На данный момент известна реакция практически всех высокопоставленных представителей законодательной и исполнительной властей на итоги работы спецкомиссии, изучавшей по распоряжению Президента реальное положение дел в топливно-энергетическом комплексе страны и сделавшей неутешительные для руководителей этой отрасли выводы. Доминирует мнение, что нет оснований не доверять информации, обнародованной членами спецкомиссии под руководством секретаря СНБО Евгения Марчука. В меньшинстве оказались глава правительства и его заместитель по вопросам ТЭК, заявившие о своем несогласии с выводами экспертов, которые анализировали реалии энергорынка. Правда, аргументированных доводов в пользу своего особого мнения пока не привели ни Виктор Ющенко, ни Юлия Тимошенко, на которую, согласно отдельному распоряжению главы правительства, с ноября месяца возложены особые полномочия и весь груз ответственности за происходящее в энергетике.
Вице-премьер по вопросам ТЭК, весьма эмоционально комментируя в ряде СМИ выводы комиссии, ограничилась лишь общими характеристиками -- вроде того, что это все неправда. Как же на самом деле обстоят дела на энергорынке, Юлия Тимошенко, по сути, не уточнила.
Между тем, несколько агентств на днях передали информацию пресс-службы вице-премьера о том, что запасы угля на электростанциях по состоянию на 7 ноября составляют 3,974 млн. тонн. Примечательно, но немногим более месяца назад, согласно сверенным данным, обнародованным комиссией Е. Марчука, на всех электростанциях фактический запас составлял лишь 2 млн. 677 тысяч тонн угля. Столь резкое увеличение объемов энергоносителей не может не вызвать недоумение. А значит, снова возникает вопрос, насколько соответствуют действительности показатели, обнародованные службой информации вице-премьера.
Например, в одном из регионов Украины, в Луганской области, ситуация на шахтах выглядит следующим образом. По словам начальника управления топлива и энергетики Луганской облгосадминистрации Николая Смирнова, с начала года на угольных предприятиях региона добыто более 18 млн. тонн сырья, из которых только 7 млн. тонн годятся для использования на электростанциях Украины. Денежный эквивалент поступившего на электростанции угля равен примерно 900 млн. гривен, но шахтерам перечислено меньше половины. Безрадостно выглядит и ситуация с погашением задолженности по шахтерским зарплатам. В общей сложности горняки недополучили 603 млн. грн. На некоторых предприятиях с шахтерами не рассчитались еще за февраль. В общей сложности каждому шахтеру государство задолжало около 4 тысяч гривен.
Но это не почему-то не считают поводом для решения хоть некоторых бытовых проблем горняков. Как правило, рабочие шахт живут в негазифицированных поселках, однако на отопление домов уголь им не выделяют. А если такое и случается, то за топливом -- огромные очереди. И транспортом при этом никто не обеспечивает, так что доставка угля обходится шахтерам порой в 2--3 раза дороже, чем само топливо, качество которого, кстати, явно оставляет желать лучшего.
По словам главы Луганской облгосадминистрации Александра Ефремова, некоторые шахты Краснодона получили средства от отечественных инвесторов, и у этих предприятий появились перспективы на возрождение. Но и эти надежды могут быть похоронены из-за решения вице-премьера Юлии Тимошенко продавать коксующийся уголь на аукционах. Возникает вопрос: неужели вице-премьеру неизвестно, что ее распоряжение противоречит условиям, на которых инвесторы готовы вкладывать деньги в отрасль?
«Facty i kommentarii «. 09-Ноябрь-2000. Политика.