Події

На заседании в ватикане промокший под дождем кардинал войтыла, будущий папа римский, при всех снял грязные носки и разложил их сушить

0:00 — 18 травня 2001 eye 429

Именно этот факт стал решающим, когда его избирали на пост главы католической церкви

Сегодня Папе Римскому Иоанну Павлу II исполняется 81 год. Этому человеку удалось многого добиться в жизни. Одно лишь перечисление его достижений займет немало места. Он стал самым молодым понтификом в истории XX века и первым славянином, который возглавил католическую церковь. Последние 450 лет во главе католиков были только итальянцы. Он изменил наши представления о Ватикане, а также изменил роль, которую играли его предшественники в мировой политике, активно влияя на ее ход и развитие. С Папой Римским, как сотни лет назад, вновь стали считаться главы государств. Он носит папскую тиару более 20 лет, а это самый долгий срок, зафиксированный в прошлом столетии. Иоанн Павел II совершил больше паломничеств и поездок, чем какой-либо иной понтифик, побывав более чем в 100 странах. Его по праву считают самым влиятельным религиозным, общественным, политическим деятелем XX века. И теперь он едет к нам, в Украину…

Правильно креститься -- это было первое, что научился делать малыш Кароль самостоятельно

Так уж совпало, что в день его появления на свет, 18 мая 1920 года, польская армия под предводительством Юзефа Пилсудского нанесла сокрушительный удар Красной армии и взяла Киев. Поляки восприняли победу как знак возрождения своей нации. Польша вновь, пусть ненадолго, обрела независимость, утраченную в прежних многочисленных войнах. Взятие Киева в Европе тут же назвали «Польским чудом». Вряд ли стоит удивляться тому, что поляк-офицер Кароль Войтыла дал своему третьему ребенку имя Юзеф -- в честь маршала Пилсудского. А первое имя по старой традиции католиков мальчик получил в честь своего отца. Так в городе Вадовице началась жизнь Кароля Юзефа Войтылы.

Окна квартиры, в которой проживала эта небольшая семья, выходили на храм Девы Марии. Правильно креститься -- это было первое, что научился делать малыш Кароль самостоятельно. Его мать Эмилия очень гордилась своим младшеньким и любила его безмерно. Отец больше занимался Эдмундом, который был на 14 лет старше Кароля. Парень отличался прекрасным здоровьем, умом, отлично учился. Лейтенант Войтыла мечтал, что он станет военным и сделает отличную карьеру. Что касается Кароля Юзефа, то мать была уверена -- мальчик будет священником. Так она и говорила всем знакомым и соседям. Они вместе читали Библию и ходили в храм. Когда Кароль немного подрос, Эмилия договорилась с ксендзом, чтобы тот взял мальчика церковным служкой. Об умершей в младенчестве в 1914 году дочери Ольге супруги Войтыла старались не вспоминать…

Каролю было всего восемь лет, когда скончалась его мать. Она навсегда осталась в его памяти молодой, красивой, доброй. Ее смерть стала большим ударом для всех членов семьи. Отец ушел в религию. Ночи проводил в молитвах. А днем все делал для младшего сына: готовил еду, стирал, гладил, убирал (Эдмунд был уже студентом, учился в Кракове). Войтыла старался заменить Каролю мать. В эти годы мальчик очень сблизился с папой. Лейтенант теперь не возражал против увлечения младшего сына религией. Но их нельзя было назвать фанатиками. Два Кароля охотно катались зимой на лыжах и коньках, летом ходили в горы. А еще отец научил сына любить историю, польскую культуру, литературу. Особенно мальчику нравились стихи Адама Мицкевича и Юлиуша Словицкого. Он даже выучил на память стихотворение Словицкого «Славянский Папа», в котором поэт мечтал, что однажды католическую церковь возглавит священник с Востока и возродит ее величие и величие своей страны. Разве мог лейтенант Войтыла представить себе, насколько пророческим окажется это произведение для его маленького Кароля?

20-летний Войтыла потерял всех родственников

Зимой 1932 года в семье произошла новая трагедия -- от скарлатины умер Эдмунд. Кароль переживал смерть старшего брата даже больше, чем смерть матери. Они очень сблизились, у них были общие увлечения, несмотря на разницу в возрасте. Многие знакомые Войтыл вспоминали, что на похоронах брата Кароль плакал. А вот когда семья прощалась с Эмилией, глаза мальчика оставались сухими.

Все больше Кароль Юзеф Войтыла убеждал себя в том, что он должен страдать подобно Польше и должен служить ей ради ее возрождения. В 1938 году он поступил в Краковский университет, продолжая переписываться со своим духовным отцом. А год спустя страну оккупировали немцы.

