говорит симферополец Владимир Денщиков, создающий уникальные иконы из льна. Недавно в Верховной Раде Украины прошла выставка его работ
О том, что занятие льняной иконописью помогло народному артисту Украины режиссеру драматического театра имени М. Горького Владимиру Денщикову победить болезнь — после инсульта он был прикован к инвалидной коляске — и вернуться к полноценной жизни, «ФАКТЫ» уже рассказывали. Но даже предположить не могли, что за год, прошедший после нашей последней встречи, Владимир Анатольевич успеет столько сделать. «В окружении икон, — говорит Денщиков, — я действительно становлюсь здоровее, а значит и работоспособнее. Так бывает, когда Бог помогает».
— Как ваши иконы попали в Верховную Раду? — спрашиваю у Владимира Денщикова.
— Все началось со второго всеукраинского фестиваля «Лён-фест», который состоялся в Киеве в конце ноября по благословению Блаженнейшего митрополита Владимира, предстоятеля Украинской православной церкви Московского патриархата. Проходил праздник в «Экспоцентре» Украинской православной церкви, расположенной рядом с храмом Всех Святых, — рассказывает Владимир Денщиков. — Организаторами второго фестиваля были дизайнер Татьяна Цуканова и директор Всеукраинского благотворительного фонда «Живодайне джерело» Алла Тарасевич. Почетное жюри возглавил известный модельер Вячеслав Зайцев. А так как «Экспоцентр» сначала должен был освятить митрополит Владимир, меня попросили приехать на два дня раньше, чтобы выставить свою экспозицию. Так получилось, что она была у самого входа, откуда митрополит начал освящение. Я в какой-то момент зазевался и на меня попала первая порция святой воды. Для меня это был знак.
Когда закончилась моя первая персональная выставка в Симферопольском художественном музее, я получил звание заслуженного деятеля искусств Крыма. И стал лауреатом премии АРК за 2009 год по прикладному искусству. Как говорят, слава приходит к нам между делом, если дело достойно ее. И там же на фестивале была одна дама (к сожалению, я не знаю ее имени), которая устраивает выставки в Верховной Раде Украины. Когда вернулся домой, она мне позвонила: «В Верховной Раде будет открыта экспозиция умельцев. Не хотите ли и вы поучаствовать?» Я с радостью согласился. Мне было любопытно, как отреагируют на мои работы депутаты. Подумал: может, это поможет им в решении государственных проблем. Поэтому согласился.
— Ну и как отреагировали государственные мужы на ваши творения?
— Они настолько заняты государственными проблемами, что большинство из них проходили мимо икон с какими-то мутными отстраненными взглядами. А те из них, кто, как говорится, сфокусировались, тут же останавливались. И конечно, потом было восхищение. Многие задавали вопросы. А один депутат попросил о необычном заказе. Мол, можно ли в таком обрамлении, как на иконе, написать лицо известного политика. Я извинился и сказал, что это не сочетается с тем, к чему я стремлюсь. Но, в основном, депутаты говорили добрые слова. Даже звонили прямо в сессионный зал: «Петро! Давай сюди, тут таке, що треба подивитись!»
— Перед его приездом в Крым ко мне обратились из Верховного Совета АРК, чтобы я продал одну из своих работ для подарка Святейшему, — рассказывает Владимир Анатольевич. — Я сказал, что такому человеку продавать икону не буду, могу ее только подарить. И когда патриарх был в Симферополе, наши крымские руководители преподнесли ему мою икону Богородицы «Умиление».
— Вы не присутствовали при этом?
— Нет. Протокол был очень строгий. Даже Президенту было выделено для общения со Святейшим всего 20 минут. Но спустя время я получил письмо от митрополита Крымского и Симферопольского Лазаря, в котором он поблагодарил меня за работу, которую преподнесли Патриарху Кириллу.
— И как он отреагировал на подарок?
— Так получилось, что когда патриарх служил литургию в Севастополе, ему помогал переоблачаться отец Сергий — настоятель Малореченского храма-маяка, где находится моя икона Николая Чудотворца. С ним я познакомился из-за своей болезни. Некоторые, когда на них обрушивается беда, говорят: «За что, Господи?!» А нужно спросить: «Для чего, Господи?!» За время болезни я понял, для чего. Сейчас уже не работаю в театре, только преподаю в университете культуры. Но у меня появилось время, чтобы создавать иконы. По большому счету, все сложилось так, что лучше и не придумаешь. Ведь в душе мне всегда хотелось именно этого. Так вот, когда патриарх Кирилл был ректором Духовной академии, отец Сергий находился у него в подчинении. Они хорошо знают друг друга. Вот отец Сергий и сообщил мне, что патриарх был восхищен моей работой. Честно говоря, я думал, что мою икону Святейший передал в дар какому-то храму. Но оказалось, что она находится в его апартаментах. Когда к патриарху приезжают высокие гости, он обязательно показывает мою икону.
Сейчас, по словам Владимира Денщикова, его основная задача — создать и собрать коллекцию икон.
