Спорт

Ровно 25 лет назад, победив грозную мюнхенскую «баварию», киевское «динамо» завоевало суперкубок уефа

0:00 — 6 жовтня 2000 eye 267

Суперкубок футбольной Европе в 1973 году предложили журналисты из голландской газеты «Телеграф». Однако он не сразу стал официальным детищем УЕФА. Европейский союз футбольных ассоциаций не спешил признавать право гражданства за призом, который, как известно, разыгрывался в двухматчевом блицтурнире между обладателем Кубка европейских чемпионов и победителем Кубка кубков. Однако поединки голландского «Аякса» и шотландского «Глазго Рейнджерс» вызвали огромнейший интерес (голландцы дважды победили соперников — 3:1 и 3:2), и в следующем году розыгрыш Суперкубка проходил уже под эгидой УЕФА. И вновь, обыграв по сумме двух матчей итальянский «Милан» — 0:1 и 6:0, этот почетный трофей достался знаменитому голландскому «Аяксу». В 1975 году огромную чашу серебряного Суперкубка оспаривали «Динамо» и «Бавария».

Своими воспоминаниями о поединках украинского и немецкого клубов делятся динамовцы — участники этих захватывающих игр.

Михаил Фоменко, защитник:

- Интересно, что этих матчей с «Баварией» могло бы и не быть. Ведь шел 1975 год, страна отмечала 30-ю годовщину победы в Великой Отечественной войне, и, естественно, руководители партии и правительства боялись, что «Динамо» может проиграть немецкой «Баварии». Руководство страны долго думало, разрешать нам встречаться с именитым немецким клубом или нет. После продолжительных споров все же было принято решение играть.

Стефан Решко, защитник:

- Перед первым матчем, который состоялся 9 сентября в Мюнхене, мы заметно волновались. Ведь нам противостоял клуб, который два года подряд побеждал в Кубке европейских чемпионов, в его составе выступали семь чемпионов мира 1974 года! Что не имя, то суперзвезда: Майер, Беккенбауэр, Шварценбек, Мюллер… Последний считался одним из лучших бомбардиров мира. И наши тренеры поручили его опеку именно мне! Валерий Лобановский специально объяснял, как следует действовать против Мюллера. Мол, главное — не дать ему принять мяч в штрафной площадке, постоянно играть на опережение. Грозный форвард так и не сумел нам забить — с его опекой, судя по всему, я справился.

Евгений Рудаков, вратарь:

- Накануне поединка в Мюнхене мысли о таланте Герда Мюллера мне не давали покоя. И не случайно, ведь раньше мне доводилось играть против знаменитого бомбардира дважды — в финале чемпионата Европы 1972 года и в состоявшемся перед этим товарищеском матче сборных ФРГ и СССР, посвященном открытию Олимпийского стадиона в Мюнхене. В этих двух поединках Мюллер забил в мои ворота шесть голов. Вратари о таком не забывают. К счастью, в Мюнхене Решко полностью «выключил» форварда, а в Киеве он не играл из-за травмы.

Леонид Буряк, полузащитник:

- В Мюнхен мы прилетели не в самом лучшем настроении. Из-за травм этот матч вынуждены были пропустить Мунтян, Онищенко и Матвиенко, а Веремеев отбывал дисквалификацию. Но мы, тем не менее, наладили четкую игру от обороны, и немцы, несмотря на территориальное преимущество, не создали у наших ворот ни одного по-настоящему голевого момента. Наши контратаки носили более опасный характер. В середине первого тайма я получил пас от Блохина и забил «чистый» гол. Правда, удар у меня не получился и мяч едва пересек линию ворот. Но итальянский арбитр Гонелла находился рядом и не мог этого не видеть! Гол он не засчитал… Зато во втором тайме, когда Блохин забил потрясающий мяч, не засчитать его не смог бы ни один арбитр.

