Поручик российской эстрады устроил бал по всем понятиям
«Бал» -- вполне оправданное название для концерта Александра Малинина, который он показал киевлянам в последние дни зимы. Потому что это был не рядовой чесовый концерт, подготовленный на скорую руку из имеющихся в загашнике песен, более или менее не затертых фонограмм и подвернувшегося под руку кордебалета. Чуть ли не впервые украинские зрители стали свидетелями настоящего шоу этого певца. Малинин никогда особо не обижал украинцев, да и прочих зрителей халтурой. Однако в нынешнем представлении он превзошел сам себя. Шоу отличалось стильностью, временами переходящей в строгость. На сцене, рядом с привычными гитаристами, клавишником, барабанщиком восседал целый симфонический оркестр. Малинину подпевало трио вокалисток. На подиум выходил хор мальчиков. Как и подобает на балу, демонстрировали свое искусство танцоры. Вдобавок, в углу сцены красовался рояль.
Почему же «Бал» «девятый»? Конечно, звучит красиво. В сочетании «Девятый бал» слышится штормовая мощь. Но штука в том, что бал, показанный в Украине, действительно девятый для Александра. Первый сольный концерт певца с названием, в котором прозвучало слово «бал», состоялся в Москве в 1990 году. С тех пор малининские балы стали своего рода творческим отчетами артиста на главных концертных площадках России. Но в этом году певец впервые нарушил традицию и «изменил» соотечественникам. Украинцы стали первыми, кого Малинин пригласил на «Девятый бал». Точнее, «бал» сам к ним приехал. Александр показал свое представление в семи крупнейших городах страны. Стартовал тур 18 февраля в Днепропетровске. Малинин побывал в Харькове, Луганске, Донецке, Запорожье. Дал два концерта в столице и завершил гастроли в Одессе.
Бальный дух музыкой не исчерпывался -- собравшуюся во Дворце «Украина» политическую и экономическую элиту венчала президентская чета. Непосредственно сценическое действо тоже было плодом совместных усилий России и Украины. Аккомпанировал русскому певцу Национальный симфонический оркестр Украины, а подпевал хор мальчиков и юношей киевской музыкальной школы им. Лысенко. Декорации разработал Борис Краснов. Нынче он главный художник постановщик Кремлевского дворца. А родился и учился в Киеве. Постановщик шоу — автор и режиссер многих российских телепроектов и концертных программ Александр Ревзин, который также родился и получил образование в Украине.
Таким образом, «Девятый бал» стал самым пафосным эстрадным российско-украинским проектом, обогнав представленную с помпой летнюю программу Аркадия Укупника «100 % любви», в которой, кстати, тоже фигурировали имена Ревзина и Краснова. К слову, последний куда более тонко уловил стилистику Малинина, нежели Укупника. Сцена представляла собой колоннаду в стиле псевдоклассицизм, популярном у русских помещиков XVIII-XIX веков. Над белыми колоннами сияло звездное небо. Разве можно подобрать лучший антураж к классическим и псевдоклассическим романсам Александра? Образ Малинина в первом отделении полностью соответствовал декору — черный бархатный кафтан с золотыми пуговицами. Чуть за его спиной расположились виртуозы с акустическими гитарами в ярких атласных гитарах. Ни дать, ни взять — цыгане. Хотя оба -- опять-таки дети украинского народа: Виталий Кись — выходец из Харькова, Владимир Титаренко -- из Одессы. Первая половина концерта от и до была выдержана в концепции «а-ля рюс». Гусарские баллады, белогвардейские романсы, православные мотивы: «Гори, гори, моя звезда», «Ночь светла», «Христос воскрес, мне нищий рассказал», «Рождественская Русь», «Я хотел въехать в город на белом коне», «Поручик Голицын», «Напрасные слова», «Ах, где вы, дамы полусвета»: Аплодисменты сорвал любовный романс из репертуара Петра Лещенко, который Малинин посвятил недавно родившейся дочери Устинье. Родившемуся вместе с дочкой сыну Фролу досталось более серьезное произведение «Храни тебя, сынок».
После шампанского, то есть буфета в антракте, артист представил публике более живую программу, стартовавшую с канкана. Исполнив пару украинских народных песен — «Нiч яка мiсячна» и «Чорнi очi», Малинин ударился в танцы и эротику. Блюз «Битва титанов» он почему-то объявил как сексуально-патриотический. Заключенную в образы эротику мы обнаружили, патриотизм — нет. Страсти продолжились «Лунной ночью», которую певец подарил супруге. Рэгтайм «Леди Гамильтон», повествующий о предмете подросткового вожделения Клаве, Александр посвятил теще. Латиноамериканские и испанские ритмы певец позаимствовал у украинских авторов: «Мамбо» и «Серенада» принадлежат перу Юрия Рыбчинского и Владимира Засухина. Апогеем веселья стал твист «Лада» из репертуара звезды 70-х Вадима Мулермана, опять-таки харьковского происхождения. Кстати, тот факт, что наибольший отклик в сердцах публики нашли не «родные» песни Малинина, а лещенковская и мулермановская, могут служить не лучшим симптомом. Тщательнее нужно работать над репертуаром, батенька! Ведь творец и интерпретатор, в которого, не ровен час, превратится Малинин, как говорят в Одессе, -- две большие разницы.