Політика

За год до парламентских выборов народные депутаты решили, что готовы пройти испытание на избрание во власть по партийным спискам

0:00 — 28 березня 2001 eye 177

Ментальность что ли у нас такая: как только близятся любые выборы, так мы давай до самозабвения переписывать закон о выборах! Понятное дело, чтобы улучшить его. Вот каких только предложений по избирательному закону не было накануне 1998 года: и, мол, охрану за каждым кандидатом в народные депутаты закрепить, и самолет для личных, надо понимать, агитационных нужд по первому требованию подавать… В этом году, слава Богу, столь радикальных «улучшений» никто из парламентариев не предлагал -- видать, осознали, что госказна не вынесет таких новшеств. Зато придумали другие -- выборы в законодательный орган по партийным спискам.

Пока это только, так сказать, «репетиционный» вариант, поскольку Президент не подписал сие творение депутатской мысли. И так как парламентарии на прошлой неделе не смогли преодолеть вето главы государства, они придумали такое ухищрение -- приняли закон о выборах народных депутатов по пропорциональной системе в новой редакции, с учетом 23 из 38 предложений Леонида Кучмы. Но даже с такими поправками, как отмечают эксперты, все равно остается очень мало надежды, что Президент подпишет обновленный «пропорциональный» закон. Ведь уже не раз отмечалось, что страна попросту не готова к выборам по партийным спискам! И даже не нужно в этой связи произносить малопонятных речей о том, что, мол, общество у нас не структурировано, поэтому и партии, охватывающие лишь небольшую часть населения, не могут выражать интересы оного в Верховной Раде. Достаточно вспомнить хотя бы многолетние разговоры о том, что власть у нас (и кто спорит?) безлика, а потому безответственна. К «мажоритарному» депутату избиратели хоть какие-никакие претензии могут выдвинуть, а что за «неведома зверушка» некая невыразительная партия? В советские времена мы хотя бы знали, что «ум, честь и совесть» у нас олицетворяет единственная сила. А теперь? К какой партии взывать о совести, а к какой обращаться за умом? Если же в рамках предвыборной агитации просить подвести газ к своему селу, то избиратели и вовсе не будут знать, какой из 113 партий можно доверить столь ответственное дело. Ежели «мажоритарщик» вдруг после успешных выборов почему-либо вздумает «отрезать» газовые трубы, то народ может потренироваться в сборе подписей за его отставку: большего, сверх отзыва не оправдавшего надежд депутата, законодательством не предусмотрено.

Естественно, за выборы на пропорциональной основе голосовали представители наиболее раскрученных партий, лучше всего подготовленных к борьбе за места в парламенте. Поддержали такую систему выборов 284 депутата из 385 зарегистрировавшихся в зале. Наиболее уверенно, судя по итогам голосования, чувствуют себя СДПУ(о), «Яблоко», КПУ, оба Руха, «Батькiвщина», Соцпартия, «Реформы-Конгресс» и Партия зеленых -- в этих фракциях почти все проголосовали «за». Наверное, еще и потому, что эти политические силы (помимо «Яблока» и «Батькiвщини», зародившихся «в лоне» законодательного органа после парламентских выборов-98) уже прошли испытание партийными списками и преодолением 4-процентного барьера для избрания в Верховную Раду.

Некоторые фракции заняли выжидательную позицию, не зная, какое окончательное решение по этому вопросу примет гарант Конституции. Хотя дарованное каждому из нас Основным Законом право быть избранным в высший законодательный орган нарушается как раз при пропорциональной системе выборов. Похоже, это понимают депутаты из «Возрождения регионов», «Трудовой Украины», «Регионов Украины», «Солидарности» и НДП, которые в большинстве своем воздержались от голосования. Впрочем, злые языки уже успели заметить, что не голосовали именно фракции, представляющие партии, которые избиратель попросту не отличает от остальных.

Чтобы узнать, так это или нет, думается, не стоит экспериментировать, устраивая партийные выборы. Ведь есть большая вероятность (и это подтверждают результаты социсследований), что в парламент по такой системе попадет очень много представителей левых. И тогда опять все сначала: «бархатная революция», нелевое большинство, попытки наладить конструктивное сотрудничество с Кабмином и т. д. Скучно как-то…