Спорт

Последняя олимпиада второго тысячелетия, олимпиада дебютов, допинговых скандалов и парадоксов завершена

0:00 — 3 жовтня 2000 eye 448

Хуан Антонио Самаранч: «… и победитель — Сидней»

В минувшее воскресенье завершились летние Олимпийские игры в Сиднее. Остались позади дни напряженных соревнований, даривших миллионам любителей спорта на протяжении всего этого времени незабываемые минуты радости. Не обошлось, конечно, и без огорчений. Но это неотъемлемая часть Олимпиады. Побеждает, как известно, сильнейший.

Торжественная церемония закрытия состоялась всего через несколько минут после завершения последнего состязания программы -- мужского марафона. Вновь стадион «Австралия» был забит до отказа: 110 тысяч зрителей охотно выложили по тысяче американских долларов за заветные билеты. И хотя многие уже покинули гостеприимный Сидней, за стенами центральной арены Олимпиады собрался тот же миллион зрителей, наблюдавших за красочным действием благодаря огромным телеэкранам.

Заключительное шоу организаторам удалось. Оно было достойно игр в Сиднее, которые президент МОК Хуан Антонио Самаранч назвал лучшими за всю современную историю олимпийского движения. «Семь лет назад я произнес: … и победитель -- Сидней! Что я могу сказать сейчас? Только с моим испанским акцентом: австралийцы, австралийцы, австралийцы!» Эти слова Самаранча потонули в сплошном крике, одновременно вырвавшемся из 100 тысяч глоток: «Ой! Ой! Ой!» так австралийские аборигены выражают наибольшую степень радости и одобрения.

Трудно даже сказать, какая церемония удалась организаторам больше — — открытия или закрытия. В последней было все в меру: и комедийное начало с погоней за одиноким водителем автокара, явно взятое из немого фильма с Бастером Китоном, и элементы древних олимпийских ритуалов, когда на арене появились греческие жрицы в развевающихся белоснежных одеяниях, и гигантские фигуры фантастических животных и предметов в духе Сальвадора Дали. Хореография, технические находки -- все достойно высших похвал. Даже два военных самолета F -111, пролетевшие над стадионом с 30-метровыми огненными хвостами, были к месту. Но отдельных слов заслуживают концертная программа и фейерверки.

Организаторы пригласили лучших пиротехников со всего мира. Их участие наглядно воплотилось в пяти разноцветных олимпийских кольцах, выросших над Сиднеем. Вечернее небо украсили фантастические букеты и мозаики. В их отсветах легендарный мост в сиднейской гавани -- гордость и символ Австралии -- будто пережил второе рождение. Даже воспоминания о новогоднем фейерверке в Нью-Йорке померкли рядом с этим зрелищем, которое стоило 1,7 миллиона долларов! Яркие огни над рекой Параматта образовали свой мост, соединивший гавань и Олимпийский парк.

Аптечные киоски Сиднея заказали 20 000 дополнительных бесплатных презервативов

А развлекательная часть программы будто стремилась за считанные минуты внушить всему миру, что Австралия -- это не только страна кенгуру. В параде приняли участие 7000 человек. Но вначале на арену со всех концов стадиона выбежали около 10 тысяч спорстменов- олимпийцев. Призеры с гордостью демонстрировали свои медали. У большинства в руках были видеокамеры, чтобы снимать на память закрытие из самой гущи незабываемых событий.

