Возможно, и от Генпрокуратуры, которой она понадобится для допроса. Ведь, несмотря на изменение меры пресечения, обвинения в служебном подлоге, уклонении от уплаты налогов и контрабанде российского газа с экс-вице-премьера не сняты
Освобождению Юлии Тимошенко из Лукьяновского СИЗО предшествовало двухнедельное судебное разбирательство в Печерском районном суде Киева. Удовлетворив жалобу адвоката Виктора Швеца на незаконность ареста экс-вице-премьера и ходатайство об изменении его подзащитной меры пресечения, председательствующий Печерского суда Николай Замковенко, по сути, создал юридический прецедент. И, надо сказать, такое решение судье далось непросто: г-ну Замковенко, удалившемуся в так называемую совещательную комнату, понадобилось на тяжкие размышления более суток.
Во вторник решения суда в небольшом душном зале ждали народные депутаты, журналисты и самые преданные сторонники бывшего вице-премьера. Конечно, то, что вердикт Печерского райсуда был вынесен аккурат в Международный день театра, -- случайное совпадение. Но невольно складывалось впечатление, что происходящее в зале суда больше похоже на спектакль. По непонятным причинам обнародование решения переносилось трижды, и утомленная затянувшимся на шесть часов ожиданием публика созрела для шоу: из-за тесноты помещения несколько человек (в основном, журналисты) расположились в судейских креслах и даже на скамье подсудимых, а некоторые из присутствующих чуть ли не освистали представителей Генпрокуратуры, появившихся в зале перед самым выступлением судьи Н. Замковенко.
Во время объявления вердикта зал несколько раз взрывался аплодисментами. А после слов Н. Замковенко: «Суд принял решение жалобу адвоката удовлетворить, санкцию прокурора на арест от 13 февраля 2001 года аннулировать и немедленно освободить Ю. Тимошенко из-под стражи. Решение вступает в силу немедленно и не подлежит обжалованию», -- некоторые сторонники экс-вице-премьера взобрались на лавки и начали радостно скандировать: «Да здравствует Замковенко!», «Слава Замковенко!», «Быть вам верховным судьей» Судья на реплики из зала старался не реагировать. В пылу эмоций никто не заметил, как представители Генпрокуратуры покинули зал.
Зачитывая решение суда, Н. Замковенко отметил, что суд не мог согласиться с тем, что санкция на арест Ю. Тимошенко была дана правильно, а заместитель генпрокурора Николай Обиход, подписавший эту санкцию не в полном объеме учел состояние здоровья и личность обвиняемой. Он «должен был выяснить, нельзя ли ограничиться менее жесткой мерой пресечения. » По мнению судьи, у Генпрокуратуры также не хватило доказательств того, что Юлия Тимошенко «уклоняется от следствия» и «собирается скрыться за границей».
Н. Замковенко подчеркнул, что суд, принимая такое решение, руководствовался не только законодательством Украины, но нормативами международного права. После объявления вердикта председатель Печерского райсуда тяжело опустился в кресло и как-то устало заявил, что оно было очень «непростым, но важным». «После этого решения международная общественность поймет, что Украина является правовым государством, а напряжение в обществе спадет», -- сказал Н. Замковенко. А затем, как бы ни к кому не обращаясь, добавил: «Замковенщина есть Это не мое выражение, а слова самой Юлии Владимировны». И обращаясь уже к народным депутатам, главный судья Печерского района выразил надежду, что Верховная Рада наконец-то примет закон о судах.
Присутствовавшие в зале, увидев, что адвокат получил решение суда, сразу же направились к Лукьяновскому СИЗО в надежде увидеть, как будет освобождена «узница совести». Позже там появились и милиционеры. Оказалось, что после сообщения о решении Печерского суда по телевидению в милицию по линии «02» поступил анонимный звонок с информацией, что на Тимошенко готовится покушение. В связи с этим 25 солдат Внутренней службы (а не «омоновцы», как сообщали некоторые СМИ) образовали «живой коридор», чтобы экс-вице-премьер без риска прошла к машине «скорой помощи». Около 21. 30 Ю. Тимошенко вышла из СИЗО под прикрытием солдат и на карете «скорой помощи» фирмы «Медиком» покинула территорию Лукьяновской тюрьмы, ни словом не обмолвившись ни с журналистами, ни с единомышленниками.
