Події

Старейшая украинская олимпийская чемпионка нина бочарова: «один московский прохиндей уговорил меня продать за бесценок мешок моих спортивных наград. А золотую медаль игр в хельсинки я подарила подруге»

0:00 — 10 листопада 2000 eye 1302

Прославленная гимнастка недавно отметила свое 76-летие

Из досье «ФАКТОВ»

Нина Антоновна Бочарова родилась 24 октября 1924 года в селе Супруновка Полтавской области. Заслуженный мастер спорта. Двукратная олимпийская чемпионка XV Игр в Хельсинки (1952 г. ) — в упражнениях на бревне и в командном первенстве; обладательница серебряных олимпийских медалей в многоборье и в командном упражнении с предметом. Чемпионка мира 1954 года в командном первенстве. Абсолютная чемпионка СССР 1949 года, двукратная чемпионка СССР в отдельных видах многоборья (1949, 1951 гг. ).

Больше полувека минуло с тех пор, как советские спортсмены впервые приняли участие в Олимпийских играх. В олимпийской сборной Советского Союза 24 атлета представляли Украинскую ССР. Четверо украинцев завоевали золотые медали. Это гимнасты Нина Бочарова, Виктор Чукарин, Дмитрий Леонкин, борец Яков Пункин.

Увы, троих чемпионов Олимпиады-52 уже нет среди нас… Недавно первая олимпийская чемпионка Украины Нина Антоновна Бочарова отметила свой день рождения. Несмотря на преклонный возраст, она полна энергии и поразительного жизнелюбия. Нина Антоновна внимательно следила за Олимпийскими играми в Сиднее и даже написала вместе с мужем большую статью со своими комментариями и воспоминаниями. Наша беседа с Ниной Антоновной и ее супругом за рюмочкой домашнего вина началась с обсуждения итогов последних Олимпийских игр.

«Партийная комиссия запретила мне исполнять на Олимпиаде сложный прыжок»

- Прежде всего, от таких заключений, как «ганьба», сделанное высоким должностным лицом, лучше было бы воздержаться, — считает Нина Бочарова.  — Существует большая разница между восхождением к самому высокому генеральскому званию и восхождением на олимпийский пьедестал.

Меня порадовала наша мужская гимнастическая команда, завоевавшая серебряные медали. Жаль, что Виктория Карпенко не выиграла медаль. Видимо, Вику преследовал злой рок. А сетования на «жесткий» ковер, который якобы помешал нашей гимнастке стать абсолютной олимпийской чемпионкой, на мой взгляд, не совсем обоснованные. Едва ли на жестком ковре Вика исполнила бы с такой легкостью и четкостью свою сложнейшую программу. От души болела за наших девушек и вспоминала свои выступления на Олимпиаде сорок восемь лет назад. А вы знаете, кто из украинских гимнасток стал первой олимпийской чемпионкой?

<B>- Во всех учебниках написано, что это абсолютная чемпионка Игр в Хельсинки Мария Гороховская… <B>

- Но это же ошибка! Понятия не имею, как в спортивных энциклопедиях и учебниках появилось это утверждение (с обидой в голосе.  — Авт. ). Ведь Муся в Хельсинки представляла сборную Ленинграда! А первой из украинских гимнасток взойти на высшую ступеньку олимпийского пьедестала в Хельсинки довелось мне. Я выиграла золотую медаль в упражнениях на бревне. А в последний день турнира разыгрывались награды в абсолютном первенстве, Мария Гороховская получила золотую медаль, а я — серебряную.

Позже Гороховская переехала в Харьков и выступала за Украину. Ее переманил в Харьков тренер Павел Алварян, за которого Мария вышла замуж. (К несчастью, через два года Павел Алварян погиб. Его и одну гимнастку-художницу обнаружили в зарытом автомобиле мертвыми — они задохнулись от угарного газа).

<B>- На Олимпиаде в Хельсинки вы были так близки к победе в абсолютном первенстве… <B>

- Мне просто не разрешили выиграть. Расскажу, как было дело. Перед отъездом на Олимпийские игры советская сборная по гимнастике находилась на полуторамесячном сборе в Выборге. Мы проходили так называемые «прикидки». 16 гимнасток сборной обитали в одной комнате, а все удобства — во дворе.

