгующих без чеков, даже овощные лавки выдают покупателям чек. Такой режим «учета и контроля» длился месяц, потом Оксану перестали контролировать. Зато у хозяйки появилась новая «идея фикс»: протирать пыль в шестикомнатной квартире нужно было несколько раз в день. Больше всего Оксана мучилась, как ни странно, не от стояния возле плиты, а именно от этой уборки. Оказалось, что итальянцы очень любят захламлять свои квартиры маленькими сувенирчиками, статуэтками, миниатюрными картинами и подставочками. Синьора Магра то и дело вскакивала и проводила наманикюренным пальчиком по всем этим фигуркам -- ей все время чудилась пыль. И еще ей не верилось, что у ее прислуги два высших образования. Хозяйка то и дело задавала дурацкие вопросы типа: «У вас в стране и школы есть?»… А когда однажды хозяин увидел Оксану, возвращавшуюся в вечернем платье из театра, то и вовсе дар речи потерял. Итальянцы скорее прогуляют 100 долларов, сидя до ночи в кафе, чем потратят 30--50 долларов на билет в театр!

Римский жених не упускал случая, чтобы напомнить украинской невесте о своем превосходстве

Как-то раз Оксана случайно проявила свою «образованность»: хозяин работал дома за компьютером, который вдруг «завис». Она молча подошла и нажала несколько клавиш -- компьютер заработал, зато после этого «завис» хозяин. Весьма холодно поблагодарив Оксану, он посоветовал ей впредь заниматься кухней и не шнырять по его рабочему кабинету. Вот на кухню «слишком умная» прислуга и отправилась, хотя приготовление обедов у нее занимало очень мало времени. Итальянцы обожают пасту (так называют здесь спагетти с соусом) и могут ее есть с утра до ночи. Готовится она очень быстро. Лазанью и пиццу предпочитают есть все-таки в ресторанчиках. На завтрак пьют только кофе, а на ужин частенько заказывали обычную жареную лососину, которая продается в супермаркетах почти в готовом виде -- нужно только разорвать кулечек и положить тушки рыбы на сковороду. Оксана же не столько скучала по украинским борщам, сколько ей хотелось удивить хозяев шедеврами украинской кухни. Вкусовую палитру украинского борща синьоры как-то не оценили, зато большой популярностью пользовался торт из ревеня, наполеон и торт «Муравейник». Хозяева все чаще стали заказывать Оксане приготовить эти трудоемкие лакомства к утреннему кофе. Естественно, о прибавке к жалованью речь при этом не шла, а посему Оксана решила больше не баловать итальянцев украинскими кулинарными изысками.

Иногда хозяева делали прислуге подарки. Оксана очень растрогалась, когда в день ее рождения (синьора Магра предварительно выспросила, не замужем ли их работница, а также «подсмотрела» ее день рождения в паспорте) хозяйка подарила ей брошь, которую традиционно преподносят молодым девушкам, чтобы те могли побыстрее выйти замуж -- из какого-то редкого стекла в серебряном обрамлении (это считается недешевым подарком, хотя и семья Оксане попалась не бедная). Но, как призналась мне Оксана, она вовсе не мечтает о муже-итальянце. Раззнакомившись с жителями Италии поближе, она убедилась, что украинские мужчины имеют куда более широкий кругозор: большинство ее римских «кавалеров» даже не смогли сказать, где находится Украина. А подруга Оксаны, встречающаяся «по-серьезному» с римлянином, и вовсе отбила у нее охоту искать себе жениха.

Как-то на католическое рождество девушка приготовила, как у нас принято, двенадцать блюд к столу, и пригласила своего будущего мужа. Он же, оглядев стол, фыркнул, что ему здесь есть нечего, и пошел на кухню демонстративно готовить себе пасту. При этом римлянин всегда находил способ показать свое превосходство, хотя и работал всего-навсего водителем троллейбуса. После такого вот примера из жизни Оксана утвердилась в мысли, что итальянского мужа она себе не хочет.

