В Киеве появились аферисты, которые под видом работников социальных служб обирают пожилых людей
Периодически наши сограждане становятся жертвами разных мошенников, под всякими благовидными предлогами выуживающих деньги у своих жертв. Конечно, молодым искателям удачи, кто попался на удочку аферистов-»наперсников», промышляющих игрой в «счастливый билетик», пенять, кроме как на себя, не на кого. Но совсем другое дело, когда жертвами обмана становятся самые беззащитные в стране люди -- пенсионеры, которым и так не хватает на жизнь их небольших пенсий. О подобном случае недавно сообщила в редакцию пенсионерка-киевлянка, попавшаяся на удочку «благодетеля».
Молодой человек, позвонивший в квартиру и представившийся работником столичной госадминистрации Алексеем Владимировичем С. , обрадовал женщину: мол, городские власти выделили всем ветеранам войны материальную помощь -- по 30 гривен 80 копеек и продовольственные пайки. Чтобы получить деньги, ветеран должен был обратиться в горадминистрацию (как позже выяснилось, он называл номер абонента киевского городского головы Александра Омельченко). Что же касается пайков, то в него входили семь мешков сахара. Но не бесплатно -- за каждый мешок нужно было уплатить по 50 гривен, в то время как на рынках цена в два раза больше. Сахар надо забрать со склада возле станции метро «Лесная». А в доме только хозяйка и ее старенькая мама-ветеран.
И «благодетель» вызвался помочь. Сказал, что возьмет их на учет и уже как своих подопечных обеспечит машиной и грузчиками. Причем посоветовал выкупить сразу весь сахар, ведь к концу года ожидается сильное подорожание.
Дальше события развивались по обычному сценарию. Получив от хозяйки дома 170 гривен (на три мешка сахара плюс «гонорар» грузчикам), молодой человек, оставив свой домашний телефон, скрылся в неизвестном направлении. Обманутые женщины остались и без сахара, и без денег. По домашнему телефону, разумеется, не оказалось ни Алексея, ни того, кто бы что-нибудь о нем знал
Помните, что материальную помощь, как правило, приносят почтальон вашего почтового отделения, представители районного собеса или территориального центра обслуживания населения, инвалидов и одиноких нетрудоспособных граждан. Круг этих людей ограничен. Поэтому постарайтесь запомнить их в лицо. Лучше всего работать с постоянным сотрудником.
Если к вам пришел незнакомец и назвался представителем соответствующих служб, или же говорит, что он прибыл от (вместо) знакомого вам сотрудника (тот в отпуске или на больничном ), первым делом попросите его предъявить служебное удостоверение. Нежелание показать документ (или отсутствие такового) уже должно вас насторожить -- визитера не стоит впускать в квартиру.
Если удостоверение предъявлено, но у вас все же возникли сомнения, уточните, какую организацию он представляет, и попросите служебный телефон (номера телефонов обслуживающих вас организаций тоже желательно выучить). Не поленитесь туда перезвонить, узнайте: работает ли у них такой сотрудник? направляли ли его к вам с визитом? и с какой целью? И не стесняйтесь!
Аферисты зачастую «действуют на психику»: много и быстро говорят, сыпят профессиональными терминами, но редко предъявляют документы. Ваши деликатность и слепая доверчивость им только на руку. Настоящий представитель собеса (или другого учреждения) с пониманием отнесется к вашей настороженности и предоставит о себе необходимую информацию (в частности, служебный телефон).
Если пришедшему необходимо заполнить какой-то документ, организуйте встречу так, чтобы визитер поменьше рассматривал обстановку в квартире, для этого вполне подойдет кухня. Если вы пригласили посетителя в комнату, не оставляйте его одного: аферисты часто просят попить или принести ручку. А за время вашего отсутствия становятся полноправными хозяевами комнаты
Не храните ценности и важные документы на видных местах. Если деньги и паспорт лежат в «тайнике», постарайтесь достать их так, чтобы визитер этого не видел. С настороженностью отнеситесь к предложениям что-либо купить или заказать, если требуется предоплата. Скорее всего, перед вами аферист.
Представители собеса (или других организаций), кроме вашего постоянного опекуна, вряд ли придут с таким предложением. Не покупайтесь на дешевизну предлагаемого товара или услуги: бесплатным бывает только сыр в мышеловке. Действуйте по принципу «сначала стулья, а деньги потом». И не сообщайте незнакомым посетителям, в какое время вас не бывает дома. Если вы проявите бдительность -- мошенники потеряют к вам интерес.