Легендарное «Браво» в лице фронтмэнов — Евгения Хавтана и Роберта Ленца — прибыло в редакцию в воскресный день, когда большая часть населения либо уже спала (после ночных гуляний), либо еще спала (в предвкушении гуляний). Тем не менее настоящие поклонники группы сумели дозвониться, а некоторые даже и не по одному разу. Новый альбом «Браво» под хитроумным названием «Евгеника» был с размахом презентован в Киеве и обещает стать очередным поворотным этапом в развитии нестареющей группы. Для «Браво» наш город — точно один из любимейших: Киев упоминается даже в одной из самых известных песен группы, а в 1994 году, накануне киевского концерта, посвященного
— Добрый день, Женя. Владимир, Черниговская область. Ты помнишь Институт инженеров железнодорожного транспорта? Мы с тобой последние полгода учились в одной группе. Знаешь, Женя, ты, может быть, меня и не очень хорошо помнишь, но все мы, твои одногруппники, тогда еще чувствовали, что ты человек из другого круга. Порой ты приходил со своей гитарой на занятия, конечно, ты выглядел немного странно. Как странно выглядел бы я в консерватории со строительными чертежами. Но никто не думал, что ты станешь звездой. Потом был май 1986 года. И как-то мы после работы отдыхаем мы с Мишей Сухаренко
— Да-да, его я помню. Высокий, черный, с усами.
— Мы с ним дружили, он сейчас в Израиле. Мы под Москвой отдыхали, открыли «Московский комсомолец», и там была самая первая статья о тебе, о группе «Браво». Это был шок! Как, наш Женя Хавтан?! А потом уже, конечно, стали слушать музыку. Скажи, пожалуйста, Женя, насколько велик потенциал той музыки, которую ты играешь — все-таки рок-н-роллу уже больше 30 лет Или, может быть, ты сейчас будешь играть что-то другое?
— Очень приятно слышать тебя Я, правда, институтское время помню плохо, но тебя и Мишу, конечно, вспомнил. Меня угораздило учиться в строительной институте целых десять лет — причем в разных группах. Что касается стиля «Браво», то он за 17 лет менялся неоднократно. Нынешний наш альбом тоже значительно отличается от того, что мы делали раньше. Вряд ли когда-нибудь будем меняться кардинально — играть джаз или, допустим, тяжелую музыку. Мы меняемся, но в рамках своего жанра.
— Спасибо, всего хорошего. Привет Москве.
— Здравствуйте, меня зовут Вадим, я из Киева. У меня три вопроса Евгению Хавтану. Вы азартный человек? Каким видом спорта вы увлекаетесь и какой самый смешной случай произошел с вами на гастролях?
— С вашего позволения я отвечу на первые два вопроса. Про смешные случаи я не мастер рассказывать, я не сатирик. А что до азарта — я люблю, когда у меня все получается, и в этом смысле я азартный человек. Мне нравится ставить пред собой какую-то цель и достигать ее. В этом есть какой-то высший смысл. И ты получаешь колоссальное удовольствие, когда что-то задумал, а потом сделал. В любом деле обязательно нужен азарт.
— А в казино вы играете?
— Нет. И вообще вся игральная индустрия — это не мое. Меня это не привлекает.
— А спорт?
— В жизни мне очень нравится быть судьей. Вот есть, предположим, на ринге боксеры, а есть судья. Мне нравится быть судьей.
— О, бокс! Как вам наши братья Кличко?
— Я насчет бокса пошутил.
— Здравствуйте! Роберт, я человек, далекий от шоу-бизнеса. Это правда, что Евгений Хавтан — властный, не признающий собственных ошибок интриган?
Хавтан: Чистой воды!
Ленц: Вот вам Женя сам ответил.
— Роберт, а какой вы видите группу «Браво» без Хавтана?
— (Смеется. ) Ну, почти такой же вопрос, как первый. Знаете, было бы очень странно видеть «Браво» без Хавтана. Наверное, это уже будет не группа «Браво». В группе менялось очень много музыкантов, но так уж сложилось, наверное, что единственный человек, который не может уйти, — это Женя.
— Евгений, это правда, что вы в свое время отказались от встречи с Михаилом Сергеевичем Горбачевым? Если да, то почему?
— Да что вы! Я бы с радостью с ним встретился. Просто это была, видимо, какая-то официальная встреча. А поскольку я не очень люблю официоз и не очень хорошо себя чувствую среди политиков, я не пошел. Действительно, было такое.
— Евгений, вашей дочери вроде шесть лет исполнилось, да? Скоро она будет слушать музыку и спросит: «Папа, я хочу послушать группу „Браво“. С какого периода ты мне посоветуешь начать?» С песен Агузаровой, Сюткина или нынешних?
