Время неумолимо, и даже примы экрана однажды вынуждены уйти. Так, передачу всенародно любимой Валентины Леонтьевой «В гостях у сказки» когда-то отменили потому, что, как выразилось телевизионное начальство, внешность и возраст ведущей «не соответствуют эстетике детских передач». А проще говоря, «тетя Валя», по мнению руководства, стала слишком старой, -- пишет «Московский комсомолец». Жестоко, не правда ли? Такие удары тоже надо уметь пережить Как надо вообще уметь достойно встретить третью половину жизни.
Сейчас у Валентины Михайловны большие проблемы со здоровьем -- два месяца назад она поскользнулась на улице и повредила позвоночник. Два месяца пролежала в больнице. Первое время не узнавала даже самых близких -- ушиб головы привел к потере памяти. Но как раз на эту тему она говорить не хочет: «Зачем это нужно? Нам всем и так не хватает света, радости, каких-то добрых событий».
-- Валентина Михайловна, и все-таки, вы только что вышли из больницы -- тяжелая травма, возраст. А вам будто все нипочем, вы по-прежнему бодры, подтянуты, словно завтра -- в эфир. Наверное, вы всегда очень много занимались своей внешностью: массаж, салоны красоты, подтяжки?
-- Что вы! Ни разу за свои 77 лет ничем подобным не пользовалась. Мне все было жаль на это время тратить, да и лень. Честное слово, даже на массаж ни разу не ходила. Может, в этом и заключается рецепт красоты: не зацикливаться на своей внешности.
-- Сейчас у каждого телеведущего целая команда имиджмейкеров (говорят, на Западе одну телезвезду обслуживает до пятисот человек). А кто помогал звездам экрана разобраться с гардеробом лет пять-десять назад?
-- Никто и никогда. Помню, было у меня одно маленькое черное платьице с воротником-шалькой. Я по-разному драпировала эту шальку, украшала платье то брошкой, то косынкой. И все говорили: «Как много у вас нарядов -- все время в чем-то новеньком». Не раз мы пользовались и секретом Скарлетт О'Хара: шили нарядные платья из штор. Между прочим, на экране они смотрелись великолепно. Бывало, что и привозные, фирменные вещи в фокусе телекамер выглядели куда хуже. Уже позже, на «Голубые огоньки», стали что-то делать в специальной пошивочной. Но мне эти модели и не особо нравились.
-- За модой вы следили?
-- Я всегда была консерватором в одежде. Предпочитаю английский строгий стиль. Даже в молодости не носила ни мини-юбок, ни клешей. То же самое касается и макияжа. Привыкла гримироваться сама и совсем немножко. Сейчас, если прихожу на передачу, ставлю условие: никаких визажистов. Когда много грима, это уже не я -- себя не узнаю.
-- Наверняка благодаря телевидению у вас было море поклонников?
-- Самые романтические воспоминания связаны вовсе не с работой. Так, с мужем я познакомилась случайно, в ресторане. Он поспорил с друзьями, что девушка за соседним столиком примет его за иностранца. Подошел познакомился -- мол, Эрик зовут. Весь вечер мы проболтали через «переводчика». На следующий день раскаявшийся «плейбой» перезвонил, извинился и, чтобы загладить вину, снова пригласил в тот же ресторан
Вспоминаю еще одного «жениха». Как-то утром -- звонок в дверь. На пороге снова иностранец, теперь уже настоящий. Да еще и с мамой. Говорит: «Прошу вашей руки». А я его вспомнила-то не сразу, да и то только по удивительно красивым рукам. Как-то, сразу после войны, проходила я мимо пленных немцев и встретилась с по-звериному голодным взглядом запуганного паренька с длинными пальцами. А я-то сама пережила блокаду, голод. Уговорила начальство его отпустить, накормила. И он много лет помнил, ждал, когда ослабнет «железный занавес», чтобы вернуться
-- Признайтесь, Валентина Михайловна, любите себя на экране?
-- Я ненавидела себя, когда смотрела телевизор. Замечала одни минусы: и ноги не так стоят, и слишком много эмоций, и жесты не нравились. Но ничего поделать с собой не могла: когда выходила к камерам, забывала обо всем -- просто жила. Даже в «Спокойной ночи, малыши!» я абсолютно забывала, что зверушки -- всего лишь куклы. Помню, как-то на съемках передачи Хрюша сильно расшалился. Делаю одно замечание, другое -- эффект нулевой. Я рассердилась и вывела его за ухо из кадра. После съемок ко мне подходит Хрюшин кукловод Наталья Державина и говорит: «Ты сумасшедшая, я же теперь гонорар за передачу не получу».
-- Наверняка вашими передачами гордились родные?
-- Тоже не угадали. Пока была жива мама, она была моим самым строгим критиком. Если скажет «нормально» -- значит, все в порядке. Муж мои передачи смотрел очень редко: слишком был загружен работой. А сын так вообще жутко ревновал к экрану, говорил: «Ты «всехняя» мама, а я хочу, чтобы ты была только моей». А смотреть «В гостях у сказки» Митя начинал только после того, как бабушка звала: «Все, мама ушла, кино начинается».
-- Как вы попали на телевидение?
-- Случайно. Не было денег, решила устроиться на работу. Тут конкурс. Не волновалась совершенно, больше думала о заработке. Вижу -- листы какие-то (нужно было прочитать либретто «Лебединого озера»). Я их отложила и стал импровизировать, просто пересказывать сюжет. Вот и прошла. Потом с ужасом узнала, что конкурс был -- человек восемьсот на место. Так и повелось: я никогда не читала в эфире, не мое это. Готовилась заранее, просматривала письма, сценарии, а потом импровизировала, разговаривала. Между прочим, письма пишут до сих пор. Стараюсь по мере возможности отвечать. Помните, у Чехова: «Нельзя не пожать протянутую руку». А ведь письмо -- это и есть открытая тебе навстречу ладонь.
-- Какую из своих передач вы больше всего любите?
-- Самой любимой нет. Теплые чувства всегда вызывают «В гостях у сказки» и «От всей души». К сожалению, когда на телевидении сменилось руководство, эти передачи закрыли в один день. Но разбираться, выяснять отношения, просить я не пошла
-- Вы закончили Школу-студию МХАТ, сыграли много интересных ролей. Почему же не захотели работать в театре?
-- Ну что вы! ТВ -- это моя судьба. Меня и до сих пор приглашают на различные передачи. Правда, в основном в роли почетной гостьи. Прихожу не всегда, выбираю то, что мне интересно.
-- Много у вас друзей?
-- У меня нет друзей, я одиночка абсолютно. Как выяснилось. Пока я была нужна, меня использовали, теперь -- забыли. Самые верные -- мои близкие, семья. Муж умер два года назад
-- Говорят, у вас в доме всегда любили животных.
-- Песики сопровождали меня всю жизнь: в нашей семье сменилось девять собак. Каждый раз, когда пес умирает, думаю: «Все, больше никого не возьму». А потом Теперешняя собака появилась так. На день рождения сына друг подарил ему огромный торт с красивым бантом. Поставили на стол, открываем коробку, а там крошечный фокстерьерчик. Полная неожиданность и для меня, и для сына, но зато какая чудесная! Побольше бы в нашей жизни таких приятных сюрпризов.