Події

Ядерные боеголовки на расстоянии сотен тысяч километров мог засекать прибор, разработанный луганскими учеными

0:00 — 5 жовтня 2000 eye 317

Теперь он может пригодиться для наблюдения за реакторами затонувшего атомного крейсера «Курск»

Эта проблема вновь стала актуальной в последнее время, когда россияне задумались, стоит ли поднимать со дна Баренцева моря погибшую лодку К-141. Оставаясь там, она может стать источником радиоактивного загрязнения, но и при подъеме субмарины не исключены ЧП: выдержит ли корпус реакторов, если лодку потревожить?

Разработками в области экстремальной морской экологии с 1981 года занимался Луганский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт «Искра». По заданию Минобороны СССР здесь создавали приборы, способные отслеживать загрязнение радиоактивными материалами баз дислокации атомных подлодок.

-- В 1980-х годах наша аппаратура зафиксировала «следы» Чернобыльской катастрофы в Средиземном море и едва заметное повышение радиационного фона в месте гибели атомной подводной лодки «Комсомолец», -- рассказывает директор института Юрий Войлов. -- Но в реакторах затонувших субмарин остается несколько тонн обогащенного урана, и даже минимальная утечка радиации в недалеком будущем может создать угрозу. Ведь длительное воздействие малых доз не менее опасно (возможно, даже опаснее), чем разовое сильное облучение. Поэтому постоянный экологический контроль в местах гибели атомных подлодок необходим. Это относится и к «Курску». Кстати, зафиксировать утечку радиации в морской воде очень трудно, для этого нужна особая технология, надежность которой проверена.

Институт разрабатывал сверхчувствительные приборы, способные обнаруживать источники радиации по самым слабым следам и на огромных расстояниях. Например, ядерное оружие могло быть замечено на борту космических аппаратов, удаленных от Земли на 300 тысяч 500 километров! Опыт луганчан по созданию приборов, которые могут засекать и даже обезвреживать ядерные «сюрпризы», намерены использовать французы. По словам Юрия Войлова, они хотят получить новую технологию борьбы с ядерным терроризмом. У отечественных служб пока интереса к разработкам «Искры» нет.