Події

Факт исчезновения 10-месячной виолетты работники прокуратуры выявили лишь через полгода, можно сказать, совершенно случайно

0:00 — 12 жовтня 2000 eye 412

Ни родители, ни кто-либо из близких не пытался разыскивать пропавшую малютку

О похищении малолетней девочки в Перечинском районе Закарпатской области «ФАКТЫ» сообщали в середине прошлого месяца. Напомним, что в феврале этого года две неизвестные девушки, явившись в Перечинскую райбольницу и представившись родственниками находящейся там 10-месячной Виолетты Чмовш, забрали ее и исчезли в неизвестном направлении. Более полугода судьба и местонахождение девочки были неизвестны. И то, что Виолетту наконец нашли и вернули домой, заслуга вовсе не ее родных, а… прокуратуры и милиции.

Если бы не прокурорская проверка, Виолетта и ныне находилась бы за сотни километров от родного дома под чужой фамилией.

Лишь через две недели после пропажи ребенка ее мамаша устроила в больнице скандал

Семьи, подобные супругам Чмовш из села Порошково, называют неблагополучными. Чтобы не перегружать читателя натуралистическими подробностями их быта, скажем лишь, что живут Чмовши за счет случайных заработков и попрошайничества, а условия, в которых существуют их четверо детей, настолько ужасные, что в середине лета служба по делам несовершеннолетних райгосадминистрации направила в суд материалы о лишении матери и отца родительских прав. Выяснением причин семейных проблем Чмовшей занялась районная прокуратура. Тогда и выяснилось, что самая младшая девочка -- 15-месячная Виолетта -- исчезла, и где она, никто не знает. Мама девочки, 31-летняя Татьяна, объяснила, что в декабре прошлого года определила малышку, заболевшую воспалением легких, в районную больницу и с тех пор ее не видела.

Врачи райбольницы также были немногословны: по их словам, в феврале Виолетту забрали две девушки лет 17--20, представившиеся ее тетями. Никаких конкретных данных о них в журнале регистрации не оказалось. О том, куда подевалась маленькая девочка, была лишь одна догадка: по словам матери, дочь могла взять ее случайная знакомая. Но кто она такая и откуда -- также было неизвестно. Впрочем, сама мать исчезновение Виолетты большой проблемой не считала -- лишь через две недели после пропажи ребенка она попробовала устроить в больнице скандал. Но затем быстро успокоилась и с просьбами разыскать родную кровиночку в милицию не обращалась (позже выяснилось, что рождение Виолетты даже не было зарегистрировано в загсе). Так что, если бы не прокурорская проверка, Виолетта и ныне находилась бы за сотни километров от родного дома под чужой фамилией.

Прокуратура возбудила уголовное дело по ст. 124 Уголовного кодекса Украины (»Похищение чужого ребенка»), а поисками Виолетты занялся Перечинский райотдел милиции.

-- В первые же дни, когда стало известно о пропаже Виолетты, мы допросили ее родителей, их родственников, соседей и врачей райбольницы, -- рассказывают сотрудники Перечинского РОВД Василий Мацо и Владимир Баев. -- И, сопоставив описания, поняли, что одна из забравших Виолетту девушек и есть та знакомая, о которой упоминала Татьяна Чмовш. Однако, кроме того, что девушку зовут Саша, родители Виолетты не знали о ней ничего. Просто диву даешься, отслеживая, к чему приводят подобные случайные знакомства. По словам Татьяны, с Сашей они познакомились в ноябре прошлого года во Львове. К обедающей на железнодорожном вокзале семье подошла незнакомая девушка и стала наблюдать за трапезой голодными глазами. Ее пожалели, предложили поесть, а затем… пригласили к себе в Порошково.

Погостив две недели, Саша «от скуки» уехала неизвестно куда. За все это время родители Виолетты смогли лишь вспомнить, что гостья несколько раз упоминала город Моршин Львовской области. Туда и отправилась оперативная группа из райотдела. Но безрезультатно -- девочку не нашли. Через несколько дней Татьяна вспомнила, что в Моршине живет не Саша, а ее знакомый. Туда снова выехали сотрудники угрозыска. Вместе с местной милицией были отработаны все злачные места, опрошены местные жители. Несколько человек видели похожую на Сашу девушку с грудным ребенком, но найти ее опять-таки не удалось. Чего-нибудь внятного о другой девушке Татьяна рассказать не могла, да и ее рассказы о Саше, ее знакомом, их возможном месте жительства были настолько запутаны, что мы на время отбросили их и занялись поисками не похитителей, а самой девочки. Решив, что Виолетта (если с ней все в порядке) может находиться на попечении государства, стали проверять все детдома в Западной Украине -- во Львове, Ивано-Франковске, Тернополе, Хмельницком…

Через две недели, уже теряя надежду, дошли до Ровно, и там, в одном из детских домов, нашли девочку по имени Виолетта. А когда сопоставили особые приметы (у Виолетты на ножке родимое пятно), поняли, что наша пропажа наконец-то нашлась. Через несколько дней в Ровно привезли отца ребенка -- Ивана, который опознал дочь. Но этого было недостаточно. Оказалось, что Иван не расписан с Татьяной, поэтому не имеет на Виолетту никаких юридических прав (кроме этого, в данное время против него возбуждено уголовное дело за кражу велосипеда). Тогда в Ровно привезли Татьяну…