Некоторые девушки специально рожают в Италии ребенка, чтобы получить гражданство. Но не тут-то было…

В среднем итальянцы зарабатывают полторы-две тысячи долларов в месяц, но такие семьи не в состоянии нанять себе прислугу. Другое дело -- адвокаты, врачи, ученые, их доходы иногда переваливают отметку 10 тысяч долларов в месяц. Вот Оксанин хозяин как раз и был адвокатом. Благодаря работе в богатой семье, имеющей дома и на севере Италии, украинская прислуга посмотрела всю страну, правда, отрабатывая эти вояжи по полной программе. Синьора Магра иногда производила чистку своих многочисленных шкафов, извлекая оттуда горы истлевших от времени колготок, надоевших ей абсолютно новых блузок, связки туфель. Все это «добро» следовало выбрасывать. Но Оксана однажды, превозмогая унижение, попросила разрешения оставить какие-то хозяйские туфли себе. Хозяйку это удивило, но зато потом она сама нередко предлагала девушке надоевшие наряды.

А вот для мужчин-»эмигрантов» в Италии работы нет вовсе. Но некоторые на свой страх и риск все же приезжают -- нищета гонит. В семью их, конечно же, никто не возьмет, но есть небольшой шанс устроиться подсобным рабочим в многочисленных кафешках и ресторанчиках. В конце мая жара на полуострове становится просто невыносимой, не спасают ни кондиционеры, ни ставни на окнах, и римляне массово выезжают на север. Даже несмотря на большую безработицу. По этому поводу даже поговорку придумали: «Летом в Риме остаются лишь иностранцы да собаки». Именно в это время у украинских мужчин появляется шанс хоть как-то подработать.

Мое внимание на площади Мадонна дей Монти невольно привлекли весьма пожилые украинские женщины. А они-то что здесь делают? Оказалось, молодые им почти завидуют, так как за свою работу эти дамы получают порой до тысячи долларов -- это при том, что делать-то им особо ничего не приходится: их нанимают чаще всего дети для своих престарелых, но очень разговорчивых мамаш. А «должность» эта называется «компаньонка для пожилой синьоры». В Италии и речи быть не может ни о каком доме для престарелых, но и дети не больно то хотят развлекать стариков. Вот и нанимают «компаньонку» хотя бы слегка знающую итальянский язык, чтобы рассказывать побасенки из другой, украинской жизни, да иногда выводить синьору на прогулку -- прошвырнуться по модным магазинам.

Но не всем, конечно, так везет. В самом крайнем случае, если вы каким-то образом остались без средств к существованию, можно обратиться в благотворительную организацию «Каритас» при Украинской греко-католической церкви. Как рассказывали мне видавшие виды «заробитчаны», ночлег и тарелка супа здесь всегда обеспечены. Бывали случаи, когда украинцы находили себе приют в «Каритасе» аж на полгода. Но обычно здесь живут месяц -- три, пока не найдут себе новую работу. Мало кто из прибывших на заработки украинцев знает, что можно найти управу и на нечистых на руку итальянских хозяев. В Риме есть специальные юридические консультации для нелегалов. Организованные поляками, они оказывают помощь и украинцам. Если вам, к примеру, не заплатили за месяц работы, то иногда бывает достаточно просто сказать, что вы обратитесь в такую консультацию, -- и деньги за якобы некачественную работу сразу находятся!

Любопытно, что при довольно высоком уровне безработицы в Италии на улицах Рима мы ни разу не видели попрошаек. Даже возле собора Святого Петра никто не сидит в лохмотьях и не просит милостыню. На мой удивленный вопрос, почему так, сопровождавший нас отец Кен Новакивский, руководитель пресс-службы Католической церкви в Украине, с улыбкой ответил: «Ну почему же, у священников просят милостыню, зная, что они никогда не откажут!»

Ситуацию с нелегальными украинскими мигрантами комментирует Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Италии Борис Гудыма: «Я бы посоветовал нашим гражданам, если виза закончилась, возвращаться домой. У Украины с Италией нет, в отличие от Туниса или Албании, квоты на трудоустройство. Чтобы такую квоту дали хотя бы на 6 тысяч украинцев, необходимо подписать так называемое соглашение о возвращении. Поскольку в Италии сейчас не хватает квалифицированной рабочей силы (например, на мебельных фабриках), мы пытаемся договориться с итальянской стороной о своеобразной «стажировке» украинцев на один-два года на фирмах, выпускающих мебель. А девушкам, надумавшим родить в Италии ребенка и таким образом остаться в этой стране, я бы советовал не спешить с таким решением: Италия -- не Америка, и даже родив здесь ребенка, вы не всегда получаете гражданство. »