Події

Расстреляв в кабине лифта двух инкассаторов, убийца прихватил деньги и отправился… Покупать телевизор

0:00 — 25 листопада 2000 eye 327

Живший по поддельному паспорту вооруженный рецидивист был задержан на пороге собственной квартиры

На привычный шум где-то на этажах вахтер одного из подъездов дома N14/13 по проспекту Маяковского в Киеве не отреагировал. Но вскоре сверху спустился лифт, из открывшихся дверей которого вывалились два трупа… Позже консьерж вспомнил, что незадолго до этого мимо него, отмахнувшись на вопрос: «Вы к кому?», быстро прошел высокий молодой человек в черной куртке. Догнать незнакомца вахтер не успел.

Переведенный за примерное поведение из зоны в колонию-поселение зэк бежал оттуда, чтобы промышлять грабежами и убийствами

Убитыми были живший на восьмом этаже 27-летний Г. и его 35-летний сотрудник Х. , которые возвращались вечером 22 октября после инкассации в нескольких обменных пунктах валюты на рынке «Троещина», директором которых является жена Г. Сумка с деньгами (национальная и иностранная валюта примерно на 16 тысяч долларов) пропала. Видимо, именно за ней и охотились нападавшие (небольшие суммы денег в карманах убитых оказались нетронутыми). Существовала также версия заказного убийства (проверялись взаимоотношения убитых с партнерами, дирекцией рынка и т. д. ), но она вскоре отпала.

По данным судмедэкспертизы, смерть наступила вследствие огнестрельных ранений в голову и грудную клетку. На месте преступления обнаружили несколько 9-миллиметровых гильз -- этого, да еще неточного описания неизвестного молодого человека для раскрытия было явно маловато. И тут -- удача! Серьезно отнесшись к словам вахтера о том, что обратно неизвестный не выходил, оперативная группа тщательно обследовала выход на крышу. И там, недалеко от проломанной решетки, эксперт нашел свежий отпечаток пальца. Именно этот единственный отпечаток и помог установить одного из нападавших. Проверив его по базе данных, уже на следующий день следствие установило и владельца «пальчика» -- некоего ранее судимого 26-летнего жителя Запорожья Б. Кстати, пребывающего в розыске -- получив в 1998 году от Шевченковского суда столицы четыре года, срок до конца Б. так и не отбыл, сбежав из колонии-поселения, куда его перевели за… примерное поведение.

Как рассказал «ФАКТАМ» прокурор Ватутинского района Петр Матвиенко, розыск, следствие отрабатывали связи Б. в Киеве (здесь у него довольно много знакомых -- по армии, по общим делам), Запорожье, других городах… Но «вычислить» пребывающего на нелегальном положении преступника оказалось довольно сложно: он жил по поддельному паспорту в Киеве, снимая с гражданской женой квартиру на улице Вербицкого в Харьковском районе. И все же через три недели эту квартиру удалось установить. 14 ноября в операции по захвату Б. принимали участие более двадцати человек в семи группах. Возглавлял операцию и непосредственно задерживал Б. начальник Ватутинского райуправления милиции Владимир Тарасенко. Но подробности рассказывать он не захотел -- поскромничал:

-- Задерживали жестко, но безопасно для окружающих и в рамках закона. Было разработано три варианта, первый сработал. Разве это интересно? Ты напиши, как начальник управления дрожащей рукой выдает подчиненному лучшую награду -- талон на десять литров бензина, чтобы на задание выехать можно было…

В задержании вооруженного бандита участвовали женщины с цветами

О самом захвате «ФАКТАМ» рассказал начальник «убойного» отделения (отделение по расследованию убийств) районного розыска Геннадий Дзюба:

-- Вообще в группе захвата должен был быть я, но Владимир Иванович поставил меня с другой группой под балконы. Ведь для тренированного Б. сигануть со второго этажа, где была квартира, особой сложности не представляло, а нам нельзя было дать ему уйти или стрельбу начать. Ему терять было нечего -- бежал из колонии-поселения, совершил убийство… У нас, в принципе, всегда начальники всех уровней идут первыми. Молодые сотрудники (а сейчас таких большинство) еще теряются, тем более что у них почти у всех это было первое задержание вооруженного преступника. Это ведь не семейный дебошир или пьяница, который еле передвигается.

