Події

Особенно трудно помогать отстаивать свои права киевлянам перед жэками, считают в столичном управлении по защите прав потребителей

0:00 — 14 листопада 2000 eye 308

Песенка «У природы нет плохой погоды» хороша, когда на голову с потолка не капает, в комнате тепло, отопительный сезон начался вовремя, а начальник жэка -- сама любезность, даже когда вы к нему обратитесь с просьбой устранить недостатки. Но такое бывает только во сне.

Повышение цен на коммунальные услуги заставило многих киевлян вспомнить о холодных батареях в квартире, мокрых стенах и потолках, грязных подъездах и неработающих лифтах в многоэтажках. После «валидольных» бесед с районными властями многие жильцы обращаются в Управление по защите прав потребителей, где все эти вопросы решают при условии, что представлены необходимые документы.

«Неработающий лифт в многоэтажке -- это тоже повод для перерасчета за коммунальные услуги»

-- Чаще всего люди жалуются на техническое состояние домов, крыш, лестничных клеток, на некачественное предоставление коммунальных услуг -- перебои с горячей и холодной водой, газом, отоплением, -- говорит начальник отдела столичного Управления по защите прав потребителей Дмитрий Гончаров. -- Большинство этих вопросов должен решить собственник зданий -- районное управление жилищно-коммунального хозяйства. Если там откажут, можно обратиться к нам. Но сначала необходимо написать заявление в жэк, обязательно оставив у себя копию.

Мы в силу своих полномочий составим акт, где будут указаны имеющиеся нарушения. Действуя в рамках закона, установим сроки устранения тех или иных недостатков. Бывают, конечно, вопросы, которые сложно решить на уровне района, -- это касается домов с серьезными повреждениями, требующими больших материальных затрат (трещины стен, разошедшиеся стыки). В Киеве разработаны для этого целые программы -- «Стык», «Лифт», «Крыша»… Они как раз и задумывались для того, чтобы централизованно и быстро решить проблемы дорогостоящих поломок в домах.

Например, в городе есть улица, застроенная домами с экспериментальной системой отопления. В них бывает тепло, только когда идеально работает отопительная система. Тепловики сегодня не в состоянии выдержать температурные параметры, поэтому жители этих домов хронически страдают от холода в квартирах. Это наша самая «долгоиграющая» проблема, решить которую в районе не могут -- необходимо подключать городские власти и проектные институты. К сожалению, состояние столичного жилого фонда оставляет желать лучшего, и на устранение отдельных крупных неполадок нужны большие суммы. Хотя, например, ремонт протекающей крыши ограничен определенными сроками -- если исполнитель умышленно игнорирует их, мы можем призвать его к порядку.

Что касается работы лифтов, водоснабжения и отопления, мы вправе рассматривать вопросы, связанные с перерасчетами. Принимаем к рассмотрению только заявления, которые уже прошли через жэк. В случае крупной аварии для всего дома и района в жэке делают перерасчеты самостоятельно. Но если авария случилась в отдельной квартире, то в жэке об этом могут и не знать.

Если потребитель не обратился вовремя в жэк, он потом может долго доказывать, что в квартире было холодно, а меры не приняты. Мы в первую очередь проверяем журнал заявок, наличие поданных заявлений, и если обращение жильца в жэк не было вовремя зарегистрировано, мы не может гарантировать свою помощь.

Замечу: раньше жильцы меньше реагировали на то, что плохо отапливают подъезды, а когда расценки на отопление повысили, стали обращать внимание и на такие вещи. Жэки должны исправить положение или сделать перерасчет. Неработающий лифт в многоэтажке -- это тоже повод для перерасчета за коммунальные услуги.

Дефекты в новой квартире должны устранять строители

-- В последнее время все чаще с просьбой о помощи стали обращаться обеспеченные люди, -- продолжил Дмитрий Гончаров. -- Например, бизнесмен приобрел очень дорогую, но некачественную мебель. Даже если продавец заявляет, что мебель привезена из Гондураса, и связи с поставщиком практически не существует, договор о купле-продаже между фирмой и покупателем является для нас основанием заставить отвечать того, кто продал некачественный товар.

Иногда нас пытаются обмануть, утаивая какие-либо сведения. К примеру, обратился к нам киевлянин, жалуясь, что жэк отказывался опломбировать купленный счетчик воды. На самом же деле в жэке совершенно обоснованно отказали этому человеку, так как на счетчик не представили необходимых документов.

-- Занимается ли ваше управление жалобами, связанными с покупкой некачественного жилья?

-- Только в случае, если новая квартира куплена у «Киевгорстроя» или другой строительной компании, и обнаруживаются строительные дефекты. Эти вопросы мы помогаем решать довольно-таки успешно. Все неприятности, связанные с куплей-продажей недвижимости у частных лиц, остаются на совести брокера, который вами занимается.

Главное, на что хотелось бы обратить особое внимание: поводом для обращения в Управление по защите прав потребителей служит только нарушение договорных обязательств между организациями, предлагающими свои услуги -- жэками, «Киевэнерго», «Киевводоканалом» и другими, и потребителями этих услуг -- жильцами.