Солистка «КЗ» Леся Герасимчук, о которой мы неоднократно писали, ругается, когда ее сравнивают с Земфирой. Дескать, Земфира еще пешком под стол когда мы уже играли Когда Лесю называют украинской Земфирой -- это не в том смысле, что похоже пение или внешне, или музыка. Нет. По ощущению. Потому что и российская, и украинская сцена давно ждали появления чего-то -- не нового, а вневременного. И оно появилось -- у них и у нас. Хотя на самом деле «Зайцi» существуют уже очень давно -- в этом тысячу раз странном, прекрасном и ужасном Львове. Где ограниченность и самовлюбленность одних соседствует, уживается со светлостью, небанальностью других. Все, как везде, но во Львове этот контраст размывается почти постоянным дождем, под которым все кошки, зайцы и пр. становятся серыми. Снаружи. Зато внутри Львов играет в музыкальной жизни нашей страны роль поставщика свежих идей -- что-то вроде Ливерпуля в Британии. Там, опять же, постоянный дождь (хотя это тоже не более чем стереотип).
Прочь стереотипы. Леся поет песни на слова классиков украинской поэзии. Тычина, Сосюра, Леся Украинка. У вас как было в школе с украинской поэзией?.. Да-да, понимаю. Я ведь и сам в школе зубрил про трактор и только позднее узнал, что ранний Тычина писал про «кохання» -- нежно, страстно, верно. Когда молодая группа поет песни на стихи отечественного классика -- разве это не повод говорить -- да что там, кричать! -- о том, что не все погибло, не все потеряно и что у нового поколения, которое вообще стихов не знает, появился хоть какой-то шанс?.. «Зайцi» предлагали одному большому государственному человеку, отвечающему за возрождение культуры, сделать бесплатное приложение к учебнику по украинской литературе -- кассету с их песнями. И польза будет детям, и удовольствие Большой человек обещал подумать. До сих пор думает. Безусловно, кричать на всех углах про «занепад» гораздо спокойнее и привычнее.
«Королiвськi Зайцi» -- спокойные, даже аморфные, далекие от общественных интересов люди. У них напрочь отсутствует пафос. В жизни они выглядят совершенными обывателями. У них нет четко выработанной позиции по принципиальным вопросам. Поэтому им трудно разговаривать с журналистами. «Почему вы поете на украинском -- это сознательный выбор?» «Но все-таки ваша музыка рассчитана на узкий круг людей?» Они не знают. Просто не задумываются. Спросите у англичанина: когда он поет по-английски -- это сознательный выбор?
Они абсолютно европейские молодые зайцы, и в то же время они знают, что все началось не с них, а гораздо раньше.
Когда они поют, в душах заметили, куда понесло? -- так вот, в/на душе тепло и светло. Возникает какое-то щемящее чувство, когда слышишь эти тексты вперемешку с жесткими гранжевыми гитарами и струнным квартетом. Мы-то гадали: как слова придумать Новые -- для адекватного анализа нынешнего времени? А не надо придумывать, оказывается. Нужно просто вспомнить НЕ УСЛЫШАННОЕ ранее. Поразительно, что при обращении к поэтической классике группа не впала в священный трепет и не пошла по пути простого аккомпанирования. Напротив -- пропустив через себя классику, написала самодостаточную, гармоничную музыкальную подкладку. И стихи 50-летней давности повели себя так, как и положено вечным ценностям: расцвели, ничего не потеряв за давностью лет, и даже еще усилились. Бери и пользуйся. Просто не в каждых руках они оживают. В этих -- ожили.
Произошел культурный прорыв: тот самый редкий случай, когда классика плавно, естественно влилась в современный контекст, причем, в самый что ни на есть труднодоступный -- в молодежную среду. Д/К «Промзона», в котором они выступали, совершенно под стать «Зайцам»: слышишь «Залишила гори» на стихи Александра Олеся, впадаешь в ритм-энд-блюзовую эйфорию, смотришь на автобус ЗИС, стоящий под сценой, и мысленно уже несешься по карпатским склонам в 60-е. Леся поет по старинке -- просто стоя у микрофона. Хоть и без ложного стеснения, но скорее, как гость, а не как хозяин. Вот оно, дождались. Наконец-то нашлась группа, которая идеально переплела свое и чужое, альтернативу и классику, стихи и музыку. Эта музыка для танцев -- тинейджеры колбасились под нее не хуже, чем под какие-нибудь «Руки Вверх», эта музыка -- элитна: ее МОЖНО СЛУШАТЬ. Это наша музыка, за которую не стыдно.
Фуршет после концерта: три ведра капустного салата, правильной заячьей пищи. Быть зайцем -- приятно и почетно.