Тренировались мы на «первобытном» оборудовании. Нас ведь воспитывали по принципу: если на плохих снарядах сделаешь, на хороших — тем более. Вольные упражнения выполняли на голом полу, без какого-либо покрытия. Акробатические элементы делали «за счет» ахилловых сухожилий и бесконечных болезненных ощущений. Ох уж эти командные упражнения! Их впервые ввели в программу перед Играми в Хельсинки, и на тренировках у девчонок с непривычки опухали ноги от колен до щиколоток.

На «прикидках» я продемонстрировала начальству свой новый, довольно сложный, прыжок. Но неудачно. Меня тут же пригласили в Национальный комитет, где собрались чиновники из ЦК комсомола, ЦК партии, из КГБ, конечно. Партийная комиссия меня долго журила: «Как же так? Ты ведь подводишь страну и свою команду». И заставили дать слово, что я не буду исполнять на Олимпиаде сложный прыжок. Я пообещала, что займу первое или второе место на Олимпиаде. А вот если бы рискнула ослушаться начальство и включила бы в программу выступления на Олимпиаде более сложный прыжок, то опередила бы Марию Гороховскую и стала бы абсолютной олимпийской чемпионкой.

<B>- В каких условиях жили советские спортсмены в Олимпийской деревне?<B>

- В Финляндии все команды стран социалистического лагеря разместили в Отаниеми (предместье Хельсинки), в студенческом общежитии. Наша женская гимнастическая сборная из 11 человек жила в одной комнате. Но мы не обращали внимания на бытовые неудобства. От нас, представителей страны Советов, ждали только побед. Советским спортсменам запрещали общаться с атлетами капиталистических стран, жившими в Олимпийской деревне. Руководство запретило нам даже присутствовать на церемонии открытия Олимпиады, так как на следующий день мы должны были выступать.

<B>- Первых олимпийцев страны Советов, завоевавших в Хельсинки 22 золотые, 30 серебряных и 19 бронзовых медалей, на Родине, наверное, встречали с особыми почестями?<B>

- О чем вы говорите!.. Никто нас не встречал. Когда на олимпийском турнире в Хельсинки наши футболисты проиграли югославам — это был ужас, мы вообще боялись возвращаться домой. На вокзале нас сфотографировали для газеты «Правда», а потом все разъехались по домам. Кстати, нам, чемпионам Олимпиады, не причиталось ни копейки денежного вознаграждения.

Вместе с абсолютным олимпийским чемпионом Виктором Чукариным мы целый день простояли на Киевском вокзале в очереди за билетами в Киев и Львов.

<B>- Каким вам запомнился знаменитый гимнаст Виктор Чукарин?<B>

- Очень требовательным к себе, он никогда не нарушал режим. Виктор Иванович был для нас примером — и в жизни, и в спорте. На двух Олимпиадах Чукарин завоевал 11 медалей, из них 7 золотых. 9 ноября нашему легендарному гимнасту исполнилось бы 79 лет…

«Радж Капур пел с советскими гимнастками «По долинам и по взгорьям»

<B>- Вы помните свои первые спортивные занятия?<B>

- До войны мы жили в Полтаве. Гимнастикой я начала заниматься в полтавской детской спортивной школе. Ежедневно приходилось идти пешком 4 километра, но ни разу, даже в мороз и пургу, не пропустила ни одной тренировки! Как-то зимой в метель несколько часов шла. Никто больше не рискнул прийти, и я занималась с тренером одна, вся посинела от холода, но была в чулочках…

В 1944-м решила поехать в Киев учиться «на спортсменку». Меня приняли в Институт физкультуры без экзаменов. Я была настырная, успевала учиться на «отлично» и принимать участие в соревнованиях.

Три раза в составе физкультурной команды Украинской ССР участвовала в военном параде на Красной площади. На параде в 1945 году впервые увидела живого Иосифа Сталина. А в 1948 году на парад не попала — сдавала выпускные экзамены в институте.

