Події

Крестьяне на луганщине учатся быть настоящими хозяевами своей земли

0:00 — 15 листопада 2000 eye 254

Даже в былые времена руководителей Луганской области не особо ругали за плохие показатели в сельском хозяйстве -- оно занимало здесь как бы второе место. Только уголь был истинным хлебом Донбасса. Новые времена приоритетов не изменили. И интерес к топливу не упал, просто каждый регион теперь должен сам изыскивать возможности, чтобы прокормиться.

Лучшим способом для областных властей могла бы стать поддержка реформирования на селе и попытка превратить зону рискованного земледелия в продуктивную. И, кажется, им это удается. Даже оптимисты уверяли, что первые результаты будут видны не раньше чем через три--четыре года. Однако в одной из агрофирм в Луганской области первые -- причем значительные -- результаты получили уже через полгода.

Совхоз имени 8-го Марта был в прошлом одним из самых крепких в регионе

-- По сей день ведутся нескончаемые споры о преимуществах форм хозяйствования на земле, -- говорит председатель Луганской областной госадминистрации Александр Ефремов. -- Однако селяне, которые решили участвовать в процессе реформирования, внакладе, по всей видимости, не останутся. Отдав свои паи в агрофирмы, крестьяне учатся считать, планировать, быть настоящими хозяевами на своей земле.

Областная администрация поддержала создание в этом году на селе кооперативов по ремонту сельскохозяйственной техники, формируются предприятия по переработке продукции, что позволит не только улучшить обеспечение населения продовольствием, но и создать новые рабочие места в сельских районах. Главное управление Агропромышленного комплекса Луганской облгосадминистрации организовало в сельской местности сеть пунктов по приобретению у населения и заготовке продукции, в первую очередь молока и скота. Кроме того, в крупных городах созданы постоянно действующие оптово-продовольственные рынки и ярмарки-выставки по продаже сельхозпродукции и продуктов питания.

Совхоз имени 8-го Марта в Сватовском районе в былые времена был одним из самых крепких в регионе. В хозяйстве занимались практически всем: и мясом, и зерном, и молоком. Основным же производством считалось выращивание свинопоголовья. На ферме было около семи тысяч свиней, в год сдавали государству свыше 600 тонн мяса. Но все кануло в лету…

Пока хозяйство было «на плаву», за портфель руководителя боролись многие. Хотелось «порулить», начальство ведь усилий особых не прилагало. Чуть возникали какие-либо трудности, давали команду зарезать корову -- глядишь, и бензин с соляркой появились. Забьют еще одну корову -- есть запчасти к технике. Такая порочная практика в конечном итоге привела к полному развалу весьма состоятельного в прошлом хозяйства. Последние лет пять основная часть земель вообще не обрабатывалась. И когда начались реформы, крестьяне в один голос твердили, что альтернативы старой схеме коллективного хозяйствования на селе нет.

Собралась инициативная группа и стала думать: где найти такого человека, который согласился бы вложить свои деньги в сельское хозяйство? К будущему партнеру у селян было одно, но очень важное условие: хозяйство необходимо сохранить цельным, каким оно было раньше. Отрицательных примеров множество: когда коллективное сельхозпредприятие -- его технику, имущество, помещения -- растаскивают несколько учредителей.

Для сельских пенсионеров настали лучшие времена

В первую очередь за помощью обратились к главе районной администрации Владимиру Просину. Кто, как не он, может порекомендовать серьезных людей, способных дать денег на развитие села? И таким инвестором согласился после долгий раздумий стать Валерий Белоус -- руководитель местного маслозавода. Он понимал, что сельское хозяйство не принесет быстрых дивидендов, но поддержанные местной властью реформы в регионе -- это реальная забота о будущем страны.

И селяне заключили с Валерием Белоусом договор о сотрудничестве на семь лет. Вновь созданную агрофирму решили назвать «Осирис».

-- Боязно было браться за такое дело, -- вспоминает Светлана Шевцова, ставшая исполняющим директором агрофирмы. -- Я думала, что продержусь от силы недели две. Женщина я импульсивная -- сказывается кавказская кровь. Боялась, что сорвусь. Но, слава Богу, пока получается.

Когда создали агрофирму, на дворе уже был март, и давно было пора начать обрабатывать земли. Мы изо всех сил стали наверстывать упущенное. У нас ведь не было в хозяйстве даже посевного материала, не говоря уже о топливе. Пришлось в срочном порядке приобретать семена. Посеяли все культуры, предусмотренные в нашем хозяйстве по севообороту.