А потом началось!.. На главной сцене появилась певица Кайли Миноуг -- любимица австралийцев, которой они простили даже переезд в Лондон. Ее заводная песня в стиле диско настроила публику на нужный веселый лад. Кайли исчезла, уступив место другим звездам мировой поп-музыки, которых нам подарил Зеленый континент: «Миднайт Ойл» и «INXS», Слим Дасти и снова Кайли Миноуг, успевшая сменить свой корсаж в духе французских варьете на умопомрачительное вечернее платье. Над стадионом поплыли первые ноты легкоузнаваемого хита шведской супергруппы «ABBA» «Танцующая королева». Под эту красивую мелодию вокруг стадиона двинулся самый невероятный парад. Сначала появилась фигура гигантской акулы, из пасти которой, на радость публики, выскочил целый и невредимый Грег Уайт, многократный чемпион по гольфу, лишь недавно уступивший свое первое место в мировом рейтинге американцу Тайгеру Вудсу. Уайт по прозвищу Акула тут же принялся демонстрировать свое потрясающее искусство забивать мячи в лунку. Вслед за ним на платформе, напоминавшей гигантскую фотокамеру, выехала супермодель Эль Макферсон. Несколько лет она возглавляла список самых богатых моделей мира. Ее состояние перевалило за 30 миллионов долларов. Но этим летом Макферсон опередила американка Синди Кроуфорд. однако австралийцы уверены, что Эль -- самая красивая женщина на Земле. Макферсон по прозвищу Тело, сверкая улыбкой и золотистым полупрозрачным платьем, устроила завораживающее дефиле по импровизированному подиуму. А за ней уже двигалась новая платформа в виде огромной акубры (шляпы, которую предпочитают австралийские охотники и фермеры). Именно такую носил знаменитый комедийный персонаж Данди по прозвищу Крокодил. Он-то, а вернее актер Пол Хоган, исполнивший эту роль в двух фильмах (съемки третьей части должны начаться в этом году), и пританцовывал под пение Кайли Миноуг на самой верхушке платформы-акубры. А потом появились персонажи популярных австралийских телесериалов «Бананы в пижамах» и «Присцилла -- королева пустыни».

Олимпийский огонь давно погас, а веселье в Сиднее все еще продолжалось. Вечеринка на миллион с лишним человек затянулась до рассвета. Говорят, аптечные киоски в Олимпийской деревне заказали на воскресенье 20 тысяч дополнительных бесплатных презервативов. Им, конечно, виднее… А наступления понедельника с ужасом ждали работники австралийских аэропортов. Для них начинался настоящий сумасшедший дом -- более 100 тысяч человек пожелали покинуть континент практически одновременно. И непременно самолетом! Та еще нагрузка!

В день закрытия Игр израильские олимпийцы отмечали новый 5761 год

Игры в Сиднее стали историей. Как угодно можно называть теперь Олимпиаду-2000. Последней Олимпиадой второго тысячелетия или первой Олимпиадой третьего тысячелетия. Например, для делегации Израиля этот спор и яйца выеденного не стоил. 30 сентября они отпраздновали приход 5761 года по древнему еврейскому календарю! Ели, по обычаю, яблоки с медом, а затем приняли участие в субботних соревнованиях, не взирая на саббат.

А еще ее можно назвать Олимпиадой дебютов. Особенно для женщин: сразу несколько видов спорта впервые были включены в программу состязаний -- тхэквондо, женское водное поло, женская тяжелая атлетика, женские прыжки в воду с трамплина, синхронные прыжки в воду.

Или Олимпиадой допинговых скандалов. Никогда еще не было дисквалифицировано или лишено своих наград столько спортсменов, сколько на нынешних Играх. Такова новая жесткая политика Международного олимпийского комитета. Всего же атлетам пришлось пройти за 17 дней 3600 тестов на допинг!

Это была Олимпиада пловцов — украинки Яны Клочковой и австралийца Яна Торпа, не только завоевавших золотые медали, но и побивших мировые рекорды. И, конечно, Эрика Моуссамбани, пловца из Экваториальной Гвинеи, показавшего самое медленное время в истории Олимпийских игр, но заключившего благодаря этому результату беспрецедентный контракт с компанией «Спидо» — лидером в производстве спортивных плавательных принадлежностей.

Это была Олимпиада татуировок. Австралийская спортсменка Кэти Фримен на правом плече увековечила лозунг «Потому что я свободна». Британский прыгун Джай Таурима, завоевавший «серебро», пугал соперников надписью на руке: «Потому что я умею летать». Россиянка Татьяна Григорьева заставила учащенно биться сердца болельщиков цветущей розой, нахально выглядывавшей из-под нижней части ее купальника.

Олимпиаду-2000 можно считать удачным финансовым предприятием. Только билеты на состязания принесли организаторам почти 400 миллионов американских долларов. А еще были сувениры и обслуживание туристов, теле- и радио трансляции на 220 стран планеты! Они тоже внесли свою весомую лепту в олимпийскую казну.

Но главное, игры в Сиднее нельзя назвать политизированной Олимпиадой! Не было ни предрекавшихся забастовок, ни демонстраций аборигенов. Не было бойкотов и финансовых скандалов со взятками. 17 дней здесь царили законы спорта и принципы олимпийского движения. Теперь настал черед Афин подхватить и сохранить тон, заданный в Австралии.