Події

Трусики, привезенные из италии, в бучанской школе-интернате по очереди носит весь класс?

0:00 — 17 травня 2001 eye 515

Педагоги опровергают обвинения родственников детей-сирот

Взволнованная родственница двух сирот, живущих и обучающихся в Бучанской школе-интернате, позвонив в редакцию, рассказала возмутительные вещи. «У детей забирают подарки, которые они привезли из Италии, и перераспределяют между их одноклассниками. Вся одежда, вплоть до нижнего белья, становится «общественной». Воспитатели, похоже, не понимают элементарного: носить одни трусы всем классом просто негигиенично», -- сокрушалась Ольга Борисовна.

«Зачем одному ребенку 10 банок шампуня?!»

Все началось с того, что, забрав к себе племянников Колю и Машу на выходные, тетя решила отбелить мальчику майку. Но тот воспротивился: мол, майка не моя, а… общественная! Маша же пожаловалась тетке, что воспитатели конфисковали «в общее пользование» несколько бутылочек шампуня, подаренные ей итальянским семейством, в котором она гостила, и деньги. Ольга Борисовна обратилась за разъяснениями к администрации интерната, но вразумительного ответа не получила. Зато получила его я.

-- Такого, чтобы одни трусы или какую-либо другую вещь носил весь класс, у нас нет, -- заверила меня заместитель директора интерната по учебной работе Зоя Максимчук. -- Но сегодня, как вы понимаете, интернаты выживают за счет гуманитарной помощи, поскольку государственное обеспечение сводится к минимуму. И нам приходится распределять ее между детьми, ведь никаких инструкций на этот счет не существует. Когда дети возвращаются из-за границы, список привезенных ими подарков мы заносим в специальные тетради, которые заведены на каждого ребенка, а воспитанники интерната ставят под списком свои подписи.

-- Видите ли, -- включается в разговор заместитель директора по воспитательной работе Валентина Науменко, -- не всем детям выпадает удача съездить за границу. Поэтому если кто-то привозит из такой поездки, скажем, 10 пар трусов или маек, то мы предлагаем ему поделиться с теми, у кого их раз-два и обчелся. Разве это не справедливо? То же и с моющими средствами: зачем одному ребенку 10 банок шампуня?! Сегодня поделятся с товарищами одни, завтра -- другие… Мы ведь одна семья!

Не подлежат распределению, как мне объяснили, лишь косметика, бижутерия, часы, плейеры, магнитофоны и некоторые другие предметы. Эти вещи по окончании интерната ребята забирают с собой -- как личную собственность. А одежда? Из нее дети вырастают, и потому одежду передают «по наследству» младшим поколениям.

В пользу «справедливого распределения» подарков между всеми детьми Зоя Тимофеевна и Валентина Васильевна приводят и такой аргумент: некоторые родственники сирот заинтересованы в том, чтобы часть привезенных из-за границы вещей «оседала» у их собственных детей, а иные и продавать эти вещи не стесняются. Так что сделать подарки достоянием интерната означает сохранить их непосредственно для сирот.

Что же думают по этому поводу сами интернатовцы? Семиклассники, с которыми мне удалось пообщаться, утверждают, что конфискации вещей, привезенных из-за границы, у них еще не случалось. Если кто-нибудь хочет подаренную майку носить сам, никто ее у него не отбирает. «В общий котел», как правило, отдается лишь то, что пришлось не по вкусу. Что же касается денег, то интернатовские педагоги полагают, будто детям они в больших количествах вредны: подростки тратят их на сигареты, а то и на спиртное. Потому контроль за «детскими» деньгами в интернате достаточно жесткий, однако ребята за это, похоже, на педагогов не в обиде.

Получать от другого только потому, что тот богаче, может стать вредной привычкой

Логика в действиях интернатовских преподавателей, как видите, есть. Но такая логика «работает» только в стенах подобного учебного заведения. Приходит день, когда воспитанники их покидают. Вот тут-то и оказывается, что дети, выращенные на общих борщах и рубашках, не имеют представления о том, что такое «личное» -- как его заработать и как сохранить.

-- Условия интернатской жизни существенно отличаются от домашних, -- говорит психолог Татьяна Семенова. -- Здесь затруднена реализация многих потребностей ребенка -- в родительской любви и заботе, в свободе выбора и т. п. Воспитанники интерната не имеют собственной комнаты и практически не имеют личных вещей. Вследствие этого у них формируется комплекс, именуемый в специальной литературе комплексом «Мы». Это значит, что ребята не осознают себя отдельными личностями. По данным опросов, проведенных Украинским институтом социальных исследований, в младших классах интернатов высказывания детей о себе как о личности встречаются гораздо реже, чем в общеобразовательной школе. В 6--7 классах этот показатель практически выравнивается, а с 8-го личностная самооценка воспитанников интернатов снова резко падает, но нарастает агрессивность. Реакции интернатовцев носят характер самозащиты: «не отдам», «не имеете права» и т. п. Агрессивность поведения таких детей в 2,5 раза выше, чем у их сверстников из обычных школ, а уровень самостоятельности -- вдвое ниже.

Интернатовские воспитанники не имеют представления о своих правах и обязанностях, к тому же большинство из них страдает от комплекса неполноценности, спровоцированного необеспеченностью. «Я отличаюсь плохой одеждой», «У меня нет денег», -- писали в анкетах 16--17-летние парни и девушки. Оно и не удивительно: 8% интернатовских детишек никогда (!) ничего (!) себе не покупали.

Воспитывать отношение ребенка к собственности следует с максимально раннего возраста и непременно с учетом детских переживаний. Никакого насилия! Ребенок должен сам принимать решение, что и кому он будет дарить, а «принимающий дары» обязан уважать чужую собственность и признавать право добровольности другого человека -- делиться ему с кем-то или нет, а если делиться, то в какой мере. Воспитатели должны быть готовы к тому, что выработать у детей правильное представление о собственности -- труд кропотливый и хлопотный. Гораздо проще приказать: «Отдай». На первый взгляд, при таком подходе ущемляется ребенок, который отдает что-либо. На самом же деле не меньше деформируется психика и «принимающей стороны». Ведь получать от другого только потому, что тот чем-то богаче, может стать вредной привычкой: выходя за порог интерната, подросток вместо того, чтобы приспособиться к внешнему миру, вступает с ним в конфликт. Привыкший к «общаку», он обнаруживает, что действительно общего у людей практически нет: семья -- у каждого своя, вещи -- свои, зарплата -- своя…

Модель отношения к собственности, которая по инерции сохраняется после интерната, не приемлема в существующем вне его стен социуме. Чтобы сократить разрыв между условиями, в которых ребенок растет, и обществом, в котором ему предстоит жить, нужно прививать детям представление о семейном бюджете и его планировании, расходах, давать им практические навыки пользования «живыми» деньгами. И главное -- следует научить детей принимать оптимальные решения в многообразных ситуациях, которые создает жизнь!