— Даже в самых смелых предположениях я не мог подумать, что в прошлом году за пять месяцев у меня пройдет четыре(!) персональные выставки. Художники хорошо меня поймут, — признается Владимир Денщиков. — А выставка в Музее Николая Рериха в Москве продлевалась три раза! В Сакском музее на выставке было много инвалидов-колясочников. У многих видел слезы на глазах. Я счастлив, что имею возможность подарить им хоть какое-то мгновение соприкосновения с тем, что в обыденной жизни есть не у каждого. И самое главное — возможность преодолеть болезнь, поверить в себя.
Если можешь хоть что-то сделать для живущего рядом человека, доставить ему небольшую радость, то ради этого момента стоит жить.
— Говорят, сейчас вы работаете одновременно над несколькими иконами. Не тяжело?
— Чтобы представить на выставках хорошую экспозицию, приходилось обращаться к друзьям, которым я в свое время дарил иконы. Люди с радостью откликались. Но я же понимаю, что долгое отстутсвие в доме иконы, которая уже стала семейной, не очень хорошо. Некоторые даже заболевали, когда икона отсутствовала. Поэтому, чтобы не брать иконы из частных коллеций, решил собирать свою.
Владимир Денщиков как-то посчитал количество узелочков на один квадратный дециметр иконы:
— Получается, в каждой работе размером 40 на 50 — до полутора миллионов узелков, завязанных вручную. На создание одной иконы уходит от трех до шести месяцев.
— Это невероятно кропотливый труд. А помощники или ученики у вас есть?
— Изготовление таких икон на поток не поставишь, бизнес на этом не сделаешь. Это очень трудоемкий процесс. Поэтому пока самый верный и единственный мой ученик — супруга Наталья. Она помогает мне во всем. В некоторых иконах даже есть детали, сделанные ею. Кстати, при создании иконы Богоматери «Знамение», изготавливая объемную корону, я использовал новую технику, которую пока назвал текстильной филигранью. Обычно это делается из серебра, золота или другого металла, а я сделал из ниток.
Одна из моих персональных выставок проходила в Ливадийском дворце. И так получилось, что как раз в это время митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь открывал благотворительный праздник «Белый цветок», который традиционно проводится в Ялте. В нем в свое время участвовали и члены царской семьи, когда отдыхали в Ливадии. Средства, собранные на празднике, идут на лечение больных туберкулезом. И вдруг открывается дверь в зал, где была экспозиция моих икон, и заходит митрополит Лазарь, а с ним еще 15 священников. Познакомились с экспозицией, митрополит сказал много хороших слов, и вдруг говорит: «И паки, паки об учениках» Я потом у сведущих людей узнал, что означает «паки, паки». Оказывается, эти слова означают: снова и снова. Я сказал тогда митрополиту, что готов помогать всем желающим, готов рассказывать, научить технике макраме-коллажа, «рукотворной ткани», которые использую при изготовлении икон. Единственное, чему не смогу научить, это фантазировать, творить. Но пока желающих нет.
К слову, после публикации в «ФАКТАХ», где я сказал, что очень трудно найти льняные нитки для изготовления икон, на меня обрушился шквал звонков. Мне передавали и присылали льняные нитки. Я был тронут до глубины души. Поблагодарите, пожалуйста, всех через газету. Помню, на одну из выставок пришла женщина, протянув клубочек ниток: «Вам они нужнее». Оказывается, у нее была льняная косметичка, и она ее распустила. А как-то пришла худенькая, маленькая бабушка и принесла огромную бобину льняных ниток. Как она ее донесла, ума не приложу!
— Правда, что вы в этом году успели сняться в кино?
— Да. И получил массу положительных эмоций. Это, как говорит мой врач Александр Яковлевич Строков, который помогает мне справиться с последствиями инсульта, называется социальной адаптацией. Я ведь из-за болезни отошел от театра. Правда, отец Сергий сказал, что Господь отлучил меня от лицедейства. Некоторые священники относятся к перевоплощению на сцене как к чему-то от лукавого. За время болезни я понял, что это Господь так все устроил, чтобы я занялся иконами. И каждый день в этом убеждаюсь.
— А как же насчет социальной адаптации?
— Первое предложение сняться в кино поступило мне, когда я после инсульта лежал в палате интенсивной терапии. Мне позвонила ассистент режиссера, сообщив: «Мы хотели бы, чтобы вы снялись у нас в роли сенатора. Режиссер спрашивает, владеете ли вы английским языком». А я лежу (рука нога и нога у меня не работают после инсульта) и говорю ей: «Передайте, пожалуйста, режиссеру, что английским языком я владею, но кое-чем другим пока нет». Прошло время, и ассистент опять предложила сняться в роли начальника порта в фильме «Алые паруса». Я ответил, что с удовольствием снимусь, но только после инсульта немножко прихрамываю. «Ничего, — сказала ассистент, — это как раз ложится на эту роль». А потом они там что-то переиграли и предложили ее Альберту Филозову. Меня же назначили на роль турка
— Отец Сергий знает, что вы все же чуть-чуть полицедействовали?
— По-моему, нет. Фильм только в марте выйдет на экраны, — улыбается Владимир Денщиков.