Любители подледного лова об этом знают, но все равно испытывают свою судьбу
На нынешней неделе весна бурно вступила в свои права -- температура поднималась до 12--14 градусов. Мы поинтересовались на Киевской спасательной станции: неужели и в такую теплынь находятся рыбаки, часами высиживающие на льду? «Для них это не аргумент, -- ответили нам. -- Хотите убедиться -- поехали с нами на моторной лодке в Матвеевский залив». Надев пенопластовые жилеты, отправляемся со спасателями на объезд Днепра. Матвеевский действительно скован льдом, да вот только часть его метров на 25--30 от кромки оказалась до того пластичной, что стала мерно колыхаться в такт волне от лодки. «С утра рыбаки близко от края ловили, мы убедили их уйти вглубь залива, -- говорит спасатель Юрий Кишкурко. -- Прогнать-то совсем права у нас нет».
К рыбакам мы пробирались медленно и осторожно. Улов у каждого -- по паре рыбешек. «Лед толстый?» -- спрашиваем. «Нормальный», -- отозвался словоохотливый старичок и стал бить пешней лед. Оказалось достаточно лишь трех (!) ударов, чтобы пробить лунку. «Вот когда пешня с одного удара будет под воду уходить, тогда я уже на лед не пойду » -- добавил он. Впрочем, как выяснилось из дальнейшего разговора, о коварстве мартовского льда рыбаки знают, даже название для него особое придумали -- «сосульчатый»: мол, ломается на сосульки.
-- Знать-то они знают, но надеются на удачу, -- прокомментировали спасатели. -- Оно, может, и так -- что кому на роду написано. Вот, к примеру, был у нас в Гидропарке случай -- утонул пьянчужка. Когда его со дна подняли, в кармане обнаружили недопитую бутылку одеколона. Когда милиционеры увидели утопшего, ахнули: ведь в этот день они его дважды с берега спроваживали
-- Я не думаю, что трое рыбаков, утонувших в минувшие праздники в заливе под Киевом, были уж очень отчаянными, -- рассказал «ФАКТАМ» начальник Киевской спасательной станции Александр Гришко. -- Просто лед в марте ведет себя, как хитро придуманная ловушка: за каких-то полчаса прочный монолит может стать рыхлым, крохким покровом, который не то что человека -- зимующих у нас уток не выдерживает. Так, вероятно, и случилось: устраивались рыбаки на крепком льду, а пока удили, он подтаял.
Утопающим пытались помочь другие любители подледного лова. Одного даже удалось вытащить на лед -- он ухватился за брошенную ему веревку. Но и это не спасло -- лед под ним вновь проломился, хотя человек лежал на нем и, следовательно, вес тела был рассредоточен. Более того -- в воде оказались двое рыбаков, пытавшихся его вытянуть. Им, к счастью, удалось добраться до кромки прочного льда и выкарабкаться.
-- В минувшее воскресенье, когда мы поднимали утонувших рыбаков, произошел показательный случай, -- продолжил Александр Гришко. -- Засекли в бинокль ориентир -- оставшийся на льду рыбацкий ящик, а пока одевались, он провалился. Получилось, что лед толщиной около 15 сантиметров не выдержал груза в несколько килограммов! Вот вам особое коварство мартовского льда -- он теряет свою цельность. Кусок такого льда можно руками разломать на отдельные кристаллики. Даже по виду он отличается от обычного -- в нем видно множество пузырьков воздуха.
А то, что мы успели засечь рыбацкий ящик, очень помогло в поисках. Ведь свидетели могли лишь приблизительно указать место трагедии. А тотальное прочесывание больших площадей дна затруднительно, ведь из-за облачности, ледового покрова под водой темно. К тому же водолазы не плавают, а ходят по дну. После каждого шага поднимается облако ила, рассеивающееся крайне медленно. Бывает, не видно даже пальцев на вытянутой руке.
Так что порой, когда нет точных ориентиров, шансов отыскать человека не больше, чем найти коробку спичек в темной комнате. А ведь каждая секунда может стать решающей! Человека можно вернуть к жизни, если быстро его найти и поднять на поверхность. Летом удается оживить людей, пробывших под водой до пяти минут, а в холодное время года -- до пятнадцати. Дело в том, что из-за низкой температуры потребность организма в кислороде резко уменьшается, и он может «протянуть» на имеющемся запасе воздуха гораздо дольше.
Когда ЧП происходит в акватории Гидропарка, где находится наша станция, мы немедленно (зимой останавливая попутную машину) спешим на выручку, надеясь успеть спасти утопающему жизнь. Ведь даже ночью в Киеве, как правило, находятся очевидцы, которые звонят в милицию, а та сообщает нам. Правда, минувшей зимой удалось спасти лишь одного человека: молодая женщина бросилась с моста Патона. Она проломила лед, но застряла -- под водой оказались только ноги. Мы вскоре прибыли на место ЧП, вызволили пострадавшую и доставили ее на берег. Затем справлялись о ней в больнице -- врачам удалось спасти ей жизнь.
Хотя с начала марта установилась очень теплая погода, лед еще стоит в заливах, водохранилищах, на озерах. Находятся люди, рискующие пройти по нему. Две трагедии, причем с перерывом менее суток, недавно произошли на Русановском канале. Вначале трое подвыпивших молодых людей решили перейти канал и провалились. Случайные прохожие бросились на помощь и, связав несколько шарфов, спасли двоих. А вот третий, к сожалению, утонул. Это произошло в нескольких десятках метров от моста напротив гостиницы «Славутич». На следующий день возле другого моста, что в районе бульвара Давыдова, по льду переходила канал женщина. Лед проломился, женщина погибла.