Події

Спасаясь от побоев сына в женском приюте, горемычная мать каждый день тайком ходила домой, чтобы… Приготовить ему покушать

0:00 — 31 травня 2001 eye 299

Почему почти все женщины, подвергшиеся домашнему насилию, возвращаются к своим мучителям?

После операции в травматологическом отделении 40-летнюю Лену каждый день приходил проведывать молодой муж и две ее дочери от первого брака. Со стороны эта семейная идиллия смотрелась очень трогательно и убедительно. Но, как оказалось, множественными открытыми переломами руки и ребер Лена «обзавелась» после того, как «любящий» муж избил ее… половой тряпкой, требуя денег на выпивку. Довольная Лена говорила, что раз ходит в больницу -- значит, любит. При этом женщина, зная, что благоверный сожительствует с ее 15-летней дочерью, после выписки из больницы собиралась вернуться в свою однокомнатную квартирку и оставить все как есть. Ей даже в голову не приходило написать заявление в милицию на искалечившего ее и развратившего ее несовершеннолетнюю дочь человека.

Подобным историям несть числа, и каждый из нас если не сам сталкивался с домашней тиранией, то слышал стыдливо-страдальческие излияния подруги или знакомой. Как это ни ужасно, по официальным данным МВД, 40 процентов насильственных преступлений совершаются именно в семьях. А сколько пострадавших молча терпят издевательства, остается только догадываться. Причем от домашнего насилия (не обязательно физического) страдают и мужчины, правда, таковых значительно меньше, чем женщин и детей. И все-таки подавляющее большинство жертв домостроя женщины и дети.

Восьмилетняя Марина очень переживала от того, что мамин младший брат дядя Витя, живший с ними в «неразменной хрущевке», постоянно избивал их. Когда дядя Витя начал душить маму и бить ее головой об стену, девочка так испугалась, что убежала из дому, а маму увезли в больницу. С тех пор прошло два года. Марина школе предпочитает чердаки и подвалы, мама же носит дяде Вите передачи в тюрьму, куда он попал за хранение наркотиков.

Что характерно, домашнее насилие процветает во всем мире: как в развитых странах (в Америке, например, каждая четвертая женщина хотя бы раз в жизни сталкивается с семейной тиранией. -- Авт. ), так и в странах третьего мира. И корни этой проблемы в общем-то одинаковы, -- как правило, экономическая или психологическая зависимость. Но если в той же Америке общество уже давно относится к этому явлению, как к серьезной проблеме, и насилием над личностью на Западе считается даже предложение, от которого женщина вполне может отказаться, то в нашем менталитете столетиями взращивалось женское всепрощение и терпение, поэтому обсуждать домашние неприятности как-то не принято, мол, семья -- личное дело каждого, сами пусть и разбираются. Таково, можно сказать, кредо многих бравых участковых, не желающих вмешиваться в семейные разборки. А между прочим, только в прошлом году во время домашних ссор в Украине погибло 12 тысяч женщин. Возникает вопрос: а как же законодательно защищены члены семьи, в том числе и дети, от буйных тиранов?

Выясняется, что пока никак. На пресс-конференции, посвященной этой проблеме, народный депутат Украины Сергей Шевчук рассказал журналистам, что вот уже третий год Верховная Рада безрезультатно пытается принять законопроект, касающийся предотвращения насилия в семье. Сейчас в парламенте на рассмотрении находится очередной проект закона, в котором основной акцент сделан на предупреждение насилия в семье и реабилитацию жертв насилия. Кстати, новый Уголовный кодекс, вступающий в силу с сентября этого года, содержит целый ряд соответствующих статей -- от побоев и мучений, до принуждения к вступлению в половую связь и доведения до самоубийства. Но, как правило, такие преступления, во-первых, труднодоказуемы, во-вторых, сами жертвы, зачастую предпочитают не доводить дело до суда, тоесть до огласки.

Домашнее насилие в нашем обществе по-прежнему не воспринимается как преступление. Первые попытки сломать этот стереотип, поменять отношение людей к самой проблеме с помощью социальной программы «Двери надежды» сделали Киевский центр по работе с женщинами, Центр социальной помощи «Джерело» и компания «Филипп Моррис Украина». Кроме непосредственной помощи жертвам семейного насилия программа предусматривает и серию социальных кинороликов о насилии в семье. Правда денег для их проката на телеэкранах пока нет.

По словам председателя центра социальной помощи «Джерело» Елены Репеты, в Украине всего девять женских приютов. Но это не значит, что поддержки ждать неоткуда. Многие женщины обращаются за психологической, юридической и материальной поддержкой в «Джерело». Но лишь три процента женщин, прошедших реабилитацию, решаются на развод. Остальные возвращаются в «семейное гнездышко», потому что им больше некуда идти.

Вера Павловна в приюте спряталась от сына. Ее крохотной пенсии почему-то не хватало на его регулярные попойки, и это раздражало здорового 37-летнего безработного. Вот он и вымещал злобу на старушке-матери, пока та не убежала из собственного дома. А она, отогреваясь душой и телом в приюте, вечерами, пока сына не было дома, тайком ходила готовить ему покушать…

Чтобы найти временное укрытие и защиту для себя и своих детей, позвоните по номеру телефона доверия 219-44-48. Вам помогут узнать, как попасть в приют, получить психологическую помощь, информацию о столичных организациях, помогающих женщинам, да и просто поделиться своими бедами и избавиться от щемящего ощущения одиночества.

Если вы все-таки решили уйти из дома, то специалисты центра «Джерело» советуют:

Подумайте где вы можете пожить первое время -- в приюте, у родственников или у подруг, которым доверяете.

Важно забрать с собой детей, и при этом взять их любимые игрушки, одежду.

Возьмите с собой паспорт, свидетельства о рождении детей, медицинские карточки, записную книжку, деньги, ключи от квартиры, фотографии и особенно дорогие для вас вещи.

Старайтесь избегать тех мест, где вы бывали с обидчиком.

Вспомните, есть ли у вас человек, к которому вы всегда сможете обратиться, если у вас начнется депрессия и захочется вернуться к обидчику.