Нацисты превратили Польшу в гетто, в концлагерь. Полякам было запрещено учиться, посещать концерты и театры. Даже за несколько слов, сказанных на родном языке в общественном месте, можно было лишиться жизни. Кароль устроился на работу. Сначала в частный магазин мальчиком на побегушках, потом на завод. Еще в университете он увлекся театром, писал стихи и пьесы. Своему духовному наставнику Войтыла писал: «Я хочу создать театр, который станет храмом, где вновь воспрянет наш национальный дух… »

В феврале 1941 года умер лейтенант Кароль Войтыла. В живых из членов этой семьи остался только Кароль-младший, который впал в глубокую депрессию. Позже он так рассказывал о тогдашнем своем состоянии: «В 20 лет я лишился всех, кого любил или даже мог любить, как например, мою сестру, которая умерла за шесть лет до моего рождения». Юноша большую часть времени проводил на кладбище, посещая могилы своих близких. Местный священник всерьез стал опасаться, что парень решится на что-то страшное… В 1944 году Войтыла попал под грузовик. Он получил серьезные травмы и провел несколько недель в больнице.

Но Кароль нашел в себе силы вернуться к жизни. Он активно включился в борьбу с нацистами. Помог создать подпольный театр, который переезжал тайком из города в город, ставя пьесы на польском языке. А когда закончилась война, Войтыла твердо решил стать священником. Он очень быстро пошел вверх по церковной иерархической лестнице. Уже в 1946 году получил сан священника и отправился учиться дальше, в Рим. Через два года, получив докторскую степень по философии, он вернулся в Краков. В 1954 году начал преподавать в Католическом университете Люблина, а в 1958-м стал помощником епископа в Кракове.

В 1962 году его направили в Рим для участия в историческом Втором католическом совете. Там обсуждались многие важные вопросы, в том числе об отношении католиков к иудаизму и евреям. Многие епископы не хотели признавать, что преследование евреев церковью -- ошибка. На одном из заседаний вдруг раздался тихий голос с сильным польским акцентом. Он звучал так убедительно, что все остальные сразу стихли. Это был отец Кароль из Кракова. Он говорил о том, что видел и пережил сам: еврейские погромы в Польше, концлагеря, массовое истребление евреев, поляков, других славян. Это была речь истинного пророка. Ее запомнили все присутствующие. Католическая церковь официально признала, что еврейский народ нельзя винить в казни Иисуса Христа. Все это было закреплено в документе «Nostra Aetate».

При встрече с Иоанном Павлом II у Ярузельского дрожали коленки

В 1963 году отец Кароль стал архиепископом Кракова. Через четыре года его возвели в сан кардинала. В 1970-м он в очередной раз поразил верхушку католической церкви. Кардиналы и епископы собрались в Ватикане, чтобы обсудить наболевшие вопросы. Войтыла приходил на эти заседания пешком. В любую погоду. Появлялся минута в минута. Однажды он попал под сильный дождь. Зайдя в комнаты, где уже собрались остальные участники встречи, он спокойно подошел к радиатору отопления, снял туфли и носки, разложил их для просушки, аккуратно протер ноги носовым платком, а затем громко произнес: «Думаю, теперь мы можем заняться нашими делами!» Когда в 1978 году в августе умер Папа Павел VI, а спустя два месяца смерть унесла и его преемника Иоанна Павла I, кардиналы снова были вынуждены выбирать нового понтифика, 264-го по счету. И многие вспомнили эту историю. Священники решили -- человек, который не побоялся продемонстрировать свои грязные носки посторонним, будет хорошим Папой Римским. И они оказались правы. 16 октября 1978 года польский кардинал Войтыла превратился в Иоанна Павла II. Это имя он выбрал сам.

Своими главными целями новый понтифик считал и продолжает считать примирение всех религий, борьбу за права человека, за то, чтобы наш мир стал достойным тех мучений, которые перенес 2000 лет назад Иисус Христос. Иоанн Павел II приложил много усилий для этого.

Те, кто его хорошо знает, не перестают удивляться его бесстрашию. Оно сродни бесстрашию первых христиан, которые не боялись идти на казнь во имя своей веры. И 264-й Папа Римский путешествует по планете, посещая самые горячие точки. Сколько раз он был в Африке и Южной Америке, в странах, где шли гражданские войны. Он готов встречаться с королями, диктаторами, президентами, премьер-министрами, с людьми различных вероисповеданий и атеистами. И все они каждый раз испытывают на себе величие духа и безграничную веру этого человека.

В качестве доказательства приведем лишь один пример. Иоанн Павел II отправляется в родную Польшу, где у власти стоит коммунист Войцех Ярузельский. Весь Запад считает этого человека диктатором, обвиняет в жестоком подавлении оппозиции в лице профсоюза «Солидарность». С Польшей не хотят иметь дел, объявляют ей блокаду. И вдруг туда едет Папа Римский! Неужели Иоанн Павел II признает диктаторский режим, кричат газеты на Западе? И вот первая встреча с Ярузельским. У железного генерала… дрожат колени! Его помощники не могут понять, что происходит, пытаются объяснить все усталостью или недомоганием. Но Ярузельский затем лично подтвердил, что его охватил при виде Иоанна Павла II священный страх. «Мы принадлежим к одному поколению. Интеллектуально и духовно мы сформировались в один период -- перед Второй мировой войной. Мы оба впитали в себя сильное и яркое убеждение о величии Польши. Мы жили ее историей, дышали ею как воздухом, как кислородом. Мы оба жили ее судьбой. Но уже при первой беседе с Папой я почувствовал, что правота на его стороне… » -- вспоминает теперь Ярузельский.