В Киевском музее русского искусства прошла выставка, приуроченная к 60-летию Киевских реставрационных мастерских. Сам юбилей отметили два года назад, но залы музея литературы, где собирались показать зрителям отреставрированные шедевры, даже не были оборудованы сигнализацией! Экспонировать бесценные произведения в таких условиях было очень опасно.
В Национальном научно-исследовательском реставрационном центре Украины, курирующем 520 музеев страны, работают всего 20 реставраторов I категории. По уровню своего мастерства они уже стали национальным достоянием! Сантиметр за сантиметром возвращают они к жизни музейные шедевры.
-- Самый невероятный случай произошел во время работы над Чудотворной иконой Богоматери Тихвинской с изображениями святых и 24 церковных праздников, -- рассказывает реставратор I категории Людмила Когут. -- В комнате, где она находилась, вспыхнул сильный пожар. Но ни одна искорка не попала на икону, ни один ее сантиметр не был поврежден. Это чудо, как и сама эта уникальная икона. Легенда гласит: полки врагов обращались в бегство перед ликом Чудотворной. К реставраторам икона попала из запасников, и они вернули ей первоначальный облик. Но, к сожалению, она пока не выставлялась -- наверное, еще не пришло время для чуда.
Интересно то, что до недавнего времени такого понятия, как украинская икона, не существовало. Иконы не были востребованы, ими не интересовались, шедевры приходили в ужасное состояние. Игнорировался, например, даже такой факт, что школа волынской иконы (у нас, кстати, великолепная коллекция этой школы) сохранила связь с византийской иконописью.
Украинская икона удивительна. Может, она не такая каноничная, как русская, зато более «живая». Много орнамента, лики святых светятся радостью -- нет в глазах вселенской «русской» тоски.
Обычно иконописцы не подписывали свои произведения, но у нас есть работы знаменитого мастера Иова Конзилевича, который оставлял на иконах автограф. Попали они в наши руки из Луцкого музея уже «подновленными». Это значит, что пришедшую в негодность икону не восстанавливали, а попросту замазывали сверху новыми красками, чтобы было «красиво». Так случилось и с работой Иова Конзилевича -- она была вся разрисована синей, желтой краской, которая стала осыпаться. После рентгеновских исследований выяснилось, что существует другой -- авторский -- слой.
Еще до войны на Волынь отправился историк Желтовский, собиравший по разрушающимся храмам предметы церковной утвари. Он спас огромное количество реликвий XV, XVI и XIII веков. Но, опасаясь, что в пути какая-нибудь икона испортится, брал желток или белок и заклеивал ее верхний слой бумагой. Такие наклейки нужно сразу же после транспортировки снимать, иначе они приклеиваются намертво. К сожалению, так и произошло. Но наши реставраторы с этой сложнейшей работой справились. Через шестьдесят лет великолепные иконы старых мастеров смогли увидеть посетители выставки.
-- Принцип реставрации -- не подновить вещь, а сохранить авторский вариант, -- говорит главный хранитель Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины Наталья Щеколдина. -- Реставратор не имеет права «дописывать» автора, и работа по восстановлению произведения должна быть «обратимой» -- то есть нанесенные краску и лак можно в любой момент снять. «Богоматерь Одигитрия» попала к нам из Запорожского художественного музея как икона XIX века. Когда стали убирать грязевые наслоения, обнаружили под ними еще «что-то». Рентгеновские снимки подтвердили наличие нескольких изображений. Когда сняли верхний слой, появилось изображение Богоматери с младенцем, но уже датируемое XVIII веком, а под ним -- изображение XVII века. Процесс реставрации еще не закончен.
Раньше в селах во многих хатах висело изображение казака Мамая. Каждый художник рисовал его по-своему: то Мамай курит люльку, то играет и поет на музыкальных инструментах, а на заднем плане обязательно жанровая сценка с изображением его подвига. Обновленное нами изображение казака Мамая XVIII века из частной коллекции Свешникова просто великолепно. Картина, попавшая на реставрацию, является очень большой редкостью.
Для настоящего коллекционера украинской живописи иметь «казака Мамая» весьма престижно -- коллекция становится предметом особой гордости. Только через руки реставратора I категории Татьяны Бычко прошло 12 изображений казака, и все абсолютно разные. Самым смешным было одно: надпись гласила «Казак Мамай, якщо не п'є, то блох б'є», а на рисунке пальцы казака давили в складках одежды белых блошек. Был и казак Мамай, написанный при советской власти -- с красным флажком на коне и в буденовке.
«Даже самая прекрасная реставрация -- это вред картине», -- заметил когда-то один старый московский мастер. Но, конечно, куда больше вредят искусству вандалы. Вот пример: портрет писателя Виктора Некрасова из собрания киевского коллекционера Резникова прострелен в нескольких местах. Экзальтированная дама, соседка писателя, когда узнала, что он попал в опалу к власть имущим, взяла маузер и буквально расстреляла портрет. Картину с трудом «заштопали».
Нужно сказать, работы современных художников реставрировать намного сложнее. У старых мастеров была другая школа -- все делалось гораздо тщательней. А современные мастера не так скрупулезно придерживаются технологии при создании картины, а значит -- доставляют гораздо больше хлопот реставраторам.