К сожалению, Олег Блохин, автор победного гола в Мюнхене, сейчас находится в Греции, и связаться с ним нам не удалось. Поэтому приводим воспоминания форварда о забитом мяче из его книги «Экзаменует футбол»:

- На 67-й минуте, после очередной атаки соперников, Коньков выбил мяч из нашей штрафной, и я получил его в десятке метров от центральной линии. Первым побуждением было как можно дальше прорваться по флангу вперед, а затем попытаться сыграть с кем-то из подоспевших товарищей. Но то ли я развил слишком большую скорость, то ли ребята не уловили моего рывка… Когда я поднял голову и осмотрелся, то обнаружил на чужой половине поля … лишь пятерых немецких защитников. И тут на память пришли слова, сказанные мне в перерыве Володей Онищенко: «Олег, рискни! Возьми игру на себя! Чем черт не шутит?» И я ринулся вперед. Первые два защитника промелькнули мимо меня, как искры. Третьего я «раскачал» из стороны в сторону, и он остался позади. Но передо мной уже вырос Вайс, и я понял, что обыграть еще и его не смогу. Да зачем мне его обыгрывать? Бить! И я пробил в дальний от вратаря угол…

Стефан Решко:

- За три дня до ответного матча мы уехали на базу в Кончу-Заспу и вздохнули с облегчением. Не надо было заниматься проблемой доставания билетов для друзей и знакомых. Телефон на базе тренеры отключили. Они объяснили, что психологический фон команды должен соответствовать уровню предстоящего решающего поединка, но излишнего ажиотажа мы чувствовать не должны. А мы его все-таки чувствовали! К нам приезжали люди из ЦК и объясняли, что 6 октября — День освобождения Киева, на трибунах будет много ветеранов Великой Отечественной войны, и поражение от немцев будет для них жестоким ударом. Словом, на поле мы выходили с настроением победить во что бы то ни стало, хоть кровь из носу.

Леонид Буряк:

- У «Баварии» не было ни единого шанса на успех. Ведь на трибунах Республиканского стадиона собралось более 100 тысяч зрителей, мы обязаны были устроить им праздник! Интересно, что еще за три недели до поединка число желающих попасть на стадион превысило полмиллиона. Мне кажется, что в тот день каждый из нас провел один из лучших матчей в жизни. «Бавария» играла на пределе возможностей, но она была обречена. Штурм ворот соперников не утихал ни на минуту. Блохин постоянными стремительными рывками просто затерзал своего персонального опекуна Шварценбека. За 5 минут до перерыва он сумел-таки убежать от немца, ворвался в штрафную площадку и неотразимо пробил мимо Майера — 1:0! А в начале второго тайма Олег забил второй гол, и судьба Суперкубка была решена…

Олег Блохин, из книги «Экзаменует футбол»:

- Когда меня сбили с ног неподалеку от штрафной «Баварии», штрафной удар готовился бить Мунтян. Что меня дернуло, не знаю. Я вдруг почувствовал, что забью. Подошел в Володе и попросил пробить. Он как-то оторопело посмотрел на меня и сказал: «Бей, Олег… » «Стенка» была выстроена по всем правилам, но кто-то из стоящих в ней игроков увернулся (это был Шварценбек), и мяч влетел в ворота…

Стефан Решко:

- Президент УЕФА Артемио Франки собирался вручать приз, но поднять массивную метровую чашу из золота и серебра не смог. Тогда ее подхватили Коньков, Фоменко и Веремеев. Мы совершили круг почета и скрылись в раздевалке. Уже там наполнили чашу шампанским…

Леонид Буряк:

- Поздравления приходили со всех уголков Советского Союза. Из Москвы от правительства прислали специальные поздравительные грамоты каждому футболисту. Значение нашей победы над «Баварией» трудно переоценить. Ведь «Динамо» стало первым советским клубом, которому удалось достичь в футбольной Европе таких вершин…

Михаил Фоменко:

- За победу в Суперкубке каждый футболист получил около 1000 рублей: половину заплатил Киев, половину — Москва. Кроме того, нам дополнительно выплатили небольшую сумму в немецких марках.

К сожалению, нам не удалось пообщаться с наставниками той великой Команды — Валерием Лобановским и Олегом Базилевичем. Валерий Васильевич был занят подготовкой национальной команды Украины к ответственному поединку отборочного турнира ЧМ-2002 со сборной Армении, а Олег Петрович тяжело заболел.

Коллектив «ФАКТОВ» поздравляет всех футболистов и тренеров «Динамо»-75 со знаменательной датой! Валерию Лобановскому желаем победных выступлений его подопечных в отборочном турнире чемпионата мира, а Олегу Базилевичу — скорейшего выздоровления!


«Facty i kommentarii «. 06-Октябрь-2000. Спорт.