В Киеве состоялась мировая премьера спектакля «Кухня» в постановке ведущего российского актера
Мировая премьера спектакля «Кухня». Постановщик и исполнитель главной роли Олег Меньшиков. Автор пьесы Максим Курочкин. Международный центр культуры и искусств (Октябрьский дворец), 17 и 18 ноября.
Слухи о том, что известный российский актер Владимир Ильин будет играть одну из главных ролей в новом спектакле Олега Меньшикова, появились почти сразу после известия о планируемой постановке. Но вот расклеены афиши, а его имени там нет. Как выяснилось, ни Меньшиков, ни сам Ильин не нашли в этой пьесе роли, которой можно было бы прервать 15-летнее театральное молчание актера. Напрашивается вывод: Олег Евгеньевич заказал пьесу нашему соотечественнику Максиму Курочкину исключительно под себя, и места актеру, который может составить ему конкуренцию на сцене, в ней не оказалось. Увы, приходится констатировать, что худшие наши опасения оправдались.
Так и был построен спектакль: все, что происходило на сцене, напоминало коллективную игру на одного человека, то есть Меньшикова. И хотя отдельные актерские работы, в частности, Алексея Горбунова или Дмитрия Мухамадеева, выглядели не менее интересно, на фоне игры новой российской звезды они блекли, как серебро рядом с золотом. Тем самым лишний раз подчеркивая достоинства баловня судьбы.
И слава Богу, что Ильину не нашлось места в этом спектакле! Потому что одной только актерской игрой постановку не вытянешь. Непонятно почему, но прекрасный актер Меньшиков уверовал в свою гениальность и в качестве постановщика. В результате его сценическое решение не дало ответа ни на один вопрос, поставленный автором пьесы. За богатым оформлением спектакля (огромные, дорогие, красивые декорации и костюмы), которым Меньшиков так гордится, не видно ни одной режиссерской находки. Более того, действо получилось настолько затянутым, что к концу спектакля в зале витал дух Оле Лукойе, нагоняющего сон. Пришедшие в эти дни на спектакль отсиживали свои деньги или просто отбывали свидание с любимым актером
Зато Меньшиков в роли хозяина замка и августейшей особы прямо-таки купался в лучах славы. И сколько бы актер, кокетничая вне сцены, ни открещивался от собственной «звездности», популярность сыграла с ним злую шутку. Видимо, понимая это, он болтался на веревке в финальной сцене, как марионетка. Ведь и королем кто-то управляет. К сожалению, это уже превращается в незавидную традицию -- делать громоздким спектакль ради нескольких последних аккордов, чтобы под шквал аплодисментов раскрыться во всей красе. И как же долго приходится ждать этого всплеска! Все остальное время любимец публики профессионально раскачивает зрителей, провоцируя небольшие эмоциональные подъемы. То его герой водит по залу лучом мощного фонаря -- дескать, в каждом из вас, как и в главных персонажах этого спектакля, может поселиться душа короля или королевы. То, прохаживаясь не спеша по столу, сооружает себе из скатерти шлейф. Это озорство и лукавый взгляд как воспоминание о Костике из «Покровских ворот» и о многих других его ролях, где он такой же романтик. Но ответа на вопрос, который ставил Меньшиков: «Куда ушли времена средневековой романтики?», мы так и не получили.
Обещанного постановщиком потрясения в первые же минуты спектакля не было и в помине. Как не случилось и того праздника, которого ждали все. На пресс-конференции за день до премьеры Олег Евгеньевич сказал, что такие мэтры, как Някрошюс и Феллини, могут себе позволить блажь быть непонятыми. Мол, они все равно останутся мэтрами. После этого спектакля Меньшиков остался звездой как актер, но, кажется, развенчал себя целиком как постановщик. Второй раз подряд (памятуя о первом «блине» позапрошлогодней премьеры «Горя от ума») оставаться непонятым -- для него слишком.