А покинутые ими коллеги обвиняют ушедших в предательстве
После майских праздников народные депутаты с еще большим энтузиазмом принялись менять свою парламентскую прописку. Потерпевший поражение на выборах председателя Народного руха Михаил Косив покинул партийную фракцию в Верховной Раде и вошел во фракцию «Реформы-Конгресс». Его примеру последовала и народный депутат Елена Бондаренко. Напомним, что ранее от фракции руховцев (Удовенко) к «реформаторам» ушел Тарас Чорновил. В результате во фракции НРУ на сегодняшний день осталось всего 14 парламентариев (минимум для существования фракции). И если от удовенковцев надумает уйти еще хотя бы один народный избранник, фракция НРУ, согласно требованиям регламента, будет распущена. Прецеденты, кстати, имеются: 29 февраля 2000 года из-за массовых «побегов» парламентариев были распущены депутатские объединения Селянской партии и «Громады». По той же причине, но 20 днями раньше, была ликвидирована фракция прогрессивных социалистов.
Внефракционный парламентарий Иван Салий, получивший мандат депутата на довыборах в Верховную Раду летом прошлого года и успевший поработать во фракции «Реформы-Конгресс», теперь пополнил ряды депутатской группы «Трудовая Украина» (сегодня она насчитывает уже 46 «штыков»). Комментируя свое решение журналистам, Иван Николаевич, как сообщает Интернет-издание «Форум», заявил, что «устал от революций и революционеров», которых, надо думать, немало среди парламентских «реформаторов-конгрессменов». Кроме того, по словам И. Салия, его решение поддержано руководством столицы. Скорее всего, Иван Николаевич, до избрания в Верховную Раду занимавший пост заместителя председателя Киевской госадминистрации, прислушивается к мнению своего бывшего начальника Александра Омельченко.
Медленно, но уверенно, продолжает таять и некогда мощное депутатское объединение народных демократов. На прошлой неделе из состава фракции ушел еще и Сергей Ларин, пополнивший список членов группы «Регионы Украины». Таким образом, в парламентских рядах НДП, в 1998 году насчитывавших 90 депутатов, на сегодняшний день остается лишь 18 бойцов. Досадно, конечно, когда фракцию покидают люди, прошедшие в парламент по мажоритарному округу, но гораздо обиднее, когда уходят те, кто получил свой депутатский мандат благодаря партии. Вероятно, поэтому поступок Сергея Ларина вызвал резко негативную реакцию лидера НДП, экс-премьера Валерия Пустовойтенко.
Главный народный демократ считает необходимым законодательно закрепить положение о том, что парламентарий, прошедший в Верховную Раду по партийным спискам, в случае выхода из фракции автоматически лишается депутатского мандата. В заявлении, которое Валерий Пустовойтенко передал агентству «Интерфакс-Украина», отмечается, что выход Ларина из фракции возмутителен еще и потому, что «он не просто прошел в парламент по партийному списку, но попал туда», когда лидер НДП сложил с себя депутатские полномочия в связи с переходом на работу в правительство на должность премьер-министра. В. Пустовойтенко заявил: «Ларин работал в Верховной Раде вместо меня и фактически предал меня и всю партию». Лидер народных демократов, апеллируя к совести и морали Ларина, призвал бывшего члена фракции НДП сдать депутатский мандат и уступить место следующему в партийном списке кандидату.
К слову, положение, которое предлагает узаконить Валерий Пустовойтенко, закреплено в Конституции ЮАР. В странах же со сложившейся, стабильной демократией проблемы массовых депутатских миграций не существует, хотя, к примеру, законодательство Германии позволяет депутатам переходить из одной фракции в другую. Но в немецком парламенте -- Бундестаге -- такие случаи единичны, поскольку существуют четкие нормы, регулирующие права и обязанности большинства, которое формирует правительство, и депутатского меньшинства. В Испании парламентарий, покинувший фракцию, не имеет права присоединиться к другой и как бы «зависает» в гордом одиночестве, не имея возможности полноценно влиять на политические процессы. В Польше парламентский мигрант просто теряет свою репутацию, а в других странах -- парламентскую должность.
Однако нашей Верховной Раде, чтобы добиться фракционной дисциплины, придется, скорее всего, перенимать южноафриканский опыт, ведь, по свидетельствам самих же народных депутатов, законодателей зачастую просто перекупают. Отчасти подтвердил это недавно и глава фракции НДП Александр Карпов, заявивший одной из столичных газет, что он мог бы назвать примеры явно небезвозмездных переходов своих коллег-депутатов из одной фракции в другую.