Разумеется, нам нужны деньги, однако мы не пошли по наиболее легкому пути -- сажать, к примеру, один подсолнечник, как это пытались сделать мои предшественники. Да, подсолнечник приносит быстрые деньги. А то, что после него как минимум год на этой земле даже сорняки не растут, никого не волновало.

Кстати, некоторые злопыхатели, узнав, что свои деньги в нашу агрофирму решил вложить руководитель маслозавода, стали говорить, что он так и сделает: посадит один подсолнечник, за несколько лет соберет урожай, заберет деньги и бросит селян на произвол судьбы. Однако Валерий Белоус сказал, что инвестиции он вкладывает надолго, поэтому заинтересован в восстановлении земельных угодий агрофирмы.

Разделять земли хозяйства на паи стали еще в середине 90-х, но тогда многие не придавали этому значения. А спохватились лишь примерно год назад, когда поняли, что их сертификаты могут приносить еще и реальные дивиденды. Вспомнили даже, что земельные паи положены некоторым уже умершим работникам села.

А для сельских пенсионеров теперь настали даже лучшие времена. В былые годы бабушка, которая отдала всю жизнь колхозу, получала лишь сто килограммов зерна в год и мизерную пенсию. А теперь она получает, помимо пенсии, еще дивиденды наравне со всеми.

В «Осирисе» уже начали рассчитываться с селянами за их паи, которые использует агрофирма. Часть -- тем, кто хотел, -- выдали деньгами. Остальным -- сахаром, зерном, кормами, маслом. Вот получит бабушка корм и выкормит двух поросят. А одна хрюшка -- как минимум 500 гривен. Глядишь, бабулька сможет и уголь на зиму купить, и внукам в городе поможет.

Земля, если к ней с душой подойти, обязательно отблагодарит

-- В этом году смогли убрать весь урожай, -- продолжила Светлана Шевцова. -- Конечно, он не был столь удачным, но это вовсе не из-за того, что люди плохо работали. По будущему урожаю сначала ударили поздние весенние заморозки, а потом все выжгла летняя засуха. Сейчас аграрии готовят земли к весеннему севу, заготовили для хозяйства корма. Технику ремонтируют -- пока, правда, не до покупки новой, вот и приходится порой из двух комбайнов собирать один. Но самое главное: заготовили посевной материал на следующий год.

Так что дело движется, и люди уже видят реальные результаты своего труда. В фирме начали регулярно выдавать зарплату, в следующем году руководство планирует выдать даже прошлые долги.

Помимо этого, одним из достижений мы считаем то, что со времени создания фирмы не зарезали ни одной «бензиновой» коровы. За эти полгода нарастили, наверное, больше всех в области поголовья свиней. Душа радуется, когда я вижу такое количество поросят. Я шутя говорю, что в них все наши будущие миллионы. В этом году сдадим на мясокомбинат около ста свиней, а в следующем планируем уже как минимум тысячу. У людей окрепла вера в будущее! А это, наверное, одна из самых наших главных побед.

Средний возраст работников агрофирмы «Осирис» -- 35 лет. Может, поэтому тут стараются не забывать и о социальной сфере. Этим летом отремонтировали местный клуб, в следующем году планируют привести в порядок спортзал. Особое внимание уделяется школе: учеников обеспечивают бесплатным питанием, собрали библиотеку -- пусть пока небольшую, но начало положено.

В «Осирисе» и о традициях ведения хозяйства не забывают, и экспериментировать пробуют. В будущем году собираются завести в хозяйстве кур, уже и помещение для них готово. В этом году посадили арбузы, помидоры, огурцы… А капусты собрали столько, что не только для себя хватило, а и в город возили, и на зиму для столовой засолили.

А вот создавать какие-либо перерабатывающие цеха пока считают нерентабельным. Светлана Шевцова по секрету призналась, что дело не только в экономических раскладках. Колбасный цех считают здесь плохой приметой -- поговаривают, что в тех хозяйствах, где такой цех появился, сразу живности в стаде катастрофически убывает, и цех просто прогорает. А если серьезно: земля, если к ней с душой подходить, обязательно отблагодарит.


«Facty i kommentarii «. 15-Ноябрь-2000. Жизнь.