Події

«за полгода полетов в заире мы не получили ни гроша. А из еды нам выдавали пригоршню риса и краюху хлеба на шестерых»

0:00 — 28 листопада 2000 eye 266

Многим украинским летчикам приходится выбирать: уходить из авиации или наниматься на работу за границу, рискуя быть обманутыми, а то и погибнуть

Наш собеседник, пилот авиапредприятия «Киев», с пятью своими товарищами недавно вырвался из Заира, куда отправлялся с радужными надеждами зарабатывать по полторы тысячи долларов в месяц. Из многочисленных рассказов побывавших в Африке коллег эти пилоты, казалось бы, знали всю подноготную работы на «черном континенте» и попытались избежать риска. Но вскоре после прибытия на место оказались практически в полной зависимости от работодателя. Тот платить им не собирался, так что деньги на возвращение домой пришлось добывать их родным в Киеве. При этом летчик считает, что он и его товарищи еще счастливо отделались -- вернулись живыми и невредимыми.

«Мы сразу заявили: военных грузов возить не будем»

Единственным положительным результатом своих заирских злоключений Федор Орленко (своего настоящего имени он просил не называть) считает разве что потерю избыточного веса: «Меньше ста килограммов я ведь никогда не весил, а в Африке похудел до восьмидесяти пяти». Это и неудивительно: полгода пилоты не получали ни гроша и практически полностью зависели от милости своего заирского работодателя.

-- Не доберись мы однажды до телефона и не сообщи родным о своем положении, то, наверное, до сих пор бы мытарствовали в Заире, -- говорит Федор. -- Украинского посольства там нет, а в российском нам, по сути, отказали в помощи. В довершение ко всему наш горе-работодатель господин Бекки угодил в тюрьму. И мы лишились последней надежды, что он с нами расплатится. Хорошо, хоть нанимались на работу не напрямую, а через одну из украинских фирм. С нее-то родственникам и удалось выбить деньги на наше возвращение.

В Африку мы поехали вовсе не в погоне за сверхзаработками. С удовольствием продолжали бы трудиться и на родном авиапредприятии, Но ставка у летчика мизерная -- 180 гривен, плюс по шесть гривен за каждый час полета, а летают нынче мало. К тому же платят пилотам не всегда вовремя -- зарплату выдали пока только за апрель. Вот и получается, что летчик порой садится за штурвал голодным! А цены на билеты повышать дальше некуда -- за перелет в пределах Украины пассажиру сейчас приходится выложить 300--400 гривен. При этом стоимость топлива за последнее время подскочила более чем в два раза. Поразительно, но украинским авиакомпаниям приходится платить за пролет над территорией нашей страны больше, чем зарубежным. Как тут поднимешь зарплату пилотам? А из тех небольших денег, что они получают, нужно отдавать за медосмотры (комплексное обследование -- 610 гривен), за пользование тренажерами. Словом, хочешь не хочешь, а приходится искать заработки на стороне.

-- Когда появилась возможность наняться в Заир, решили ехать -- не Ангола все-таки, где то и дело сбивают самолеты, -- продолжает Федор Орленко. -- Кстати, по кадрам телерепортажей о двух последних авиакатастрофах в Анголе (погибли девять украинских летчиков) можно однозначно сказать, что самолеты были подбиты. Хотя ангольские власти пытаются свалить вину на машины и летчиков.

Так вот, своему работодателю мы сразу заявили: военные грузы перевозить не будем. Ведь сбивают как раз самолеты, летящие с оружием или солдатами. Это требование он выполнил, разве что однажды довелось доставить партию продовольствия для армии. Мы потребовали от работодателя заключения контракта. Он пообещал: подпишем в Заире с помощью местных юристов. Но оказалось, что это была уловка -- приехав в Африку, о контракте он и слышать не хотел. Поначалу кормили нас сносно, мы много летали и надеялись, что условленные полторы тысячи в месяц таки будем получать. Однако когда пришло время расплачиваться, господин Бекки стал находить массу причин, чтобы отложить выдачу зарплаты. У нас не было выбора -- пришлось продолжать работать и ждать. Затем заказов стало меньше, и Бекки совсем распоясался: урезал наш пищевой паек до пригоршни риса и краюхи хлеба в день на шестерых. Помочь нам было некому, другой работы найти не удавалось. Тогда мы жестко поговорили с Бекки, потребовали оплатить каждый полет. Но и на этот раз он умудрился нас обмануть. А мое положение стало совсем плохим -- я заболел малярией. Самочувствие было прескверным, я просил Бекки отвезти меня в больницу, но тот долго отмахивался: ерунда, мол. Дошло до того, что врачам пришлось спасать мою жизнь.

На аэродроме мы общались с зарубежными коллегами, также работавшими в Заире по найму. В отличие от нас, с ними подписали контракт. Скажем, один эстонец подрядился летать на Ан-2 за семь тысяч долларов в месяц. В Заире трудятся и летчики из западных стран -- немцы, шведы. Получают умопомрачительные по нашим меркам деньги. Мы поняли: уважающие себя заирские авиакомпании приглашают на работу пилотов из развитых государств и не скупятся на зарплату. А авантюристы от бизнеса едут за летчиками к нам и в Россию -- им нужны пилоты, которых можно использовать за небольшую плату либо, как это было с нами, и вовсе обмануть.

Выйдя на пенсию, летчик получает 75 гривен

Председатель профсоюзной организации авиапредприятия «Киев» Владимир Сердюк откровенно заявил, что существенных предпосылок к улучшению положения в отечественной государственной авиации пока нет:

-- Многие наши соотечественники не могут позволить себе билет на самолет. А некоторые маршруты доходов не приносят. Бывает так, что на регулярных рейсах приходится везти одного пассажира!

-- Люди издерганы, а ведь человеческий фактор -- один из наиболее важных, -- заявил нам вице-президент Национальной авиакомпании Украины Анатолий Левичев. -- Показательный пример: недавно самолет из-за погодных условий не мог сесть в Днепропетровске, и ему пришлось приземлиться в Запорожье. Администрация местного аэропорта стала требовать от летчика оплаты наличными за услуги. Продолжить полет ему пришлось через несколько часов, проведенных, что называется, на нервах.

-- Особое беспокойство вызывает подготовка молодых пилотов. Те, кто мог бы уже выйти на пенсию, всячески этому противятся -- ведь они станут получать лишь 75 гривен, тогда как в советские годы пенсия летчика составляла 150--250 рублей, -- продолжает Владимир Сердюк. -- Вот и не освобождают места для молодых, и те уходят, но мест в частных авиакомпаниях хватает не всем. В декабре минувшего года, казалось, положение было исправлено: согласно принятой тогда законодательной поправке пенсия возросла до 250--400 гривен. Однако затем Кабинет министров возложил на авиапредприятия выплату пенсий всем летчикам-пенсионерам. Понятно, что нам это не по карману. Мы добиваемся изменения ситуации, но пока результатов это не дало.

Что же касается защиты прав украинских пилотов, отправившихся на работу в Африку, в пресс-службе Минтранса Украины сообщили: наем пилотов за рубеж пока никак государством не контролируется.

-- Работа в Африке стала для некоторых летчиков основной, -- говорит Владимир Сердюк. -- В Анголу отправляются на полгода, затем, если останутся живы, -- возвращаются на шесть месяцев на родину. Потом -- вновь в Африку. Такая практика -- грубое нарушение летных правил. Ведь после шестимесячного перерыва пилоту нужно хорошенько потрудиться, чтобы восстановить профессиональную форму. В советские годы даже после календарного отпуска устраивали строгую проверку. А тут каждый действует на свой страх и риск.