Согласно информации пресс-службы «Батькiвщини», лидер партии Юлия Тимошенко, выпущенная из-под ареста, в данный момент находится в одной из больниц Киева. В интервью агентству «Интерфакс-Украина» пресс-секретарь партии Петр Якобчук сказал, что местонахождение Ю. Тимошенко «составляет тайну и не будет разглашаться». Однако по информации адвоката Виктора Швеца, Ю. Тимошенко находится в частной клинике «Медиком». Палату, в которую госпитализирована подследственная, охраняют ее телохранители.
Комментируя решение Печерского районного суда столицы об освобождении экс-вице-премьера из-под стражи, ее адвокат Виктор Швец сообщил, что Генеральная прокуратура должна в течение суток избрать в отношении Юлии Тимошенко новую меру пресечения. Но пока надзорно-правовое ведомство своими планами в отношении лидера «Батькiвщини» с прессой не поделилось. Заместитель генпрокурора Николай Обиход от комментариев по поводу освобождения из-под ареста подследственной Ю. Тимошенко воздерживается. Наблюдатели же не исключают, что освобождение Тимошенко связано не только с правовыми аспектами, но и с некими косвенными, внешними мотивами.
Подтвердить это мнение, конечно, весьма сложно и вряд ли кому-то удастся, но с определенной долей вероятности можно все-таки предположить, что освобождение Ю. Тимошенко из-под стражи некоторым образом связано с совсем недавним обращением российских компаний «Газпром» и «Итера» в международные судебные инстанции за помощью, образно говоря, в выбивании из Украины «газовых» долгов. Ранее эту проблему удавалось урегулировать путем переговоров правительственных чиновников с российскими предпринимателями. С чем, помимо официально заявленных причин, на сей раз связано обращение российских газовиков в суд, остается только догадываться. Но, пожалуй, тут уместно вспомнить, что, согласно сообщениям в прессе, на посту руководителя корпорации ЕЭСУ Юлия Тимошенко тесно сотрудничала с главой «Газпрома» Рэмом Вяхиревым. Их отношения, опять же по предположениям журналистов, не утратили теплоту и в период работы Ю. Тимошенко в Кабинете министров Виктора Ющенко.
Сам премьер-министр, узнав о решении Печерского райсуда, помимо одобрения, заявил журналистам, что это может восприниматься, как логическая реакция на обстоятельства, которые возникали вокруг «дела Тимошенко». «Я думаю, что это не демонстрация слабости суда, это, наоборот, демонстрация его силы», — подчеркнул премьер.
Другого мнения по этому поводу придерживается политолог, директор украинского филиала Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Малинкович. В интервью «ФАКТАМ» он заявил, что освобождение Тимошенко свидетельствует о слабости государственной власти:
-- Почему женщина, которая, к примеру, украла кошелек в троллейбусе, должна сидеть в тюрьме, а человек, позволивший себе обокрасть народ на миллионы долларов и декларировать при этом мизерные суммы доходов, -- нет? На мой взгляд, в последнее время суды выносят весьма странные решения.
Освобождение Юлии Тимошенко серьезно повлияет на расстановку политических сил, поскольку приведет к обострению кризиса. После проигрыша оппозиции 9 марта, когда ее силами была устроена драка в центре Киева, после провала Сергея Головатого с обнародованием результатов мюнхенской и венской экспертиз, после, мягко говоря, путаницы с «таращанским телом», освобождение Тимошенко, естественно, будет рассматриваться как победа оппозиции.
Между тем глава украинских социалистов и один из активных участников оппозиционного Форума нацспасения Александр Мороз, судя по всему, мнения о победе оппозиции не разделяет и не считает, что именно Тимошенко может возглавить эту структуру. В интервью «Интерфакс-Украина» он заявил, что освобождение экс-вице-премьера существенно не изменит расстановку сил в Форуме, поскольку его решения принимаются «консенсусом». По его словам, на переговоры с властью оппозиция еще никого не делегировала. Форум работает над списком своих представителей. Если Ю. Тимошенко войдет в него, сказал А. Мороз, «это будет нормально». Вместе с тем лидер социалистов считает, что ее отсутствие на переговорах существенно не повлияет на их ход.
В этом контексте мнение Мороза разделяет и представитель фракции НРУ Александр Лавринович. Он затруднился дать однозначный ответ на вопрос, каким образом освобождение Ю. Тимошенко изменит ход диалога власти и оппозиции. По словам А. Лавриновича, которого цитирует «Интерфакс-Украина», в нашей стране существует весьма «ненормальная» ситуация, когда часть политиков, декларирующих поддержку программы Президента, в то же время заявляют, что они — радикальные оппозиционеры.