— Вообще ей очень нравится Агузарова. Жанна бывала у нас несколько раз дома, произвела на дочку неизгладимое впечатление — даже не как певица, а как подружка, какой-то космический персонаж Поэтому песни Жанны дочка знает лучше, чем наше нынешнее творчество.
— Мне кажется, что из нынешних певиц никто не смог переплюнуть ТУ Агузарову
— Ну если так говорить — ТУ — тогда да. Но ведь нельзя жить вчерашним днем. Сейчас на дворе 2001 год, прошло много времени. Появилось много интересных певиц. Та же Земфира. К тому же сейчас, чтобы быть на сцене, нужно очень много вкалывать
— Знаете, Женя, я давно слушаю «Браво», и, честно говоря, мне сейчас немного не хватает того драйва, который был при Агузаровой и Сюткине
— У нас был большой перерыв, почти три года. Ничего не выходило. Сейчас послушайте наш новый альбом — там есть этот драйв, хотя каждый понимает это слово по-своему.
— Я буду следить за вашими новыми песнями только по радио. Потому что у меня зарплата 18 долларов в месяц, как у большинства в Украине. А вот то, что вы в новом альбоме сами запели, это вам что, лавры Агузаровой покоя не дают? Или это необходимость?
— Мне всегда были безразличны эти «лавры», хотя очень приятно, что ты замечен Просто мне захотелось это сделать. Это бывает. Как бывает, допустим, что человек в 30 лет вдруг начинает рисовать.
(Уважаемый дозвонившийся! К сожалению, не знаем вашего имени, но по решению группы «Браво» за активное участие в прямой линии вы награждаетесь новым альбомом группы. Кассету можно забрать в редакции. Справки по тел.
— А вы не хотели бы записать альбом, предположим, с Земфирой? Или с кем-нибудь другим?
— У нас был разговор с Земфирой еще до того, как она приехала в Москву. Еще никому не известная, она вместе со своей группой репетировала на нашей базе. У нас с ней было несколько встреч, она приезжала ко мне домой, брала для своей записи мою гитару. У нас была такая идея — спеть вместе. Может быть, когда-то это осуществится. Просто нам и ей нужно найти время для записи. Мне это было бы интересно. Потому что она одна из тех певиц, которые обладают настоящим, мощным потенциалом
— А как же «Маша и Медведи»? Вы про них то же самое говорили
— Нет, никогда такого не говорил. Маша очень симпатичная девушка, но я не считаю ее певицей в своем понимании. Певица все-таки — это голос, какая-то аура
Роберт Ленц: «Я хотел бы родиться с таким расчетом, чтобы в конце
— Евгений, здравствуйте! Это Костя беспокоит, из Киева. Может быть, вам этот вопрос будет неприятен, но все-таки я хочу у вас спросить: что происходит с Жанной Агузаровой? Ведь вы с ней вместе проработали, и вам, наверное, виднее, что она за человек. Продолжаете ли вы поддерживать отношения?
— Не могу сказать, что я поддерживаю плотные отношения с Жанной. Я вижу, что изредка она появляется по телевизору, вижу ее афиши в Москве Мне очень нравятся ее голос, ее артистические данные. Но для того, чтобы находиться на сцене сейчас, нужно подтверждать свой талант постоянной работой. К сожалению, я не слышу ни одного нового альбома Жанны, ни одной новой записи. Очень хочу услышать. А те вещи, которые я слышал, были сделаны еще лет пять назад.
— Скажите правду, ее выходки — это свойство характера или все-таки наркотическая зависимость?
— Чтобы утверждать, что она наркотически зависима, нужно быть по крайней мере врачом. Я не врач, поэтому определить не могу. Я привык судить о человеке по песням. А скандальная хроника меня мало интересует, так же как поступки других артистов. Лет десять меня, может быть, и интересовало, кто что курит и сколько пьет. Сейчас мне интересно слушать песни. Это же касается, например, и Земфиры — я понимаю, что 30 процентов правды о ней сопровождаются 70 процентами неправды. Но я понимаю, что это придумано для того, чтобы читалось
— Однако светская хроника — это двигатель популярности. И многие осознанно идут на это. Трехгодичное отсутствие, например, «Браво» вряд ли хорошо сказалось на вашем положении
— Мы никуда не пропали — писали альбом, репетировали, выступали. Перед выходом нашего нового альбома пришлось дать примерно
— Здравствуйте, Роберт. Меня зовут Галя. Скажите, пожалуйста, вы верите в реинкарнацию, в переселение душ после смерти? И кем бы вы хотели быть в следующей жизни?
— Вообще-то не верю. Я знаю, в какое время хотел бы родиться, чтобы в конце
— А раньше неинтересно?
— Неинтересно. Мне интересно застать конец
— Вы бы хотели, чтобы ваша жизнь сложилась как-то по-другому?
