Події

Житель коростеня возводит у себя во дворе… Ратушу с курантами

0:00 — 27 червня 2001 eye 530

Заодно Иван Николаевич, немец по происхождению, мастерит башенные часы для Новограда-Волынского

Дом Ивана Николаевича Карпова на окраине Коростеня я нашла без особых усилий -- очень уж оригинальный: узорчатая железная калитка, со вкусом сделанные решетки на окнах, средневековые фонари. А еще -- высоченный железный каркас какого-то архитектурного сооружения. «Возвожу собственную ратушу, -- говорит хозяин. -- Ее будут венчать куранты с боем, музыкой и подвижными фигурами. Здесь же устрою музей своих работ. У каждого художника должен быть музей… ».

Иван Николаевич много лет разрабатывает часовые механизмы и создает оригинальные куранты. Каждые его часы -- произведение искусства, с неповторимым обликом и голосом. Ни одна выставка в России, Белоруссии и Прибалтике не обходилась без работ этого мастера. Во времена СССР он состоял в обществе культурных связей с зарубежными странами под эгидой Валентины Терешковой. Редкая иностранная делегация уезжала из Союза без сувениров, сделанных Карповым. «Помню, вызывают в Москву, обеспечивают всем необходимым для работы, и я творю: подсвечники, канделябры, светильники… Занимался своим любимым делом -- ковкой по металлу. О деньгах на дорогу и питание никогда не думал -- все оплачивалось из Москвы. Валентина Терешкова была очень тактичной и вежливой. Всегда со мной считалась», -- вспоминает Иван Николаевич.

Знакомство с его домом началось с чердака. Поднявшись по длинной узкой лестнице, попадаю в святая святых творца -- хранилище всевозможных механизмов. Хозяин с любовью осматривает груды металла -- заготовки к будущим часам. Электроника хранится в отдельном сарайчике. А по комнатам дома можно бродить часами, рассматривая светильники и решетки в стиле барокко, канделябры и подсвечники, фигурки для будущих курантов… Он механик, электрик, художник, музыкант, кузнец, -- одним словом, мастер.

«Я удрал с похорон Сталина и поехал путешествовать»

Своих родителей Иван Николаевич не помнит. Знает только, что после Второй мировой маленьким его привезли в Советский Союз из Германии. Немецкие имя и фамилию заменили на русские. Ваня очутился в Рижском специализированном детском доме, где обучали работе с металлом и механике, преподавали живопись, графику и декоративное искусство.

-- Когда умер Сталин, мне было восемь лет, -- рассказывает Иван Карпов. -- Среди нас отобрали лучших воспитанников -- в том числе меня -- и повезли на похороны вождя в Москву. А я ужасно не хотел туда ехать и по дороге сбежал -- пересел в другой поезд, идущий в Ленинград. Меня, конечно, нашли, вернули в детский дом и сразу наказали -- заперли в карцере.

Потом я продолжал познавать механику и специализироваться по ковке. в детском учреждении для сирот старшего возраста во Владимире. Здесь я выбрал профиль своей дальнейшей деятельности: башенные часы. Восхищался огромными механизмами, шестернями, многопудовыми гирями, мощными цепями и колоколами. Позже побывал в Ленинградском техникуме часовой промышленности. Времена СССР -- незабываемые, -- рассказывает Иван Карпов. -- Не раз нас водили смотреть куранты на Спасской башне в Москве. Сам механизм по величине напоминает трехэтажный дом. За всю историю этих часов там сменилось семь механизмов. Одни мастерили русские умельцы и монахи, другие закупались в Швеции, по заказу Петра I работали австрийские часовщики… Ныне сердце часов -- хронометр -- находится в барокамере, где поддерживаются постоянная влажность воздуха и температура. Куранты обслуживает целая лаборатория, их ход контролирует электроника. Иначе нельзя: механические детали — втулки, валы -- вырабатываются, и часы начинают «врать».

На производственной стажировке я побывал в Германии, Чехии и Франции. В тамошних городах второй по значимости фигурой, после бургомистра, был «хранитель времени» -- часовщик, который обслуживал куранты на ратуше или костеле на центральной площади.

