Нынешняя реконструкция площади дает шанс продолжить уникальные исследования, но ученые пока не могут им воспользоваться, поскольку строители начали работу с нарушением закона
Двадцать лет назад, в марте 1981 года, в ходе предыдущей реконструкции Майдана Незалежности (в те годы -- площади Октябрьской революции) археологи обнаружили остатки Лядских ворот Киева и городского оборонительного вала времен Ярослава Мудрого. К сожалению, одна из наиболее видных находок времен раннего Киева была сделана чуть ли не подпольно. Ученых на стройку не пригласили, а проникнуть на нее они смогли благодаря счастливому стечению обстоятельств -- руководство Киева на неделю уехало в Москву на очередной съезд партии. В противном случае раскопки вряд ли бы состоялись -- реконструкцию следовало завершить до майских праздников, а работы оставалось еще непочатый край. Впрочем, ученым тогда пришлось трудиться в «пожарном» порядке. А затем основную часть древних фундаментов власти распорядились уничтожить. Теперь, когда майдан вновь огражден строительным забором, археологи имеют возможность продолжить раскопки.
Обнаружить Лядские ворота, через которые, кстати, в Киев ворвались полчища Батыя, посчастливилось группе археологов под руководством доктора исторических наук Михаила Сагайдака. Он же должен продолжить раскопки на Майдане Незалежности и на этот раз.
-- Ситуация с работами здесь, к сожалению, повторяется -- как и 20 лет назад. Мы на стройке непрошеные гости, -- говорит г-н Сагайдак. -- Но бываем там ежедневно, и только увидим, что строители дошли до чего-либо интересного, пойдем на любые шаги, чтобы исследовать памятник. А новые находки вполне возможны, ведь значительная часть майдана осталась не исследованной.
Впрочем, ворота и вал -- вероятно, самое важное, что здесь можно было обнаружить, и нам очень повезло, что в 1981-м мы таки исследовали их остатки, прежде чем они были уничтожены при строительстве фонтана «Дружба народов». До этого у специалистов не было единого мнения о том, находились ли здесь древние ворота. Не удивительно, что наше внимание было приковано к начавшейся стройке. Площадь, как и ныне, огородили забором, пригнали массу землеройной техники. На кладку ворот строители наткнулись сразу, как только сняли первые метры грунта. Но работу они не собирались приостанавливать. Думаю, что мы могли на своем и не настоять, не начнись тогда партийный съезд. Руководители горкома КПУ Ельченко и горисполкома Згурский уехали в Москву. И решение нашего вопроса оказалось в руках директора треста «Киевстроймеханизация». Этот человек (к сожалению, не помню его фамилию) сделал все возможное, чтобы помочь. Во многом этому способствовало то, что накануне он побывал в турпоездке в Софии, и был впечатлен тем, как бережно болгары хранят сохранившиеся фрагменты античного города -- они красуются рядом с правительственными зданиями. Директор рассудил: а чем мы хуже? Чтобы не останавливать стройку, он распорядился вести работы вокруг ворот, и через несколько дней мы оказались на «островке» -- вокруг нашего пятачка вырыли котлован.
Съезд завершился 3 марта. По возвращении в Киев Ельченко и Згурский были поставлены перед фактом: древняя кладка была расчищена, археологи стали на объекте своими. К тому же, о нашей находке рассказала газета «Известия». Нас вызвали на доклад к руководству города, после чего наступило затишье -- на целую неделю. Все это время мы смогли работать. Правда, погода стояла прескверная -- дождь, мокрый снег, но мы не останавливались -- понимали, что дорога каждая минута.
Нужно было менять проект реконструкции площади. Это позволило бы сохранить остатки ворот и вала. Но вердикт был половинчатым и мало что менял: решили оставить лишь небольшую часть каменной кладки (ее сейчас можно увидеть в небольшом музее в подземном переходе), остальное же уничтожили. Впрочем, наша находка заставила сменить место расположения подземного машинного зала фонтана. Как оказалось, гидросооружение, из-за которого снесли древние ворота, просуществовало каких-то два десятка лет
-- Получается, повезло только Золотым воротам?
-- Да, их сохранили. В раннем Киеве ворот было трое -- Золотые, Жидовские (затем их назвали Львовскими, поскольку с них начинался тракт на запад) и Лядские. Град, как видите, в XII веке был, по современным меркам, совсем небольшим.
-- Вы успели собрать достаточно информации о Лядских воротах?
-- Раскопки проводились очень быстро, и это не могло не повлиять на объем собранных сведений. Кстати, когда проводятся энциклопедические исследования, археологи получают в свое распоряжение участок на несколько лет. Так, скажем, было при работах под руководством академика Рыбакова в Новгороде. Отсюда и высокий результат -- например, большое количество берестяных грамот, найденных в течение длительного времени. А мы проработали всего около месяца. Тем не менее, основной объем информации мы получили. Лядских ворот было, по сути трое. Все они находились на одном и том же месте. Первые, деревянные, были построены при Ярославе Мудром в XII веке. Их разрушил Батый, а восстановлили только через 500 лет. А еще через сто построили каменные. Каждые из них мы изучили. Исследовали и вал. Удалось сделать графические реконструкции этих сооружений. Не вдаваясь в подробности, скажу, что группа столкнулась с массой изумительных технических приемов, которыми пользовались в строительстве русичи -- они были настоящими виртуозами деревянного зодчества.
Почему археологи до сих пор не допущены к работе на Майдане Незалежности, мы попытались узнать у начальника управления охраны памятников истории и архитектуры Киевской госгорадминистрации Руслана Кухаренко. Ответ был более чем лаконичен: трест «Киевгидростроймост» обязан заключить договор с учеными, о чем строители уведомлены письменно.
-- Однако стимула заключать договор нет -- государственные органы в обход закона выдали строителям разрешение на проведение работ. Хотя следовало прежде оформить договор, -- заявил нам заместитель директора Института археологии Национальной АН Украины Денис Козак. -- Мы обратились к мэру Киева Александру Омельченко, ведь без административного вмешательства не приходится надеяться на положительное решение.