Події

Вступившись за своего сына, отец наказал его обидчика так, что тот… Получил черепно-мозговую травму

0:00 — 31 березня 2001 eye 662

Ссорились Андрей с Мишей довольно часто (имена изменены из этических соображений. -- Авт. ). Но в тот раз обидными словами дело не ограничилось: Андрей сломал Мише замок на куртке, а Миша испачкал Андрею брюки. Утром следующего дня родители Андрея отправились в школу. Но у классного руководителя первого урока не было, -- и Андрюшин отец, не дожидаясь ее, решил сам «разобраться» с обидчиком сына. Разобрался. Да так, что теперь уже Мишин отец отправился искать справедливость, причем не только в школу, но и в редакцию, и в милицию. «Как же так, -- недоумевал мужчина, -- мальчику, получившему травму, педагоги и сами не помогли, и нам не сообщили о случившемся. Только когда Миша вернулся с уроков домой, полученное им сотрясение мозга дало о себе знать -- и теперь сын в больнице… »

За то, что происходит с детьми в школе, в первую очередь отвечает директор. Без его ведома ни один посторонний не имеет права вступать в контакт с учащимися, а уж тем более их «воспитывать». Но родители -- не посторонние, поэтому в школу в любой момент могут войти беспрепятственно. Что из этого получилось -- известно. Если верить отцу и матери Андрея, то они даже не думали, что их общение с Мишей закончится так плачевно. Анна Глебовна и Виктор Сергеевич уверяют, что «планировали просто побеседовать с мальчиком о его недостойном поведении». Ведь Миша с первого класса издевался над их сыном. Да и со взрослыми он не церемонится. Нередко звонил в позднее время и, услышав, что Андрей уже спит, неприлично выражался, а на следующий день еще и хвастался, как «здорово прикололся». Последний же конфликт между детьми, говорят Анна Глебовна и Виктор Сергеевич, просто переполнил чашу терпения Во-первых, Миша ударил Андрея по голове -- и у того началась рвота, во-вторых, испачкал его брюки -- их-то и принесли возмущенные родители: пусть сам хулиган попробует выстирать! Конечно, надо было решать проблему с помощью классного руководителя. Но так «накипело», что просто не было сил ждать. Подошли к Мише, а он начал дерзить. Это окончательно вывело Виктора Сергеевича из равновесия. Схватив пятиклассника за руку и за ногу, он приподнял его, да не удержал -- вышло, будто швырнул мальчишку.

Отец пострадавшего предъявлял претензии к классному руководителю и директору школы -- что не оказали мальчику своевременной помощи. Ребенок, мол, сидел на уроках с сотрясением мозга, но никто на это даже внимания не обратил! Возмущение отца понятно, да ведь сам Миша ни на что не жаловался. Он сидел, прикрывая раскрасневшееся лицо руками, но разборки среди пятиклассников -- дело для школы обычное. Кто же мог подумать, что ученик пострадал от руки взрослого?!

С самим Мишей я встретилась в больнице. Мальчик как мальчик: живой, общительный. Никакой вины за собой он не чувствует и потому события последних дней пересказывал с пылом незаслуженно обиженного человека. Из разговора с Мишиным отцом, Геннадием Васильевичем, было понятно: он тоже не особо задумывается о том, что на языке юристов называется провокацией потерпевшего. Мужчина абсолютно уверен: сын на хулиганские поступки не способен -- на ребенка просто клевещут!

Так это или нет -- решать правоохранительным органам, куда Геннадий Васильевич обратился с соответствующим заявлением. Я же попросила прокомментировать ситуацию психолога «Школы выживания» Татьяну Семенову:

-- Полагаю, что взрослый человек со сформировавшейся нервной системой просто обязан владеть своими эмоциями, -- говорит Татьяна Михайловна. -- Именно на взрослого ложится ответственность за исход его конфликта с ребенком. Поэтому действиям Виктора Сергеевича я, как психолог, оправданий не нахожу. Однако было бы большой ошибкой рассматривать его поступок в отрыве от конкретной ситуации. Конфликт между мальчишками тлеет уже несколько лет, однако их родители почему-то не удосужились разобраться, что же, собственно, происходит. Миша преследует Андрея -- отчего именно его? Случается, что ребенка обижают без всяких видимых причин. Но невидимые наверняка имеются. Дело может быть в повышенной возбудимости или, напротив, заторможенности ребенка -- все зависит от обстоятельств, в которых это проявляется. Иной раз «безответный» ребенок привлекает к себе агрессию, ибо является удобным объектом для разрядки. Если родители Андрея хотят, чтобы у сына в жизни все было нормально, им следует разобраться, почему он стал жертвой. Еще большая ответственность лежит на родителях Миши. О его агрессивности говорят и одноклассники, и учителя. В чем же дело? Возможно, ребенок компенсирует какой-то свой страх, но не исключено, что его поведение является следствием… давней душевной травмы, -- в любом случае, мальчиком нужно заниматься.

Многие нынешние родители, сетовала Татьяна Михайловна, гордятся тем, что их дети «эмоционально раскрепощены», полагая, будто это застрахует их от болезненной стеснительности. Однако между раскрепощенностью и распущенностью существует грань -- перешагнув ее, ребенок рискует вырасти конфликтным, и ему будет трудно адаптироваться в нормальном социуме.