Культура та мистецтво

Ведущая программы «надвечiр'я» тамара щербатюк: «впервые поднимаясь по лестнице к телецентру, я обрыдала все ступеньки и думала, что иду на каторгу»

0:00 — 13 березня 2001 eye 446

Тамару Щербатюк можно считать ровесницей украинского телевидения. Начинала эта энергичная и очень обаятельная женщина с детских и молодежных программ, в 1960 году участвовала в первом телемосте «Москва -- Киев», делала первые в Украине репортажи и игровые передачи. Заслуженный работник культуры Украины, награжденная орденом Княгини Ольги, Тамара Владимировна ведет на Первом Национальном душевную передачу «Надвечiр'я». На 13-ом году существования (первая вышла в 1988 году) программа открывает «Книгу рекордов «Надвечiр'я», попасть куда, быть может, труднее и почетнее, чем в американскую Книгу рекордов Гиннесса.

«Чтобы очутиться на страницах нашей Книги рекордов, нужно иметь самую длинную в Украине бороду»

-- С самого начала выходившее на украинском языке «Надвечiр'я» переводилось и транслировалась на Москву. А потом россияне создали свою «Для тех, кому за… », следом за ними идею программы позаимствовали и другие республики.

-- Но почему именно передача для пожилых людей?

-- Я сознательно уходила от проблем политических, социальных и экономических. Есть профессионалы -- пусть они и делают. Мне же хотелось делать программу для души, общаться с людьми. Заставить людей старшего возраста вспомнить самое прекрасное из их молодости, поговорить о судьбах. Помочь им. Бывают же случаи: молодую маму двоих детей парализовало, отняло обе ноги, а муж бросил. Ну вот как в такой ситуации не рассказать о ней в передаче -- вдруг ее посмотрит тот, кто сможет помочь. Хотя вообще подобными проблемами я не злоупотребляю -- у нас программа успокоительная, и зрители это понимают. Парадоксально, но у нас практически нет злых писем и критики.

-- А то, что такие передачи менее прибыльны, чем те же шоу, сильно сказывается?

-- Конечно. Как-то раз на фуршете я разговорилась с одним банкиром, который предложил мне сделать эстрадную шоу-программу. «Заодно и для «Надвечiр'я» будете иметь», -- пообещал. Тогда я спросила, нельзя ли просто для «Надвечiр'я?» На это они мне всегда отвечают: «Ну, вы же сами все понимаете… » А ведь так иногда хочется участникам конкурса хорошие призы подарить!

-- А что это за Книга рекордов «Надвечiр'я»?

-- В нее мы будем записывать только «самых-самых» среди пожилых -- самую верную любовь или самую преданную дружбу или самую длинную украинскую бороду, например…

-- Значит, в старых людях тоже есть что-то способное удивлять?

-- Ничуть не меньше, чем у молодежи. Представьте себе семидесятисемилетнюю женщину, которая стоит на голове и ногами вытворяет такие трюки, что я от страха даже отворачивалась. Или, например, целая жизненная трагедия двух духовных сестер: одна навсегда была прикована к постели, другая всю жизнь за ней ухаживала и говорила, что если больная умрет, ей тоже не жить. Но умерла первая, а вскоре скончалась и больная.

Или вот уникальный случай: мужчине 107 лет. Он необычайно красив -- знаете, такой довженковский образ. Пьет горилку, любит женщин и сладкое. Или женщина из Тернополя -- ей за 70, а она обожает и коллекционирует шляпки.

-- Со зрителями своими часто встречаетесь?

-- Раз в месяц ездим в командировки. В основном, в дома престарелых. Очень много наснимали таких домов в 1999 году -- в Год пожилого человека. В Виннице живет мужчина, которого позабыл взрослый сын-шофер. Отчий дом находится в 15 минутах от стоянки, где регулярно появляется сынок, но зайти и проверить, жив ли отец, не может. Кроме того, удивительны не только сами старики, но и люди, которые за ними смотрят, приходят ухаживать прямо домой. В одном из домов престарелых мы встретили Людмилу Кучму. Она сказала, что тоже смотрит нашу программу.

Только что вернулась из Донецка. Там в одном из монастырей нас увидел монах и аж вскрикнул: «Надвечiр'я»!» У него, оказывается, бабушка и мама смотрят передачу и зовут к себе в гости только по пятницам или субботам, чтобы вместе нас смотреть.

-- Кого вы приглашаете в передачу?

-- Гости совершенно разные: певцы, актеры, просто интересные люди. Были Ющенко, Александр Омельченко… В прекрасных теплых отношениях мы с министром труда и социального обеспечения Иваном Саханем. А вообще, как я уже говорила, мы стремимся избегать политических вопросов. Недавно я предложила Ивану Яковлевичу выступить в связи с пенсионной реформой у нас в эфире, но он отшутился. «Не хочу, -- говорит, -- портить вам передачу».

«Я учила журналистике Сашу Ткаченко и Лену Фроляк»

Для многих пенсионеров «Надвечiр'я» стало символом. В Украине существует 21 клуб «Надвечiр'я», организованный волонтерами при собесе или других организациях, где раз или дважды в неделю собираются пообщаться пенсионеры. Тамара Владимировна побывала на открытии многих из таких клубов и говорит, что для пожилых людей, чьи дети всегда заняты своими проблемами, эти встречи -- единственное лекарство для души и тела.

-- Телевидение забирает все ваше время?

-- Очень много, но не все. Задолго до создания «Надвечiр'я» я начала преподавать теле- и радиожурналистику на факультете журналистики КГУ (позже -- в Институте журналистики) и Театральном институте имени Карпенко-Карого.

-- Значит, вы воспитали целую плеяду знаменитых журналистов. А кого именно?

-- С гордостью могу назвать имена Лены Фроляк, Саши Ткаченко, Наташи Кондратюк, Игоря Моляра, Кости Грубича и ведущих «Репортера».

-- А сами вы в каком возрасте работать начали?

-- Сразу после школы. Отец работал на радио, а я мечтала о газете. Но попасть было намного легче на телевидение, которое меня тогда совершенно не интересовало. Помню, как я поднималась на Крещатике по лестнице, ведущей на телевидение: обрыдала все ступеньки, пряталась за колонны -- шла как на каторгу. Но уже через пару месяцев я просто не мыслила себя без телевидения.