— Ну, может быть, в чем-то, хотя я придерживаюсь мнения, что все, что происходит, к лучшему. Если что-то не произошло сегодня, значит, так и должно быть. Это касается работы, друзей, увлечений Тут не так дорогу перешел — жизнь пошла по-другому. Не столкнулся с каким-то человеком, и все пошло по другому пути.
— А какой вид спорта вы предпочитаете?
— Я долго занимался водными лыжами. Летом изредка катаюсь, и, как ни странно, ничего не забыл. Сейчас я увлекаюсь виндсерфингом и роликами.
— Роберт, здравствуйте. Я знаю, что вы убежденный поклонник раннего рок-н-ролла. Как вы считаете, все-таки это, наверное, уже мертвая музыка, ей на смену придет какая-то другая? Или возможно еще какое-то свежее дыхание?
— Я как раз считаю, что эта музыка сейчас достигла своего пика. Ни в какой другой музыке не было такого сочетания драйва, того духа, который присущ только этой музыке. И сейчас рок как раз достиг в своем развитии вершины.
Хавтан: На сегодня эта музыка, конечно, мертва. Однако я думаю, что через какое-то время возможен ренессанс этой музыки, видимо, с привлечением уже не контрабасов и гитар, а синтезированных звуков У нас в Москве уже есть несколько групп, играющих рок-н-ролл в электронном варианте. Это все очень здорово звучит. Есть, конечно, люди, которые до сих пор играют рок-н-ролл в чистом виде, но таких групп очень мало. Потому что это сейчас немодно, романтика из этой музыки ушла. Молодые люди играют любую музыку не для продажи, а чтобы получить удовольствие. Допустим, если бы мне сейчас было лет 17, я вообще бы не стал учиться играть на гитаре. Потому что сейчас в этом нет романтики. Сейчас романтика в компьютерной музыке. Сейчас главный герой на сцене — ди-джей.
— А какие кумиры были у вас?
— В юности моим кумиром был, да и до сих пор остался, замечательный певец и гитарист Чак Берри. Я считаю его своим учителем. И хотя ему уже много лет, у него в глазах такой блеск, который просто не свойственен человеку в таком возрасте. Мне повезло, я несколько раз с ним встречался, беседовал. Из российских певцов люблю Валерия Ободзинского, Магомаева. Ободзинский мне ближе, он более романтичный, его даже запрещали. Жалею, что мы не успели записать с ним песню, он умер. С Магомаевым мы записали вместе песню «Лучший город Земли».
— А возможно ли, по-вашему, возвращение романтики в современную музыку?
— Несомненно. На смену любой эпохе цинизма и лицемерия приходит эпоха романтики. Это связано с какими-то витками времени. Это сейчас уже заметно, по тому, как меняется формат московских радиостанций. Появляется больше романтической музыки.
— Как вы думаете, те, кто слушают Децла, могут слушать романтическую музыку?
— Я думаю, это возрастное. Рэп привлекает своей одеждой, громким звуком У нас в музыке этого нет, есть нечто другое, чего нет в рэпе. Мы от этого не страдаем.
— А как вы пришли к рок-н-роллу?
— Понимаете, рок-н-ролл — это больше, чем музыка. Я родился в 1961 году и слушал музыку, которую слушали мои родители. Не могу объяснить, почему я начал слушать эту музыку. Просто мне нравилась энергия этой музыки. Может быть, сошлись еще какие-то вещи — я родился в год, когда полетел Гагарин, в том же году «Битлы» записали «Love me do» — очень мощная вещь. Это был очень знаковый год. Я слышал все старые записи и, конечно, это все отразилось на мне. Потом, когда мы стали играть эту музыку, у нас появились последователи — парни и девчонки, которые одевались точно так же, как мы. Это вещь, как оказалось, очень заразная. Мне кажется, что сейчас все группы одеваются одинаково. А в наше время очень легко было выделиться. Это был стиль «сэконд-хэнд» — мы первые начали пропагандировать этот стиль. Жанна нас притащила на Тишинский рынок, на рынки и сэконд-хэнды в других городах. Приехав в какой-то город, мы сразу шли в комиссионный магазин. И покупали какие-то вещи за копейки. В том числе и в Киеве. Галстуки, брюки, рубашки. Прическу можно было сделать за копейки и выглядеть отлично. Раньше, чтобы выделиться, можно было потратить минимум денег, а выглядеть лучше всех. Красили челки стрептоцидом. Носили кольца в ушах. А сейчас, наверное, оригинальным можно назвать человека, у которого в ушах нет колец.
Прямую линию подготовили Андрей АРХАНГЕЛЬСКИЙ и Наталия АРОНОВА, «ФАКТЫ».