Україна

Чтобы не допустить сокращения поступлений в бюджет при снижении ставок подоходного налога, предлагается облагать им даже суммы, полученные от продажи квартир

0:00 — 22 травня 2001 eye 275

Предложенная Государственной налоговой администрацией Украины шкала ставок подоходного налога значительно снижает финансовые обязательства рядовых жителей Украины перед бюджетом. Напомним, что, по расчетам специалистов ГНАУ, если новая шкала будет введена, 90% налогоплательщиков будут перечислять в казну государства только 10% своего заработка. И это хорошо для нас. Но плохо для бюджета.

Отмена налоговых льгот будет компенсироваться выплатой адресной помощи

Чтобы предотвратить возможные убытки госказны, налоговики предлагают с одновременным снижением ставок налога расширить поле его применения. Более подробно о том, какие суммы предлагается обложить подоходным налогом, «ФАКТЫ» беседуют с начальником Главного управления налогообложения физических лиц Государственной налоговой администрации Украины Сергеем Лекарем.

-- Сергей Иванович, как я поняла, налоговики намерены принимать во внимание не только заработную плату человека, но и другие его доходы. Какие именно?

-- Дело в том, что предложенная нами концепция полностью меняет отношение к взиманию подоходного налога с наших сограждан. Подоходный налог мы предлагаем взимать со ВСЕХ без исключения доходов. Именно поэтому в проекте не используется необлагаемый минимум доходов граждан.

-- Но ведь раньше его было решено сохранить и даже поднять до минимальной зарплаты -- 118 гривен…

-- Привязка необлагаемого минимума к минимальной заработной плате указывала бы работодателям законный путь ухода от уплаты подоходного налога. Они могли бы начислять всем сотрудникам минимальную зарплату и не делать отчислений. Если же применять нашу концепцию, то под налогообложение попадает любой доход независимо от суммы.

А необлагаемый минимум останется. Но только в качестве расчетной величины, так как в необлагаемых минимумах измеряется большинство административных взысканий, штрафов и так далее.

В то же время наряду с упразднением налогооблагаемого минимума будут значительно смягчены ставки подоходного налога: при определении дохода мы предлагаем отталкиваться от величины прожиточного минимума (что снимет дополнительную налоговую нагрузку с наименее защищенных слоев населения). Так, к доходам, не превышающим двух прожиточных минимумов (622 гривни), предложено применять ставку 10%.

Аналитические данные свидетельствуют о том, что большинство наших сограждан получают доход в размере от 60 до 360 гривен в месяц. И именно они будут отдавать бюджету законные 10%. Для сравнения: с зарплаты 300 гривен по ныне действующей шкале взимается налог в размере 45,55 гривни. , а по шкале, предложенной ГНАУ, -- 30 гривен. Средний уровень ставки подоходного налога, по предварительным данным, составит 13--14%.

-- Таким образом, наши доходы увеличатся, а доходы бюджета снизятся…

-- Если ничего не менять в механизме начисления подоходного налога, то поступления в бюджет действительно могут существенно сократиться. Чтобы этого не произошло, мы предлагаем отменить льготы.

-- Какие именно?

-- Например, действующим законодательством предусмотрено освобождение от подоходного налога процентов, выплачиваемых гражданам по вкладам в банке. Но это положение ущемляет права тех, кто не может отложить деньги на банковский счет. Ведь они-то платят налог со всех своих доходов. А суммы процентов -- это такой же доход. Чем он отличается от заработной платы или от платы за сдачу квартиры внаем?

Существуют также льготы по профессиональному признаку. Однако мы считаем, что налогообложение доходов людей (независимо от их профессии) должно проводиться на равных условиях. А все трудности работы должны компенсироваться за счет определенных выплат, а не за счет налоговых льгот.

В то же время ГНАУ против того, чтобы отмена льгот легла тяжелым бременем на плечи социально не защищенных слоев населения. Именно поэтому мы предлагаем рассматривать нашу концепцию в совокупности с вопросом о предоставлении конкретной адресной помощи таким гражданам.

-- Кто будет платить эту помощь?

-- Существует несколько программ по предоставлению адресной финансовой помощи тем, кто в ней действительно нуждается. При назначении помощи учитывается совокупный доход семьи, а не профессиональный или социальный статус одного из ее членов. Это программы жилищных субсидий, адресной социальной помощи, помощи семьям с детьми и прочие.

Тем более что получать адресную помощь семье выгоднее, чем иметь льготы. Например, семье, в которой есть несовершеннолетний ребенок (в возрасте до 16 лет) и совокупный доход которой не превышает десяти минимальных зарплат -- 1180 гривен, предоставляется налоговая льгота: налогооблагаемый доход одного из родителей уменьшается на один необлагаемый минимум в месяц -- 17 гривен. А по сути семья экономит всего лишь 1,5--2 гривни в месяц.

В то же время при снижении ставок доход такой семьи увеличится на те же самые 2 гривни. Кроме того, мы предлагаем выплачивать конкретную адресную помощь тем, кто в ней будет нуждаться после отмены льгот.

«Мы предлагаем облагать налогом все доходы»

-- Неоднократно заходила речь о том, чтобы облагать подоходным налогом суммы, полученные от продажи квартир…

-- Повторю еще раз: мы предлагаем облагать налогом все доходы. Причем фактические. Например, при продаже квартир (и это не секрет) сумму сделки часто занижают, чтобы уменьшить доход и, соответственно, сумму государственной пошлины или налога. Поэтому будет учитываться реальная сумма сделки. Должна быть проведена оценка стоимости имущества. И если квартира куплена по одной цене, а продана по другой (превышающей первую), то разница является реальным доходом того гражданина, который проводил операцию. И с такого дохода должен быть уплачен налог.

Другое дело, если в квартире предварительно проведен ремонт (что увеличило ее стоимость) и человек предоставил документальное подтверждение расходов на этот ремонт. Данные затраты нужно учесть при определении объекта налогообложения.

-- А если семья продает свою квартиру впервые? Долго жила в ней, но решила продать и купить побольше…

-- Все это еще будет решаться. Нужно разработать стратегию, механизмы оценки имущества и так далее. Если квартиру продают впервые после принятия данного закона, то налоговым службам просто еще будет не с чем сравнивать полученный ее владельцем доход (неизвестно, какова реальная цена квартиры). А вот последующие ее продажи будут иметь точку отсчета.

-- Но в настоящее время, если при оформлении договора купли-продажи была уплачена государственная пошлина, подоходный налог уже не начисляется…

-- Действительно, сейчас действует такая льгота. Но в новой редакции закона она не предусмотрена.

А в целом, если данный законопроект будет принят, то потребуется внести изменения в некоторые действующие законодательные акты, чтобы привести их в соответствие с новым законом. Именно они будут регулировать механизмы взыскания, в том числе и вопросы, связанные с предоставлением адресных дотаций.