Пять месяцев девочка спала прямо на полу, укутанная в тряпки

-- Так получилось, что сначала нам удалось найти ребенка, а уже затем восстановить картину его похищения, -- продолжает Владимир Баев. -- Через несколько месяцев после отъезда из Порошкова, 20 февраля, Саша (как мы установили, ее фамилия Вус, возраст -- 20 лет) вернулась туда со своей подругой -- 16-летней Марией Михайлюк из Острожского района Ровенской области. Однако Чмовшей дома не было -- они уехали за пределы области. Случайно узнав у соседей, что Виолетта находится в больнице, подруги решили… забрать ее. Сначала врачи не отдавали ребенка чужим людям. Тогда Саша вернулась в Порошково, пробралась через чердак в дом Татьяны, забрала (фактически -- похитила) вещи Виолетты и опять отправилась в больницу. Теперь девушки представились сестрами Татьяны и, предъявив в доказательства вещи Виолетты, снова попытались забрать ребенка. На этот раз врачи не возражали.

21 февраля подруги с малышкой на руках отправились к Михайлюк -- в селе Краев Острожссого района. По прибытии Мария, чтобы не вызывать лишних вопросов, заявила матери, что Виолетта -- ее дочь, родившаяся несколько месяцев назад в Одессе. Так девочку и «прописали» в Краеве. А через несколько недель, оставив ребенка дома, подруги уехали из села «попутешествовать».

Вместе с сотрудниками Ровенского ГОВД мы побывали в Краеве, у матери Михайлюк. Условия там, скажу прямо, еще хуже, чем в Порошкове: старая глинобитная хата, в которой нет даже кровати, грязь, бедность… Около пяти месяцев девочка спала прямо на полу, в тряпках. Выхаживали ее всем селом -- кто приносил еду, кто одежду… А когда девушки исчезли, мать Марии -- старая, страдающая эпилепсией женщина -- отнесла малышку в Ровно. В детском доме она сказала, что Виолетта ее внучка. Но поскольку никаких доказательств этому не было, в журнале приема так и записали -- поступила без каких-либо документов.

В детском доме Виолетта пробыла до середины сентября, и это, наверное, были лучшие месяцы в жизни ребенка со времени ее рождения. Девочка ведь очень запущена. Ей уже полтора года, а выглядит она на год, еще не ходит. В детском доме ее отогрели, откормили, выходили. Честно говоря, нам даже жалко было забирать ее оттуда. Тем более, что никаких материнских чувств или эмоций при встрече с дочерью Татьяна так и не проявила…

«Хорошо еще, что Виолетту за ненадобностью не бросили где-нибудь на вокзале»

В истории с похищением Виолетты неясно пока что одно -- мотивы действий Саши и Марии. По словам начальника Перечинского РОВД полковника милиции Василия Буковчаника, подруги, вероятнее всего, забрали девочку с целью попрошайничества (именно поэтому милиция в ее поисках проверила все притоны и вокзалы в Западной Украине). Ведь вид младенца вызывает у прохожих больше жалости, сострадания и, соответственно, щедрости. Вскоре девушки, наверное, увидели, что маленький ребенок доставляет больше хлопот, чем прибыли, поэтому и оставили его в Краеве. Хорошо хоть, что не бросили где-нибудь на вокзале…

Однако это пока лишь версия. Действительные причины похищения Виолетты будут установлены после задержания Саши и Марии. Ориентировки с их данными разосланы во все УМВД Западной Украины.

Рассказ о «путешествиях» маленькой Виолетты, наверное, выглядит недосказанным без комментариев ее матери. Но встретиться с ней, к сожалению, не удалось. На момент приезда журналиста «ФАКТОВ» и сотрудников Перечинского РОВД в Порошково Татьяны Чмовш не оказалось дома, во дворе играли лишь ее дети. Увидев нескольких незнакомых дядь, девочка лет шести тут же схватила Виолетту и ее братишку чуть постарше на руки и спряталась в доме. А вскоре оттуда послышалось настороженное: «Мамы и папы нет дома!» Мы решили поговорить хотя бы с детьми и вошли в дом. Обстановка в старом однокомнатном жилище вполне соответствует его внешнему виду: потресканные стены, старый, разваливающийся комод, грязное белье на единственной кровати, электроэнергия давно отключена за неуплату…

В этом году семилетняя Лена Чмовш пошла в первый класс, но, по ее же словам, в школе была лишь несколько раз. Ее братишка Иосиф, двух с половиной лет, о себе рассказать не смог, поскольку выговаривает лишь несколько слов. А старшая 14-летняя Света куда-то ушла. За нашим коротким разговором большими круглыми глазами неотрывно наблюдает виновница визита -- Виолетта, несколько дней назад вернувшаяся в родные стены благодаря правоохранителям…

На днях материалы семьи Чмовш рассмотрел Перечинский районный суд. Согласно его решению, детей у Татьяны заберут. Старших, Свету и Лену, вскоре устроят в школу-интернат, а младших, Иосифа и Виолетту, -- в детский дом. Родительских прав Татьяну гуманный судья не лишил. Так что если она изменит свою жизнь, то сможет вернуть своих детей.


«Facty i kommentarii «. 12-Октябрь-2000. Жизнь.