В послевоенные годы студенты получали карточки на питание и 220 рублей. Этих денег едва хватало на пару дней. Особенно голодным выдался 1947 год. В комнате общежития нас было человек десять. Бывало, так хотелось есть, что даже крали друг у друга продукты. Одна девушка из Сибири регулярно получала посылки с картошкой и высушенной крупой. Так мы каждый день умудрялись тайком залезать под ее кровать и ладошкой понемногу выгребали крупу. С каждым днем мешочек с крупой становился все меньше… Сибирячка все понимала, но не ругала нас.

После окончания института я устроилась работать тренером в обществе «Строитель Юга». Жила в комнатушке, которую мне выделил рядом со своим кабинетом председатель общества, спала на деревянной скамье. На первую зарплату купила железную кровать, она до сих пор стоит на даче.

В 1949 году я выиграла абсолютное первенство чемпионата СССР. Мне дали однокомнатную квартиру на Подоле, в которой я прожила 47 лет. В конце 1951 года после успешного выступления на чемпионате СССР попала в сборную СССР первым номером. Мне дали самую маленькую стипендию — 160 рублей.

<B>- Почему вы не поехали на Олимпиаду в Мельбурн?<B>

- Никто мне и не предлагал! А чтобы я не принимала участия в первенстве Союза и не претендовала на включение в сборную, меня в 1956 году отправили на показательные выступления в Индию. Как раз тогда обновляли состав сборной, и многие гимнастки «по возрасту» не попали на мельбурнскую Олимпиаду.

В Индии нас принимали очень тепло, мы встречались с Индирой Ганди. Индийские зрители первыми увидели мое новое упражнение, которое никто в мире, кроме меня, не делал — поперечный шпагат на брусьях. Я выступала на брусьях старой конструкции. Жерди на четырех стойках не закреплялись «намертво», и для безопасности стойки нас придерживали другие спортсменки.

Запомнила экскурсию на индийскую киностудию. Радж Капур пригласил нас посмотреть съемки фильма «Господин 420». А потом мы ужинали с самым знаменитым индийским киноактером. Хором пели песню «По долинам и по взгорьям», слова которой Радж Капур прекрасно знал.

<B>- А вам платили за зарубежные выступления?<B>

- Нет, конечно. Были случаи, когда даже отбирали суточные. Перед показательными выступлениями в Китае нам выдали в советском посольстве немного денег, чтобы мы могли купить хотя бы спички (они стоили дорого). Когда об этих суточных узнал руководитель команды Чудинов, поднялся страшный скандал. Он забрал все деньги и сдал их в посольство: мол, Китай — страна бедная, и не к лицу советским спортсменам получать деньги.

В Италии после выступления на чемпионате мира мы отпросились на пляж. Взяли зонтики, а Борис Шахлин накатался от души на водных лыжах. Оказалось, что за все услуги нужно было заплатить. В результате из суточных удержали стоимость наших развлечений…

«Свои олимпийские медали я спрятала, чтобы не украли»

<B>- Как вам живется в нынешнее непростое время?<B>

- При оформлении пенсии я даже не могла подтвердить свой стаж… Мои документы оказались в секретных архивах. Тогда спортсмены в СССР, хоть и работали вполне профессионально, но числились любителями. Я получала после Олимпийских игр стипендию две с половиной тысячи рублей. Советские спортсмены обязаны были иметь статус любителя и, Боже сохрани, чтобы эти данные кто-то узнал. Вот и засекретили мои документы за 1952--53 годы, я в них числилась учительницей украинского языка. А сколько унижений пришлось испытать в собесе при оформлении пенсии!.. Я крайне редко плачу, а в собесе горько плакала от бессилия.

<B>- Можно взглянуть на ваши олимпийские награды?<B>

- Я их никому не показываю. Спрятала, чтобы не украли. Одну золотую медаль, правда, подарила подруге. Несколько лет назад перекупщик спортивных наград из Москвы каким-то образом разыскал меня и очень долго уговаривал продать оптом все спортивные награды — медали, дипломы, значки, именные олимпийские грамоты с подписями президента МОК… Нам с мужем как раз выделили двухкомнатную квартиру в аварийном состоянии. Денег на ремонт не было. Вот и пришлось продать целый мешок моих спортивных регалий. Этот прохиндей, который знаком многим ветеранам спорта, все равно умудрился нас облапошить…