Уверенности в том, что Б. дома, у оперативников не было, но план захвата предусматривал множество вариантов. Кроме основной группы захвата, врывавшейся в квартиру, были и группы, прикрывавшие возможные пути отхода через окна. На случай, если в квартире его не окажется, были предусмотрены варианты задержания при помощи оперативников, «прогуливающихся» вместе с женщинами с цветами, тарана машиной -- милиция делала все возможное, чтобы не дать Б. применить оружие: место, где он жил, довольно людное, и начнись стрельба -- жертв не избежать. Поэтому основной задачей было проникнуть в квартиру и не дать преступнику воспользоваться оружием. Потом выяснилось, что пистолет лежал у него под рукой -- на тумбочке неподалеку от двери. Второй пистолет с глушителем был в кресле, в вещах было спрятано 99 патронов со стальными сердечниками -- продырявили бы бронежилеты насквозь.

-- На звонок в дверь открыла жена, -- рассказал Геннадий Дзюба, -- сам Б. был рядом. А дальше все было делом техники -- хозяин успел только ударить одного из наших сотрудников. Я разговаривал вчера с Б. , а он и говорит: «У меня за неделю такое ощущение было, что мне на пятки наступаете». Но он был уверен, что мы его не вычислим.

О своих деяниях преступник с интересом читал в «ФАКТАХ»

«Как вы на меня вышли, кто меня сдал?» -- интересовался у оперативников и следователей Б. Он был уверен, что никаких следов не оставил и что его сдал кто-то из знакомых. Которые, кстати, по словам прокурора Матвиенко, его боялись: Б. , промышлявший кражами и грабежами (есть подозрения, что он замешан и в других убийствах), был довольно жестким и имел славу «крепкого орешка». Тем более что физически был хорошо подготовлен, занимался легкой атлетикой. Сейчас Б. сознается во многих менее тяжких преступлениях -- знает, что срок за убийство перекроет остальные. Но сообщников по прошлым преступлениям не выдает: познакомились, мол, случайно и разошлись быстро. А оружие, по его словам, покупал на Лесном рынке (традиционное «место приобретения» наркотиков, оружия, фальшивых документов и т. п. , указываемое на допросах задержанными в столице правонарушителями).

Выяснилось, что это ограбление Б. задумал давно. Он часто бывал на рынке «Троещина», наблюдал за мужчинами, инкассирующими валютные киоски. На протяжении трех месяцев Б. отслеживал маршруты и время, когда Г. и Х. собирали кассу. Самая крупная выручка, по идее, обычно бывала по воскресеньям. Как правило, ее завозили вечером в квартиру Г. Вместе с двумя сообщниками (впоследствии также задержанными) Б. устроил засаду возле лифта: двое перешли через крышу (предварительно выломав прут запирающей выход решетки) из первого подъезда, один -- прямо мимо вахтера.

Когда Г. и Х. выходили из лифта, на них напали. Но пострадавшие оказались не робкого десятка и начали отбиваться. Поначалу убивать их никто не собирался, но «поднялся шум, ситуация вышла из-под контроля, и я применил оружие», рассказывал Б. Забрав сумку, нападавшие сели в тот же лифт, где лежали тела убитых, поднялись на шестнадцатый этаж и, направив кабину вниз, ушли через крышу. Одежду, в которой «ходили на дело», сбросили в Днепр, туда же «ушел» пистолет.

На следующий день Б. с женой поехали в универмаг «Украина» -- купили телевизор «Панасоник», видеокассеты, несколько золотых украшений… А во вторник он с интересом читал в «ФАКТАХ» и других газетах заметки об ограблении. После задержания у него изъяли по тысяче гривен и долларов -- остатки его доли.

… А оперативники через пару дней после задержания Б. раскрыли еще одно убийство. Совсем легкое -- отец не дал сыну денег, и тот задушил старика…