Самые сложные куранты в Европе -- страсбургские, во Франции. Их можно назвать идеальными. Часы эти строили больше 20 лет, там около двух десятков подвижных и застывших фигур. В определенное время выезжает карета, ей кланяются фигурки горожан, разыгрывается мини-спектакль… Каждые пять минут раздаются удары колокола, через каждый час звучат разнообразные мелодии -- по ним жители могут определять время даже на приличном расстоянии.

В мюнхенских курантах можно наблюдать турнир бронзовых рыцарей. Там один только язык колокола весит две тонны! Хранители времени, которые обслуживают механические часы с колоколами, как правило, глухнут от постоянного гула и звона, ведь они живут обычно в каморке возле самих часов. Чтобы вручную заводить механизмы, часовщику приходится ежедневно подниматься по ступенькам лестницы -- а их минимум восемьдесят. Если гиря уйдет далеко вниз, часы начнут спешить. Если поднимется слишком высоко, механизм будет отставать…

Ивана Николаевича не раз приглашали в Московский музей имени Глинки: никто лучше его не мог отреставрировать древние шарманку, клавикорд, клавесин, полифон или оркестрион… В Киевской и Одесской киностудиях перед съемками фильмов о временах Средневековья Иван Николаевич «оживлял» старинные часы с боем и массу музыкальных инструментов далеких эпох. А в одной из комнат в его доме стоит электроорган -- на нем мастер сам создает мелодии для своих курантов. Ведь каждые башенные часы должны вписываться в местный колорит -- музыкой, внешним обликом, фигурами…

«Механику для часов выбираю военную -- она служит при любой погоде»

Во многих городах бывшего Союза мастер увековечил память о себе оригинальными башенными часами: во Владимире, Суздале, Угличе, Шауляе, Лиепае. Хотел было поставить куранты в Житомире, да местные власти не нашли средств. Зато когда год назад в Житомир приезжал Президент Украины Леонид Кучма, мастер вручил ему букет цветов из металла -- собственной работы. И поведал Президенту о своих планах: установить в Новограде-Волынском замечательные башенные часы. На втором этаже кинотеатра. С двумя циферблатами -- для местного и астрономического времени. На этот раз часы будут электромеханическими -- слишком уж дороги нынче колокола. Каждый час будут звучать мелодии народных песен, в определенное время деревянные фигурки -- персонажи пьесы Леси Украинки «Лiсова пiсня» будут исполнять отведенную им роль на виду у горожан. Главный инициатор создания курантов -- мэр Новограда-Волынского Николай Иванюк. По словам мастера, Леонид Кучма обещал содействие, в том числе в создании художественной ковки в Киеве, в Дарнице.

-- А через два дня после нашей встречи меня вызвали в Министерство обороны, дали автобус, и я отправился в Винницу в штаб ВВС Украины, где получил три ящика нужных мне механизмов. Кое-что нашел в Первомайске, где расформировывалась военная ракетная база. Практически все механизмы для своих курантов я брал в воинских частях и на военных заводах по всему СССР. Военная механика может работать в любых погодных условиях, даже при температуре ниже 60 градусов…

Раньше ее достать было куда проще… Я никогда не думал, где и что раздобыть. Меня обеспечивали абсолютно всем! А я творил и был счастлив. За выполненную работу платили по 30-40 тысяч рублей -- по тем временам огромные деньги! Но я как-то стеснялся их брать и отказывался. А теперь металл очень дорогой, и поездки обходятся недешево. Вот и пришлось просить помощи у Президента.

Попутно Иван Николаевич мастерит витражи и решетки для собственной ратуши. Чтобы добыть средства, выковывает на заказ оконные решетки, канделябры и светильники.

Иван Николаевич относится к тому редкому сорту людей, которые живут исключительно искусством. Отбери у него металл -- и человек угаснет за час. «Представляете, я уже имитатор крика филина смастерил!», -- радостно сообщает мне собеседник, и глаза его сияют неподдельным восторгом. Вся его жизнь сосредоточилась на будущих курантах…

Если удастся раздобыть все детали -- куранты в Новограде-Волынском будут радовать горожан уже через год.