Події

За час-полтора спектакля артисты кукольного театра получают нагрузку, которую можно сравнить с работой штангиста

0:00 — 28 березня 2001 eye 408

«Ну что это за работа для взрослого человека -- в куклы играться?» -- иногда приходится слышать артистам кукольных театров. Действительно, профессия уже давно их не кормит. Со всеми доплатами артист-кукольник в месяц получает сегодня максимум 150 гривен. Поэтому многие уходят. Кто в ночные клубы, кто в коммерческие структуры. Те же, кто остаются, -- это люди, для которых театр -- образ жизни. Среди них заслуженная артистка Украины Анжелика Остапенко, которая вот уже четырнадцать лет работает в Полтавском областном театре кукол. Вчера она и ее коллеги отметили Международный день театра. Но профессиональный праздник год от года вызывает все больше горечи. Ведь держатся кукольники из последних сил -- в прямом и переносном смыслах.

После 25 лет работы можно уйти на пенсию инвалидом

«Возьмите самую обычную куклу, -- предлагает мне Анжелика Остапенко, -- и подергайте за ручки-ножки». Медведь в моих руках неуклюже валится на пол -- не меньше шести килограммов весит. А ведь из зала каждая куколка кажется изящной, подвижной и пластичной. «Наши нагрузки сопоставимы, пожалуй, с работой спортсменов-тяжелоатлетов -- штангистов или гиревиков, -- улыбается хрупкая женщина. -- Бывают спектакли, после которых одежду хоть выкручивай».

Кстати, артисты-кукольники, как и артисты балета, пользуются одинаковым правом при выходе на пенсию -- после 25 лет трудового стажа.

Муж Анжелики Сергей Ткаченко -- ведущий актер театра -- вспоминает о своей театральной учительнице Лидии Викторовне Широковой, которая, доработав до пенсии, стала инвалидом. Теперь, если никого нет в доме, она передвигается по квартире с помощью стульев.

-- Лидия Викторовна и ее муж Михаил Семенович Золотарев, бывший директор театра, возрождали театр в послевоенное время, -- рассказывает Сергей Ткаченко. -- По четыре спектакля в день играли, переезжая с места на место. А как играли? Тогда были только тростевые куклы -- артисты на вытянутых руках держали своих «героев» над головами. И в таком положении им приходилось то боком ходить, то наклоняться. Так что остеохондроз нетрудно было заработать.

С некоторых пор в Полтавском кукольном «профессиональными» заболеваниями стали и вывихи кисти.

-- Мы приделали удлиненные, сорокасантиметровые, коромысла к выводным куклам, -- объясняет Анжелика, -- через которые с помощью лески приводятся в движение корпус и голова. Это позволило скрыть руки артистов, и зритель видит только движущихся персонажей. Эффект получился ошеломляющим. Хотя для нас это дополнительные нагрузки. Поначалу случались вывихи.

«Энеида» для взрослых и детей

Впрочем, зрителю до всего этого нет дела. Тем более маленькому.

-- Если ребенок первый раз увидит халтуру, второй раз уже не придет в театр, -- уверена Анжела. -- У нас же есть маленькие зрители, посмотревшие спектакли по нескольку раз.

Дети влюбляются в сказочных персонажей и в артистов, их сыгравших. «Я вас люблю, тетя Снегурочка!» -- признался как-то Анжеле один из ее маленьких поклонников. Ну это еще понятно -- детвора всегда неравнодушна к Снегурочке и Деду Морозу. Но чтобы принесли в гримерную букет цветов Волку! Этого Сергей Ткаченко, сыгравший десятки «волчьих» ролей, никак не ожидал.

-- К 200-летию выхода «Энеиды» в свет наш главный режиссер Анатолий Петрович Поляк решил поставить это эпохальное произведение Ивана Котляревского, -- рассказывает Анжела Остапенко. -- И когда уже были готовы куклы, когда мы начали репетиции, вдруг узнаем, что и в Музыкально-драматическом театре работают над «Энеидой». Некоторые расстроились: мол, кто к нам придет после постановки на большой сцене. Но спектакль, тем не менее, сделали. В Полтаву съехались представители многих зарубежных стран для участия в международной конференции, посвященной 200-летию выхода «Энеиды». Естественно, вечером они побывали на премьере в Музыкально-драматическом театре. А когда вице-премьер Николай Жулинский высказался за просмотр спектакля и в кукольном театре, кое-кто из окружающих местных чиновников принялся отговаривать его: «Что там после этого смотреть?» И все-таки вице-премьер решил по-своему. После первого отделения его попытались забрать на какое-то «более важное мероприятие», однако Николай Григорьевич сказал, что с такого интересного спектакля он не может уйти.

… В театре кукол сложился отличный ансамбль. Наверное, именно это и способствует успеху. Анжела с огромным уважением говорит о модельере-закройщике Зинаиде Максимовне Китриш, которая почти 45 лет шьет костюмы артистам и их куклам, о главном режиссере театра, заслуженном артисте Украины Анатолии Поляке, о главном художнике театра, заслуженном художнике Украины Василии Безуле, который создает декорации и куклы, о постоянном авторе театра Ярославе Стельмахе, о своих коллегах Алле и Николае Витрюках, Валентине Щокиной, Сергее Цибе, Нине Вербенко, Марфе Буториной. У Анжелы болит душа за каждого из них. Они держатся из последних сил.

Чтобы театр выжил, дирекция вынуждена лишать артистов премиальных. 29 тысяч гривен, заработанных на утренниках, пришлось отдать на погашение долгов за коммунальные услуги. Но никто здесь не решится убрать из фойе бассейн, в котором живут четыре необычные белые лягушки. Или отключить обогрев для высоченных пальм, чтобы сэкономить на электроэнергии. Ведь это продолжение сказки…